ЭЛКОД: Может ли оператор связи требовать от управляющей компании заключения договора, основанного на безвозмездном пользовании общими помещениями МКД

Может ли оператор связи требовать от управляющей компании заключения договора, основанного на безвозмездном пользовании общими помещениями МКД

Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2018 N 306-КГ17-17056 по делу N А55-16550/2016

ПАО "Ростелеком" обратилось в УФАС с жалобой на действия Управляющей компании (УК), которые выразились в препятствовании доступу к оборудованию, размещенному в МКД, находящихся под управлением данной компании. В связи с поступлением жалобы антимонопольным органом было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и принято решение, в котором УК признана допустившей злоупотребление доминирующим положением на соответствующем рынке, с выдачей предписания о прекращении нарушения. Кроме того, УК была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Не согласившись с этим, УК обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила признать данные акты антимонопольного органа недействительными. Решением арбитражного суда заявленные УК требования были удовлетворены в полном объеме, однако апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и суд округа поддержал позицию апелляционной инстанции. УК подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ с просьбой оставить в силе решение суда первой инстанции.
Между ПАО "Ростелеком" и УК на протяжении 4 лет действовали договоры по предоставлению оператору связи на возмездной основе во временное пользование части мест общего пользования в жилых домах под размещение телекоммуникационного оборудования, необходимого для оказания услуг абонентам. После истечения срока действия указанных договоров ПАО "Ростелеком" направило в адрес УК предложение о заключении договоров на новый срок на безвозмездной основе, но получило отказ на продолжение договорных отношений на таких условиях. Данный отказ антимонопольный орган признал препятствием оператору связи в доступе к размещенному в МКД оборудованию связи.
Однако суд указал, что для квалификации действий УК по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие статуса хозяйствующего субъекта у данного лица, обладание этим лицом доминирующим положением на рынке, факт злоупотребления доминирующим положением. Такая совокупность обстоятельств по настоящему делу антимонопольным органом не доказана и судами не установлена.
Принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в МКД иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений, т.е. этим УК ограничена в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению общим имуществом МКД. Она не вправе самостоятельно принимать решение о возможности доступа, в том числе организаций связи, к общему имуществу и, следовательно, в отношениях по предоставлению в пользование технических, а также иных общих помещений МКД управляющая организация не может быть признана самостоятельным хозяйствующим субъектом.
Кроме того, после прекращения действия ранее заключенных с ПАО "Ростелеком" договоров собственники помещений МКД не принимали решений о предоставлении технических и иных помещений для установки оборудования связи. УК могла быть признана хозяйствующим субъектом в связи с отношениями, которые имели место в рамках ранее заключенных с ПАО "Ростелеком" возмездных договоров. Однако оператор связи самостоятельно отказался от дальнейшего исполнения (возобновления) договора с УК, настаивая на безвозмездном пользовании техническими и иными общими помещениями МКД.
Наличие у ряда жителей дома интереса в доступе в сеть Интернет и заключение частью жителей договоров на предоставление таких услуг с ПАО "Ростелеком" не означает, что оператор связи вправе по своему усмотрению размещать оборудование в технических и иных помещениях дома в отсутствие согласия большинства собственников помещений в МКД, и без внесения соразмерной платы, взимаемой в интересах всех собственников, как это предусмотрено п. 3 ст. 6 Закона о связи. Материалы дела также не свидетельствуют о том, что общество "Ростелеком" было поставлено в худшее положение по сравнению с конкурирующими хозяйствующими субъектами, т.к. иные операторы связи использовали технические помещения для установки своего оборудования на возмездной основе.
Учитывая изложенное, со стороны УК не было злоупотребления в форме отказа от заключения договора, либо иных действий, которые могли быть сочтены в качестве недобросовестного и антиконкурентного поведения по отношению к ПАО "Ростелеком". Антимонопольный орган вмешался в гражданско-правовой спор между оператором связи и управляющей компанией, выйдя за пределы установленных законом полномочий, и при таком положении Судебная коллегия Верховного Суда РФ посчитала, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанции подлежат отмене, и удовлетворила требования заявителя (Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2018 N 306-КГ17-17056 по делу N А55-16550/2016).

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»