ЭЛКОД: Кого и в каком случае освободят от ответственности за неисполнение обязанностей в части КИК

Кого и в каком случае освободят от ответственности за неисполнение обязанностей в части КИК

Возможности: контролирующие лица, попавшие под санкции, могут быть освобождены от налоговой ответственности за непредставление документов, относящихся к уведомлениям о КИК за отчетные периоды 2021 и 2022 годов. Риски: обязанность представлять документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, не отменена, поэтому в налоговый орган необходимо своевременно предоставить пояснения об их отсутствии из-за санкций.

По общему правилу налогоплательщики контролирующие лица обязаны подтверждать размер прибыли (убытка) КИК путем представления финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения по ней. Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода контролирующим лицом в виде прибыли КИК в следующие сроки (п. 5 ст. 25.15 НК РФ):

налогоплательщиками-организациями вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций;

налогоплательщиками физическими лицами вместе с уведомлением о КИК.

За нарушение п. 5 ст. 25.15 НК РФ предусмотрена ответственность для контролирующего лица:

штраф 500 000 руб. по п. 1.1 ст. 126 НК РФ, если документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, не представлены в вышеуказанный срок либо содержат заведомо недостоверные сведения;

штраф 1 000 000 руб. по п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ, если документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, не представлены в течение месяца с даты получения требования либо содержат заведомо недостоверные сведения.

ФНС России в Письме от 29.04.2022 N ШЮ-4-13/5376@ сообщает, что из-за санкций в отношении российских лиц некоторые налогоплательщики – контролирующие лица КИК не имеют возможности получить и представить в налоговый орган необходимые документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, обязанность по представлению которых предусмотрена п. 5 ст. 25.15 НК РФ. В связи с этим Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ было установлено, что вышеуказанные штрафы не применяются, если нарушение выявлено в отношении документов, подтверждающих прибыль (убыток) КИК за финансовые годы, которые закончились в 2020 2021 годах (п. 4 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, в случае непредставления налогоплательщиком контролирующим лицом в 2022 и 2023 годах в установленный срок подтверждающих документов, относящихся к уведомлениям о КИК за 2021 и 2022 отчетные периоды, такой налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1.1  п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ.

При этом ФНС России обращает внимание, что положения Федерального закона N 67-ФЗ не отменяют обязанность, предусмотренную п. 5 ст. 25.15 НК РФ. Поэтому территориальные налоговые органы, не получившие документы о размере прибыли (убытка) КИК, будут их запрашивать. А контролирующие лица обязаны представить пояснения (документы) об отсутствии возможности представления подтверждающих документов за отчетные периоды 2021 и 2022 годы в установленный срок в связи с введенными мерами ограничительного характера иностранными государствами.

В дальнейшем при возникновении возможности получения необходимых документов налогоплательщики обязаны представить их в налоговый орган, а также (при наличии прибыли) налоговую декларацию с отражением дохода. Поскольку в таком случае не было возможности своевременно определить налоговые обязательства, контролирующее лицо не подлежит привлечению к ответственности по ст. 129.5 НК РФ за невключение в налоговую базу долю прибыли КИК, что привело к возникновению недоимки. При этом необходимо будет уплатить пени в порядке ст. 75 НК РФ.

Кроме того, невозможность отражения сведений о финансовой отчетности КИК в уведомлении о КИК в соответствии с подп. 5-7 п. 6 ст. 25.14 НК РФ в указанном случае также не является основанием для штрафа по п. 1 ст. 129.6 НК РФ за недостоверные сведения в уведомлении о КИК.

При этом, решая вопрос об освобождении от налоговой ответственности, инспектор будет учитывать перечень стран, которые ввели санкции в отношении российских лиц, и учитывать обоснованность представленных пояснений. Если инспектор посчитает пояснения недостоверными, то будет осуществляться анализ открытых источников данных о деятельности КИК и данных автоматического обмена финансовой информацией, а при необходимости направляться международный запрос в отношении КИК, а также проводиться иные мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика контролирующего лица.

На заметку: узнать об обязанностях контролирующих лиц можно в Готовом решении: Контролируемые иностранные компании: порядок признания и обязанности контролирующих лиц (КонсультантПлюс, 2022).

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»