ЭЛКОД: С госзаказчиком заключен контракт на поставку медикаментов, в процессе исполнения контракта заказчик неоднократно нарушает сроки оплаты, а по отельным поставкам оплаты нет до сих пор.

С госзаказчиком заключен контракт на поставку медикаментов, в процессе исполнения контракта заказчик неоднократно нарушает сроки оплаты, а по отельным поставкам оплаты нет до сих пор. При этом за поставщиком так же присутствует неоднократное нарушение обязательств по срокам поставки товара. Вправе ли поставщик отказаться от исполнения контракта, не приведет ли это в дальнейшем его включение в РНП? Просьба помочь найти судебную практику и решения ФАС по схожей ситуации. 

Главное

Если в контракте закреплена возможность одностороннего отказа от его исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, этим правом может воспользоваться как заказчик, так и поставщик (ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если такое решение принял поставщик, заказчик не позднее двух рабочих дней после дня его вступления в силу направляет в установленном порядке обращение о включении информации о поставщике в РНП (ч. 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Следовательно, даже если решение о расторжении будет со стороны поставщика, то заказчик должен направить решение в ФАС. На заседании комиссия будет принимать решение о включении или не включении поставщика в РНП.

Решений в полном соответствии с запросом не находим. Во вложении схожие решения.  Каждой из сторон необходимо будет предоставить доказательства, что нарушения с их стороны имели объективные причины. Если поставщик не сможет предоставить доказательства, что нарушение сроков связано с действиями заказчика или третьих лиц, то не исключаем возможность попадания в РНП.

Обоснование

В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 23 ст. 95 Закона установлено, что при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Общество 05.09.2023 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение мотивировано нарушением Заказчика обязательств по контракту, касающихся своевременной оплаты принятых работ, оказания содействия при выполнении работ и предоставлении надлежащей проектно-сметной документации.

Указанное решение Подрядчиком в соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона сформировано и размещено в единой информационной системе 05.09.2023. Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчика о принятии Обществом решения является 05.09.2023.

С учетом положений ч. 21 ст. 95 Закона, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 19.09.2023.

Учитывая положения ч. 7 ст. 104 Закона, антимонопольный орган осуществляет проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

В силу п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

В абз.1 ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.

При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.

Комиссия отмечает, что в настоящем случае выполнение работ Подрядчиком с отставанием от графика обусловлено, в том числе, поведением Заказчика, который не исполнял свои встречные обязательства по контракту: работы оплачивались Заказчиком с нарушением предусмотренного контрактом срока более чем на месяц, ответы на все поступающие вопросы, касающиеся порядка и процесса выполнения работ, своевременно не направлялись Заказчиком.

Подпунктом "а" п. 13 Порядка рассмотрения обращения предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

По смыслу Порядка рассмотрения обращения включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения.

В соответствии с п. п. "б" п. 15 Порядка, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Оценив в совокупности представленные доказательства, Комиссия установила, что у Общества имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, его действия направлены на исполнение им принятых обязательств по контракту. В свою очередь, встречные обязательства со стороны Заказчика не исполнены.

Заказчиком в материалы настоящего дела не представлены доказательства, указывающие на отсутствие у ООО "Т" оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

{Решение Ростовского УФАС России от 20.11.2023 по делу N 061/10/104-4163/2023 Нарушение: ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе. Решение: Отказать во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. {КонсультантПлюс}}

В Приложении к ответу Вы найдете:

 

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»