Налог на имущество организаций, практика применения Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области»


Налог на имущество организаций, практика применения Закона  Московской области «О льготном налогообложении в Московской области»

21 ноября состоялось интервью заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Александра Владимировича Комзова по теме «Налог на имущество организаций, практика применения Закона Московской области “О льготном налогообложении в Московской области”».
Александр Владимирович ответил на вопросы пользователей справочной правовой системы КонсультантПлюс о налоговых льготах, установленных законодательством Московской области по налогу на имущество для организаций-инвесторов о том, какие объекты подлежат льготированию и как рассчитывать налог  компаниям, владеющим жилым домом или жилым помещением.
Также Александр Владимирович не оставил без внимания вопросы по налогу на имущество физических лиц.

Добрый день, уважаемая интернет-аудитория и пользователи справочной правовой системы КонсультантПлюс! Сегодня у нас в гостях заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Александр Владимирович Комзов.

С 1 января 2015 года вступила в силу статья 26.18 Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области», согласно которой юридическим лицам предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество организаций инвесторам, осуществившим капитальные вложения в объекты основных средств во вновь построенные и введенные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью не менее 50 миллионов рублей.

И первый вопрос – можно ли заявить льготу на объект, принятый на баланс, например, в марте 2014 года?

Нет. С 1 января 2015 года льготированию подлежат только объекты, которые приняты к бухгалтерскому учету не ранее 1 декабря 2014 года.

– Можно ли воспользоваться льготой по имущественному комплексу стоимостью более 50 миллионов рублей?

Всё зависит от того, как объект поставлен на кадастровый учет. Закон позволяет льготировать самостоятельные объекты кадастрового учета стоимостью более 50 миллионов рублей. Если в состав имущественного комплекса входит объект стоимостью менее 50 миллионов, который имеет кадастровый номер, то такой объект льготировать нельзя.

– В статье 26.18 имеется ограничение, которое не распространяет действие статьи на объекты основных средств, предназначенные для оптовой и розничной торговли. Каким документом подтверждается назначение объекта?

Назначение объекта капитального строительства (сооружения) определяется кадастровым паспортом здания, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории».

– Если вновь построенный объект капитального строительства поставлен на бухгалтерский учет в апреле 2015 года и согласно кадастровому паспорту не предназначен для оптовой и розничной торговли, но сдан в аренду под розничную торговлю, – такой объект подпадает под льготу?

– Да, так как подлежат льготированию объекты, не предназначенные для оптовой и розничной торговли, а не фактически используемые для осуществления торговли.

– Виды вновь построенных и введенных в эксплуатацию объектов основных средств определяются в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов. В статье 26.18 Закона указаны наименование группировки ОКОФ «Здания и сооружения» и коды подразделения ОКОФ «11 0000000 и 12 0000000». С какими кодами ОКОФ можно льготировать объекты?

Объектом классификации основных фондов в Общероссийском классификаторе является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельно конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. При этом структура кодов ОКОФ состоит из раздела, подраздела, класса,  подкласса и вида. Следовательно, льготированию подлежат здания и сооружения всех классов, подклассов и видов в пределах подраздела 11 0000000 «Здания» и 12 0000000 «Сооружения» соответственно.

– Законом «О льготном налогообложении в Московской области» установлено, что налогоплательщики, использующие налоговые льготы, должны предоставлять расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового (отчетного) периода и отчет об их использовании в Минэкономики Московской области для визирования за два дня до срока предоставления в налоговые органы деклараций (расчетов) по налогам, по которым используются налоговые льготы. Должно ли Минэкономики Московской области направлять завизированные формы налогоплательщикам?

Нет, эта обязанность законом не установлена. Завизированные Министерством экономики Московской области формы отчетности направляются в УФНС России по Московской области в порядке, установленном соглашением сторон об информационном взаимодействии.

– Все ли налогоплательщики, которые применяют льготы, должны направлять формы отчетности в Министерство экономики Московской области?

Да. Отчеты об использовании средств, высвобожденных в результате использования налоговых льгот, представляются каждой организацией, использующей  льготы, установленные законодательством Московской области, независимо от того, к какой льготной категории относится  организация.

– Как владельцы помещений в торговом центре площадью более 1 000 кв.  м должны исчислять налог, если кадастровая стоимость для помещения не установлена?

С 2014 года в Подмосковье юридические лица, владеющие торговыми центрами (комплексами) площадью свыше 5 000 кв. м (а с 2015 года – свыше 1 000 кв. м), при исчислении налога на имущество организаций в качестве налоговой базы должны применять кадастровую стоимость объекта. (Перечни таких объектов утверждаются Распоряжением Минмособлимущества и размещаются на сайте http://mio.mosreg.ru/dokumenty/rasporyaditelnye-akty-prinyatye- ministerstvom). Помещения, входящие в состав здания, включенного в перечень, также подлежат налогообложению исходя из их кадастровой стоимости. При этом если кадастровая стоимость помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля  кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

– Если организация владеет жилым домом или жилыми помещениями, отражаемыми в бухучете на счете 41 «Товары», нужно ли по этим объектам рассчитывать налог?

В отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, порядок определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости имущества в Московской области не установлен. Следовательно, жилая недвижимость, расположенная на территории региона, стоимость которой отражена в бухгалтерском учете на  счете 41 «Товары», не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций, и в отношении нее у организаций отсутствует обязанность по предоставлению налоговых деклараций  и авансовых расчетов по налогу.

– Как можно узнать, внесено ли имущество в перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости?

– В Московской области перечни объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, утверждаются распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области на каждый налоговый период (на 2015 год – распоряжение  от 19.12.2014 № 12ВР-1559, на 2016 год – распоряжение от 24.11.2015 № 13ВР-1999). Они размещены на сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru/dokumenty/ rasporyaditelnye-akty-prinyatye-ministerstvom/.
Хочу обратить внимание на то, что в указанные перечни включены только кадастровые номера зданий. Однако помещения, входящие в состав здания, включенного в перечень, и имеющие владельцев, также подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости этих помещений. При этом если кадастровая стоимость помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

– В течение какого срока должно приходить уведомление из налоговой? Срок уплаты налогов – 1 декабря. Что делать, если уведомление не пришло?

Так как имущественные налоги для физических лиц исчисляются налоговыми органами, то, в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса, не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При этом необходимо понимать, что за 2015 год налоговые уведомления не направлялись налогоплательщикам в следующих случаях:

– если наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований полностью освобождает владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

–  если общая сумма налоговых обязательств, отражаемых в налоговом уведомлении, составила менее 100 рублей;

– если физическое лицо – пользователь личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России не направило до 01.09.2016 уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении налогового уведомления за 2015 год налогоплательщику необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или месту нахождения объектов недвижимости либо направить обращение через личный кабинет налогоплательщика или посредством интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».
Хочу также напомнить, что владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган.  (Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@. Приказ размещен на сайте ФНС России).

– Представляются ли в Московской области какие-либо дополнительные льготы по налогу на имущество для физических лиц?

– Пункт 2 статьи 399 Кодекса дает право представительным органам муниципальных образований при установлении налога на имущество физических лиц предоставлять налогоплательщикам дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные Кодексом.
Узнать о льготах, установленных органами местного самоуправления на территории Московской области, можно с помощью электронного сервиса на сайте ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»  (https://www.nalog.ru/rn50/service/tax/), а также в соответствующем налоговом органе.

– Как узнать кадастровую стоимость своего имущества?

– Кадастровую стоимость объекта по состоянию на 1 января соответствующего года можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки. При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно (ст. 14  Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

– Как можно оспорить установленную кадастровую стоимость имущества? Нужно ли уплачивать налог на имущество, если его размер является предметом спора между владельцем имущества и налоговой?

– Даже если размер налога является предметом спора между владельцем имущества и налоговым органом, до разрешения спора налог по наступившему сроку уплаты следует уплатить в бюджет.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости определен в статье 24.18 Федерального Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости размещена на сайте Росреестра (rosreestr.ru – Главная / Физическим лицам / Полезная информация / Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости).
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, будут учитываться при определении налоговой базы с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По поступлению сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости налоговым органом будет произведен перерасчет налога.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление также можно представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или  через личный кабинет налогоплательщика.

– ИП был зарегистрирован в 2016 году, работает по УСН. Распространяется ли на него льгота по налогу на имущество физических лиц?

– Пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности по уплате, в том числе и от налога на имущество физических лиц. Освобождение производится в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения, включенных в перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области.

Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Справочная информация