ЭЛКОД: ВС РФ изложил свою позицию о досудебном урегулировании споров

ВС РФ изложил свою позицию о досудебном урегулировании споров

Возможности: разъяснения ВС РФ по претензионному порядку разрешения споров могут помочь как физическим, так и юридическим лицам в соблюдении досудебного порядка урегулирования споров.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 даны разъяснения по отдельным вопросам досудебного урегулирования споров:
возникающих из гражданских правоотношений и рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства;
рассматриваемых в порядке арбитражного судопроизводства;
уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг.

Например, ВС РФ пришел к следующим выводам:

  • претензия не нужна, в случае если:

предъявлен встречный иск;
– в суде взыскивается одновременно основной долг, неустойка и проценты, а претензия была в отношении только суммы основного долга;
увеличен размер требований путем дополнения их требованиями за другой период в обязательстве, исполняемом по частям, либо в связи с увеличением количества дней просрочки, изменения требования об исполнении обязательства в натуре на требование о взыскании денежных средств;
в дело вступил надлежащий ответчик;
претензию ранее направлял правопредшественник истца;
в суд обращается прокурор, государственные и муниципальные органы в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан;
в дело вступило третье лицо с самостоятельными требованиями.

  • если надлежащий ответчик докажет, что мог уладить спор без суда, истца могут оставить без компенсации судебных издержек независимо от исхода судебного дела;
  • ходатайство о несоблюдении досудебного порядка могут отклонить:

ответчик уже успел сделать заявление по существу спора и не выразил намерение его урегулировать;
истек срок досудебного урегулирования;

  • примирительные процедуры могут заменить направление претензии, если спорящие стороны согласны, а закон, который предусматривает досудебный порядок, позволяет изменить его договором. При этом необязательно заранее договариваться о возможности примирительных процедур;
  • претензию можно направлять в адрес филиала, если спор вытекает из его деятельности;
  • претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если этого не требует закон или договор;
  • чтобы доказать отправку претензии в электронной форме, можно предоставить скриншот, на котором есть точное время его получения и адрес интернет-страницы, в случае если у сторон уже есть опыт подобного обмена информацией, для них это обычная практика либо такой порядок предусмотрен нормативно или недвусмысленно закреплен в договоре.

Внесены поправки в Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43, а также признан утратившим силу п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7.
На заметку: более подробно с позицией ВС РФ по досудебному порядку урегулирования спора можно в Обзоре «Претензионный порядок: важные разъяснения Пленума ВС РФ» в СПС КонсультантПлюс.

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»