В предлагаемой статье анализируется практика по одной из форм недобросовестной конкуренции - некорректному сравнению. В частности, приводится алгоритм действий антимонопольных органов по установлению рекламодателя, допустившего некорректное сравнение в интернет-рекламе.
Проявлениями недобросовестной конкуренции в виде некорректного сравнения могут быть:
1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом - конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;
2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом - конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом - конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности конкурента и (или) его товара.
Как следует из разъяснений, приведенных в письме ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета", первый вид некорректного сравнения имеет отношение к неограниченному кругу конкурентов и (или) их товаров. Второй вид распространяется на некорректное сравнение с конкретным конкурентом (товаром). Третий вид некорректного сравнения предполагает, что такое сравнение построено с использованием неправильных логических операций таким образом и что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.
Стоит отметить, что некорректное сравнение так же, как и любое иное сравнение, может быть двух видов: негативное и позитивное. При негативном сравнении хозяйствующий субъект стремится принизить товары конкурента, превознося свои. Позитивное сравнение, напротив, не ослабляет репутацию товара конкурента, а использует ее.