ЭЛКОД: Как не стать жертвой недобросовестного контрагента

Как не стать жертвой недобросовестного контрагента

Чтобы принять взвешенное решение, необходимо обладать как можно большим количеством сведений о контрагенте.

В статье рассматриваются меры, которые необходимо предпринять для минимизации рисков возврата денежных средств контрагенту, даже если работа была выполнена добросовестно.

Проверить незнакомого контрагента и составить объективное представление о нем поможет Due Diligence ("должная добросовестность") - комплекс мер по проверке контрагента: его финансовой стабильности, деловой репутации, положения на рынке, цель которых - получение представления об объекте исследования.

Полноценный Due Diligence лучше доверить специализированной компании, обратиться в которую стоит перед заключением крупного контракта, покупкой бизнеса или серьезными инвестициями.

Минимальный Due Diligence можно провести самостоятельно и без затрат:

1. Получить выписку из ЕГРЮЛ на сайте налогового органа (egrul.nalog.ru), и обратить внимание на следующие значения: является ли организация действующей; нет ли записи о принятии решения о ликвидации; когда создана организация; была ли в последнее время смена генерального директора и владельцев компании.

2. Воспользоваться рядом бесплатных баз данных в интернете, где можно проверить связи контрагента.

3. Проверить контрагента по базе судебных решений: система "Мой арбитр" (my.arbitr.ru). В этой системе, введя наименование или ИНН проверяемой организации, можно посмотреть, является ли она участником судебных процессов.

4. Проверить контрагента через систему ГАС "Правосудие" (sudrf.ru) на наличие споров в суде общей юрисдикции по месту нахождения организации.

5. Провести проверку по базе службы судебных приставов (fssprus.ru), обратив внимание на исполнительные производства, закрытые по причине того, что пристав не смог обратить взыскание в связи с невозможностью обнаружить имущество должника.

6. Также имеет смысл проверить деловую репутацию и сообщения в СМИ о контрагенте.

7. Убедиться, что на контрагента не собираются подавать в суд заявление о признании должника банкротом. Подать такое заявление возможно, если соблюдены следующие условия:

- размер неисполненных обязательств превышает 300 000 рублей;

- срок неисполненных обязательств превышает более 3 месяцев;

- заранее, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликовано уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Проверить, опубликована ли подобная информация, можно на Федеральном ресурсе (fedresurs.ru).

Вместе с тем, предвидеть риск признания организации банкротом зачастую проблематично, поскольку сделки должника могут быть оспорены в течение года. Поэтому имеет смысл обратить внимание на следующие моменты:

- отличие условий сделки от среднерыночных сделок на данный момент;

- типичность для контрагента подобных сделок;

- является ли данная сделка для контрагента крупной.
Заключая сделку на "сверхвыгодных" условиях, нужно понимать, что в случае признания контрагента несостоятельным можно потерять намного больше. В случае, если данная сделка будет оспорена, суд обяжет вернуть в конкурсную массу должника все полученное по сделкам, а взамен получить возможность включиться к должнику в реестр требований кредиторов.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»