В рамках реформирования системы государственного и муниципального контроля прияты два основополагающих Федеральных закона.
1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», которым определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах (НПА) требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного и муниципального контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В частности, данным Законом установлено:
– с 1 ноября 2020 года большинство НПА, содержащих обязательные требования, будут действовать максимум шесть лет со дня вступления в силу;
– с 1 февраля 2021 года положения НПА, которыми устанавливаются обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования, если иное не будет установлено федеральным законом или международным договором РФ;
– с 1 марта 2021 года создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия;
– до 1 января 2021 года должны быть отменены НПА с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивают при государственном контроле или надзоре. При этом с 1 января 2021 года неотмененные акты, вступившие в силу до 2020 года, можно будет не соблюдать, за исключением НПА, определенных Правительством РФ.
Также в документе сформулированы принципы установления и оценки применения обязательных требований, а именно:
– законность;
– обоснованность обязательных требований;
– правовая определенность и системность;
– открытость и предсказуемость;
– исполнимость обязательных требований.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым урегулированы отношения, непосредственно связанные с организацией и осуществлением государственного и муниципального контроля (надзора). Рассматриваемым документом, например, определены следующие основы:
– Приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (меры стимулирования добросовестности, самообследование, профилактический визит).
– Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Подать жалобу в досудебном порядке можно будет также только в электронном виде через портал «Госуслуги».
– Конкретизированы правила проведения каждого контрольно-надзорного мероприятия (в том числе приведен список допустимых контрольно-надзорных действий).
– Введена возможность проведения инспекционного визита и выездной проверки дистанционно.
– Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать десяти рабочих дней.
– Решения, принятые по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями, будут отменены.
В документе также перечислены правоотношения, на которые положения рассматриваемого закона не распространяются (налоговый, валютный, таможенный, антимонопольный контроль и проч.).
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ вступит в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Читайте подробнее