Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Составляем отчетность: оцениваем риски назначения выездной налоговой проверки. Кого ждет выездная налоговая проверка?16.09.2015

 

 

 

 

Елена РАДЗИХОВСКАЯ,
налоговый консультант  отдела налогового консультирования
ООО «ЭЛКОД», член Палаты налоговых консультантов России,
член ИПБ России, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

 

В последнее время ФНС ушла
от практики тотальных проверок, усилила аналитическую составляющую своей контрольной работы. Таким образом налоговики создают условия, чтобы налогоплательщик добровольно исполнил свои налоговые обязательства.
Проверке могут предшествовать попытки налоговиков вступить с вами в диалог
и собрать информацию о вашем бизнесе: вызвать на налоговую комиссию, на допрос или попросить предоставить
какие-то документы. Налоговые инспекторы выходят на выездную проверку не для того, чтобы выявить нарушения (если вы попали в план проверки, значит, нарушения у вас уже есть), а чтобы собрать доказательства для доначисления налогов и санкций.
В сегодняшнем выпуске тематического
сюжета проанализируем, на что нужно ориентироваться, чтобы не попасть в список кандидатов на выездную проверку, рассмотрим основные критерии, по которым составляется план налоговых проверок, расскажем,
какие рекомендации при этом следует соблюдать организациям и индивидуальным предпринимателям.

Начну с того, уважаемые коллеги, что
контролеры включают налогоплательщиков
в план проведения выездной проверки, основываясь на общедоступных критериях, а также учитывая результаты налоговых комиссий. См.:

Приказ ФНС России от 30.05.2007
№ ММ-3-06/333@ «Об утверждении
Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», письмо ФНС России
от 
17.07.2013 № АС-4-2/12722
«О работе комиссий налоговых органов
по легализации налоговой базы»

Где найти:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)

То есть каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить риск получить «гос-тей» в виде выездной налоговой проверки. Для этого ФНС разработала соответствующие общедоступные критерии оценки риска (в этом сюжете будем называть их просто: критерии).
Если возможности диалога с налогоплательщиком в рамках комиссии по легализации налогообложения исчерпаны, а анализ показывает, что у налогоплательщика высокие налоговые риски или он замечен в схемах
по уклонению от налогообложения, — в отношении него назначается выездная налоговая проверка (далее — ВНП).
За счет риск-ориентированного подхода
к выбору кандидатов для выездных проверок ФНС России систематически сообщает о росте сумм взысканных платежей на одну выездную проверку, на одного сотрудника отдела выездных проверок, а также сокращении доли низкоэффективных выездных проверок организаций.
В ходе проведения предпроверочного анализа инспектором в совокупности оцениваются все зоны риска налогоплательщика согласно определенным критериям, и, соответственно, чем больше признаков одновременно выявлено в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, тем выше вероятность отбора данного налогоплательщика для включения в план ВНП. См.:

Письмо УФНС России по МО
от 
18.08.2014 № 11–20/43326
«О контрольной работе налоговых органов Подмосковья»

Где найти:
ИБ Московская область

Также риск попасть под недремлющее
налоговое око возрастает у тех налогоплательщиков, которые были замечены в схемах ухода
от уплаты налогов или оптимизации налого-обложения предпринимательской деятельности.
Имейте в виду, коллеги, что, если ваша деятельность соответствует критериям оценки риска, это не обязательно приведет к неблагоприятным налоговым последствиям. А само по себе назначение и проведение в отношении вас выездной проверки еще не означает, что
вы совершили налоговое правонарушение,
за которое предусмотрена ответственность. См.:

Письмо ФНС России
от 
31.07.2007 № 06-1-04/505

Где найти:
ИБ Вопросы и ответы (Финансист)

В Концепции не сказано, соответствие скольким критериям гарантирует включение налогоплательщика в план проверок. Поэтому даже при соответствии хотя бы одному критерию налогоплательщик может попасть под выездную проверку.
Следует подчеркнуть, что критерии носят рекомендательный характер и не обязательны для использования налогоплательщиками. Ведь такая обязанность не предусмотрена налоговым законодательством (п. 1 ст. 4 НК РФ).
Поэтому уточнять налоговые обязательства необязательно. Но периодически оценивать риск включения в план выездных проверок, возможно, имеет смысл. Во всяком случае,
внимание со стороны налоговиков, надеюсь, не станет для наших читателей неожиданностью.

Итак, приступим. Первый критерий является одним из основных:

1. Недостаточный уровень налоговой нагрузки.

Другими словами, по этому критерию в первую очередь в план проверки попадут те организации и индивидуальные предприниматели,
налоговая нагрузка которых ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам
в конкретной отрасли (виде экономической деятельности).
Величина налоговой нагрузки, согласно Концепции, определяется как соотношение суммы
уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота организаций по данным Росстата.
В приложении № 3 к приказу приведены показатели налоговой нагрузки в расчете на одного
налогоплательщика по основным видам экономической деятельности за 2006–2014 годы.
С этими показателями фирме и надо сравнивать свои данные о налоговой нагрузке.
В последнее время налоговые органы часто просят пояснить причины низкой налоговой нагрузки. Если такие причины имеют объективный характер, то есть вероятность, что представление соответствующих пояснений может снизить риск включения налогоплательщика в план ВНП.
Сумму выручки нужно брать по данным бухгалтерской отчетности организации за минусом НДС и акцизов.
Вид деятельности следует определять в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029–2001), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.

Обратите внимание:
С 1 января 2016 года Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029–2001 утрачивает силу. Вместо него будет применяться Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029–2014, который действует с 1 февраля 2014 года.


Например, организация, осуществляющая деятельность в сфере строительства,
по итогам 2014 года перечислила в бюджет налоговые платежи на сумму 7 500 000 рублей.
Выручка за данный период составила 67 500 000
рублей.
Налоговая нагрузка в 2014 году равна 11,1% (7 500 000 рублей / 67 500 000 рублей x 100%).
Для строительства средний показатель налоговой нагрузки за 2014 год составляет 12,3% (приложение № 3 к приказу).
Следовательно, у организации налоговая наг-
рузка меньше, чем средняя по отрасли (11,1% < 12,3%), а значит, налоговые органы могут обратить внимание на этот момент и, возможно, включат организацию в план проверок.

Далее переходим к следующему критерию:

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Налоговики могут заинтересоваться вашей деятельностью, если у вас в течение нескольких лет в налоговой или бухгалтерской отчетности отражается убыток.
Причем практика применения данного критерия показывает, что проверке подвергаются даже те налогоплательщики, наличие убытков у которых более чем обоснованно (например, лизинговые компании в первые годы своей деятельности).
Отмечу, что под убытком следует понимать именно превышение расходов над полученными доходами, а не убытки прошлых лет, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу.
Например, у организации в декларациях
по налогу на прибыль за 2013 и 2014 годы отражен убыток прошлых лет. При этом имеется налогооблагаемая прибыль. В связи с этим организации можно не беспокоиться, так как
по этому критерию она налоговиков не заинтересует.
На практике налоговые органы также просят налогоплательщика пояснять причины
возникновения убытков. Для снижения риска включения налогоплательщика в план проверок по этому критерию у организации должно быть соответствующее обоснование причин убытков.
К примеру, у организации в строке 060 ли-
ста 02 деклараций по налогу на прибыль
за 2013 и 2014 годы указано отрицательное значение. Этого достаточно, чтобы у налоговиков появились основания включить организацию в план выездных проверок.

Теперь, уважаемый читатель, перейдем
к самому популярному критерию:

3. Высокая доля налоговых вычетов.

По мнению налоговиков, в поле зрения попадут те налогоплательщики, у которых доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.
Отмечу также, что опасная доля вычетов зависит и от региона. Например, сейчас этот предел в Москве составляет 91,5%, а в Московской области — 90,9%.

Объясним на примере, как рассчитать безопасную долю вычетов.
Допустим, вы — компания, зарегистрированная в Московской области, плательщик НДС, получили выручку за III квартал 2015 года
(7 000 000 рублей), в том числе НДС (7 000 000 руб-
лей / 1,18 * 0,18 = 1 067 797 рублей). Соответственно, вычет, «желаемый» налоговой, должен быть не более 1 067 797 * 90,9% =
970 627 рублей. И организация должна заплатить в налоговую НДС за III квартал 2015 года = 1 067 797 рублей — 970 627 рублей = 97 170 руб-
лей (не менее), что составляет 9,1% от НДС, начисленного при реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Налоговики будут определять этот показатель на основании деклараций по НДС в среднем за последние четыре квартала.
Поблажек нет ни для кого, даже для экспортеров, хотя у них доля вычетов довольно часто превышает исчисленный налог. Выходит, что данная категория налогоплательщиков попадает в число тех, у кого вероятность проведения ВНП очень высока. Однако при этом следует учитывать п. 5 ст. 89 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев, когда руководитель ФНС принимает соответствующее решение, но на практике такие ситуации довольно редки.
Придерживаясь безопасной доли вычетов по НДС, компания может избежать внимания налоговиков. Тех, у кого вычеты выше средних по региону, ФНС России официально рекомендовала приглашать на комиссии.
Если компания хочет застраховаться от претензий в будущем, она может снизить долю
до средней, отложив вычеты на другой период.
Здесь отмечу приятный момент: с 2015 года регулирование размера вычета стало проще.
В частности, плательщики НДС получили право переносить его на срок до трех лет после принятия товаров или услуг на учет. Кроме того, если размер вычета получился ниже, чем средний по региону, имеется возможность его
дозаявления.

Следующий аналитический показатель:

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Как следует из названия критерия, налоговиков интересует, не превышает ли рост ваших расходов рост ваших доходов от реализации, т. е. не растут ли ваши декларируемые реализационные расходы быстрее ваших реализационных доходов, которые вы показываете в отчетности.
Чтобы определить темпы роста доходов
и роста расходов по налоговой отчетности,
понадобится налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за последний отчетный или налоговый период, а также декларация за аналогичный предыдущий период.
Такой же анализ можно провести и по данным бухгалтерской отчетности. Тогда вам понадобится отчет о финансовых результатах
за последний отчетный период. В нем помимо данных за отчетный период указываются данные за аналогичный период предыдущего года.
Поясню на примере. Согласно декларации
по налогу на прибыль за 2014 год доходы организации от реализации товаров (работ, услуг) составили 74 256 158 рублей. А расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, составили 65 683 546 рублей.

За 2013 год доходы от реализации составили 69 448 546 рублей, а расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, — 64 354 645 рублей.
1. Для начала определим темп роста доходов.
Он составит 107% ((74 256 158 рублей /
69 448 546 рублей) x 100%).


2.Теперь определим темп роста расходов.
Он составит 102% ((65 683 546 рублей /
64 354 645 рублей) x 100%).

3. Сравним их: 102% < 107%.

Следовательно, темп роста доходов превышает темп роста расходов.
В связи с этим в целях налогового контроля такое соотношение, скорее всего, не заинтересует налоговиков. Однако обратное исключать нельзя.

Пятый критерий, коллеги, также активно используется налоговиками:


5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Так, налоговые органы могут сравнить среднемесячную зарплату по каждому работнику
со среднестатистическими данными по зарплатам в соответствующем регионе. И если она окажется меньше, то существует риск, что фирму включат в план выездных проверок, ведь низкий уровень зарплат может свидетельствовать об уклонении от уплаты НДФЛ.

К сведению:
Узнать средний уровень оплаты труда можно
в территориальных органах Федеральной службы статистики, которые ежемесячно публикуют данные об уровне средней заработной платы
в субъектах Российской Федерации по 19 видам экономической деятельности. Также можно запросить информацию непосредственно в вашем органе статистики или налоговой инспекции (региональном управлении ФНС России).

Без внимания не останется и информация,
поступающая от граждан, юридических лиц, правоохранительных или иных органов, о выплате работникам заработной платы «в конвертах» либо о нарушениях трудового законодательства, допущенных при оформлении сотрудников. Эти и иные аналогичные сведения будут также учитываться налоговым органом при планировании выездной проверки.
Чтобы определить среднюю заработную плату на одного работника налогоплательщика, используются данные об общей сумме доходов работников, приходящихся на фонд оплаты труда, а также сведения о среднесписочной численности работников.
Сведения о фонде оплаты труда налоговики
могут получить из справок о доходах физических лиц. Что касается среднесписочной
численности, то эту информацию они берут из Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Например, согласно данным 2-НДФЛ
в 2014 году фонд оплаты труда организации составил 67 346 685 рублей. Среднесписочная численность по состоянию на 1 января 2015 го-
да составила 112 человек.
Тогда размер среднемесячной заработной платы на одного работника в 2014 году
сос-тавил 50 109, 14 рублей (67 346 685 рублей / 112 человек / 12). Этот показатель больше, чем в анализируемой сфере деятельности, значит, нет оснований для включения организации в план выездных проверок по признаку низкой зарплаты работников.

Следующий критерий касается только спецрежимников:

6. Неправомерное применение налоговых спецрежимов.

Неоднократное приближение (менее 5%)
к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы (два и более раза в течение календарного года). В частности, к таким показателям относятся:

1. по налоговому спецрежиму в виде ЕСХН — доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%;

2. по УСНО:
средняя численность работников не более 100 человек;
предельный размер дохода в 2014 году не более 64 020 тысяч рублей;

3. по налоговому спецрежиму в виде ЕНВД:


- площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли    (общественного питания) — не более 150 кв. м;


- количество автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, — не более 20    единиц;


- общая площадь спальных помещений
  в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, — не более 500 кв. м.


При неоднократном приближении к таким значениям у налоговиков может возникнуть подозрение, что налогоплательщик намеренно подтасовывает результаты своей деятельности, чтобы остаться в рамках применяемого спецрежима. В результате налогоплательщика могут включить в план выездных проверок.

Например, УСН не вправе применять налогоплательщики, средняя численность работников которых за год составляет более 100 человек.
Однако налоговики обратят внимание, если средняя численность его работников превысит 95 человек (100 человек — (100 человек x 5%)). Следовательно, «безопасная» численность персонала составит 95 человек и меньше.

Седьмой критерий риска, уважаемые читатели, будет интересен только предпринимателям:

7. Баланс доходной и расходной частей предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, при расчете НДФЛ по итогам года могут уменьшить сумму полученного ими дохода на профессиональный налоговый вычет.
Вероятность попасть в план выездных
налоговых проверок у предпринимателя увеличивается, если доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов превышает 83%.
Налоговики такого налогоплательщика могут взять на заметку, если сумма его профессионального вычета по НДФЛ максимально приближена к сумме его дохода, полученного
за календарный год.
Например, в декларации индивидуального предпринимателя указан доход от предпринимательской деятельности в размере 6 644 565 рублей,
а расходы от предпринимательской деятельности заявлены в сумме 5 754 643 рублей.
Доля расходов составляет 86,6%
((5 754 643 рублей x 100) / 6 644 565 рублей).
Таким образом, доля расходов превышает предусмотренный показатель в 83%, а значит, велик риск включения предпринимателя в план выездных проверок.

Еще одним из оснований для включения налогоплательщика в план проверок может стать ведение им деятельности с использованием «цепочки контрагентов». Для этого предусмот-рен такой критерий:

8. Длинная цепочка контрагентов.

Речь идет об организации деятельности
на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками без видимой деловой цели, т. е. разумных экономических или иных причин.
Дело в том, что систематическое использование посредников в бизнесе вызывает подозрение, что деятельность направлена на получение необоснованной налоговой выгоды. См.:

Постановление ВАС РФ
от 
12.10.2006 № 53
«Об оценке арбитражными судами
обоснованности получения
налогоплательщиком налоговой выгоды»

Где найти:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)

Продолжаем, коллеги. При проведении камеральной проверки представленной декларации налоговый инспектор может попросить вас представить пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию. Если пояснения не даны (исправления не внесены), налоговики могут включить его в план выездных проверок по такому критерию:


9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Подчеркну, что ваше бездействие в такой ситуации будет основанием для включения
в план выездных проверок только при наличии трех условий:


- у налоговиков были основания требовать
от вас пояснения;


- налоговики направили вам уведомление
о вызове налогоплательщика с требованием в течение пяти дней представить пояснения либо внести исправления в установленный срок;


- тот факт, что вы не представили пояснения
(не внесли исправления), не объясняется
объективными причинами.

В связи с этим, на мой взгляд, если
вы не представили пояснения (не внесли исправления), это может привести к включению вас в план выездных проверок независимо от причины вашего поведения. См.:

Пункт 27 постановления Пленума ВАС РФ
от 
30.07.2013 № 57, письмо ФНС России
от 
22.08.2014 № СА-4-7/16692

А вот непредставление запрошенных документов по причине их утраты, порчи также может привести к включению вас в план ВНП.
Налогоплательщики должны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также иных документов, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов. То есть если документы утеряны, испорчены, уничтожены, в том числе в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение и пр.), их целесообразно восстановить. При наличии у инспекции информации о том, что вы не обеспечили их сохранность,
а также восстановление в случае утраты в результате указанных обстоятельств, налоговики могут включить вас в план ВНП. Кроме того, отсутствие документов может повлечь определение проверяющими подлежащих уплате в бюджет сумм налогов расчетным методом в порядке подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В случае если налогоплательщик часто меняет местонахождение (со сменой налогового органа), он также может привлечь к себе внимание налоговиков по десятому критерию:

10. Частая «миграция» по инспекциям.

Правда, в план выездных проверок рискует
попасть только организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла
официальный адрес (подавала по этому поводу заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица). При этом смена адреса происходила в процессе выездной проверки и влекла за собой переход в другую налоговую инспекцию. См.:

Форма заявления утверждена приказом
ФНС России от 
25.01.2012 № ММВ-7-6/25@

Где найти:
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)

Отмечу, что к налогоплательщикам — физическим лицам этот критерий не применяется вообще. Также не заинтересует налоговиков, если организация часто меняет официальный адрес, но не меняет при этом место налогового учета.
Идем дальше. Налоговики могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если уровень ее рентабельности (прибыльности) значительно (на 10% и более) ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности. Для этого предусмотрен одиннадцатый критерий:

11. Отклонение уровня рентабельности
от средних показателей.

Необходимые для сравнения статистические данные по рентабельности приведены
в Расчете рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности (приложение № 4 к приказу). Данные приведены за 2006–2014 годы.
Рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг — это соотношение величины сальдированного финансового результата от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг с учетом коммерческих и управленческих расходов.
Рентабельность активов — это соотношение сальдированного финансового результата
и стоимости активов организации.
Поясню применение критерия на примере. Согласно годовой бухгалтерской отчетности организации прибыль составила 7 798 979 руб-лей, а себестоимость работ, включая коммерческие и управленческие расходы, — 67 549 567 руб-
лей.
При этом прибыль до налогообложения отражена в размере 7 818 442 рубля. Стоимость активов организации — 64 641 761 рубль.
Рентабельность продаж организации составит 11,5% (7 798 979 рублей / 67 549 567 
руб-лей x 100%). А рентабельность активов — 12,1%
(7 818 442 рубля / 64 641 761 рубль x 100%).
Организация занимается строительством. На 2014 год среднеотраслевые показатели налоговиками определены в размере 5,1% для рентабельности продаж и 1,6% для рентабельности активов.
1. Для начала определим предельные значения уровней рентабельности продаж и активов для строительной деятельности с учетом допустимого отклонения.
Предельное значение уровня рентабельности продаж составит 4,59% (5,1 — (5,1×10%)).
Предельное значение уровня рентабельности активов составит 1,44% (1,6 — (1,6×10%)) соответственно.
2. Теперь сравним показатели рентабельности налогоплательщика и предельные значения рентабельности:
11,5% > 4,59%;
12,1% > 1,44%.
Как видим, значения показателей рентабельности организации больше предельных значений с учетом допустимого отклонения. Значит, оснований для включения организации в план выездных проверок нет.

И наконец, коллеги, пожалуй, главный «конек» из всех перечисленных критериев:

12. Деятельность с высоким налоговым риском.

У кандидатов на проверку по этому критерию предполагаются обычно самые большие доначисления. Налоговиков заинтересует деятельность налогоплательщика с высоким налоговым риском. То есть деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговых обязательств
за счет, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (постановление пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
Однако внимание налоговиков привлекут налогоплательщики, деятельность которых содержит признаки налоговой схемы.

Так, налоговики заподозрят вас в недобросовестности, если:


- руководители (уполномоченные лица) покупателя и поставщика не присутствовали при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;


- отсутствуют документы, которые подтверждают полномочия руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;


- нет информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
нет информации о контрагенте из открытых источников (например, рекламы);


- нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ. Такую информацию можно посмотреть в открытом доступе на официальном сайте ФНС России.


Чем больше таких признаков у налогоплательщика, тем вероятнее, что он окажется
в плане выездных проверок.

Дополнительно повышает перечисленные риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:


- контрагент, имеющий указанные выше признаки, выступает в роли посредника;


- договор содержит условия, которые сильно отклоняются от существующих обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями
и т. п.);


- у контрагента нет копий документов, подтверждающих наличие у него производственных помещений, имущества, квалифицированных кадров, лицензий, то есть отсутствуют возможности для реального выполнения условий договора;


- растет задолженность контрагента, но не принимаются меры к ее взысканию (при этом
поставки продолжаются);


- выдача / получение займов без обеспечения, покупка / продажа неликвидных векселей. Негативность этого признака усугубляется, если в договоре не прописаны условия о процентах или установлен срок
погашения обязательств более трех лет;


- в общей сумме затрат налогоплательщика большую часть составляют расходы
по сделкам с проблемными контрагентами (при отсутствии экономической выгоды, экономического обоснования целесообразности этих сделок и т. п.).

Поскольку сделки с проблемными фирмами увеличивают шансы на проведение выездной проверки, в нашем тематическом сюжете хотелось бы акцентировать внимание читателя
на особенностях проверки им контрагента.
Проверка контрагента — это комплекс мероприятий, которые позволяют убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор:


- действующее юридическое лицо, которое может исполнить взятые на себя обязательства (например, поставить товары, выполнить работы, оказать услуги) (письмо ФНС от 23.01.2013 № АС-4-2/710@);


- не является фирмой-однодневкой (письмо Минфина от 16.02.2015 № 03-01-10/6845);


- расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у таких фирм и вычеты предъявленного ими НДС при налоговой проверке не будут признаны необоснованными (п. 10 постановления пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, письмо ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84).

Рекомендуем проверять контрагента, когда расходы по сделке с ним являются для вас существенными. Для проверки контрагента можно сделать следующее:
1. Самый простой и быстрый способ — воспользоваться следующими электронными сервисами на сайте ФНС в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (http://www.nalog.ru/):


— «Сведения о государственной регистрации юридических лиц».

Достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование организации, и вы узнаете, зарегистрирована ли она в ЕГРЮЛ. Если организация существует, то вам будут предоставлены сведения о ее ОГРН, ИНН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД. Если организации
в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя, так как вы не сможете не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента. См.:

Письмо Минфина
от 
16.02.2015 № 03-01-10/6845,
постановление Президиума ВАС
от 
01.02.2011 № 10230/10

— «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке». По ОГРН или ИНН организации можно узнать, не заявляло ли лицо, которое, по сведениям ЕГРЮЛ, является руководителем или учредителем организации, о том, что оно не имеет никакого отношения к ней;
— «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и / или не представляющих налоговую отчетность более года»;
— «Сведения, опубликованные в журнале ''Вестник государственной регистрации'',
о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».
Такое решение
налоговый орган может принять, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету
(п. 1 ст. 64.2 ГК РФ). Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации,
а значит, она не может заключать и исполнять договоры (п. 2 ст. 64.2, ст. 419 ГК РФ).


Обратите внимание:
копии интернет-страниц (скриншоты)
с информацией о контрагенте следует распечатать или сохранить в компьютере. Это поможет доказать, что вы действительно проводили проверку контрагента.

2. Получить выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте.
3. Запросить у контрагента следующие документы (заверенные копии):


- устав организации;


- свидетельство о государственной регистрации организации;


- свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;


- решение об избрании (назначении) руководителя организации;


- вторую и третью страницы паспорта руководителя организации. Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка
по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС;


- лицензию, если сделка заключается
с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности. Кроме того, информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно проверить на сайтах лицензирующих органов;


- бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки. Данные
бухгалтерской отчетности организации
за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что
организация представляет бухотчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме.

Результаты проведенной проверки рекомендуем оформить справкой.


Письма ФНС от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124,
от 
23.01.2013 № АС-4-2/710@, от 11.02.2010
№ 3-7-07/84, Минфина от 06.07.2009
№ 03-02-07/1–340

Где найти:
ИБ Вопросы и ответы (Финансист)

А теперь внимание, уважаемый читатель! Если на самом деле ваша организация не совершает отраженные в отчетности хозяйственные операции, то налоговый орган откажет
в признании налоговых расходов и вычетах НДС, а также может вменить дополнительно
не учтенные доходы, даже при наличии документов, подтверждающих, что вы проявили должную осторожность, проведя тщательную проверку контрагента.

Постановление Арбитражного суда
Московского округа
от 
02.04.2015 № Ф05-1527/2015
по делу № 
А40-144876/13

Где найти:
ИБ Суды Москвы и области

Подводя итог, рискну предположить, что строгое соблюдение всех критериев, скорее всего,
приведет к нерентабельности ведения бизнеса. Поэтому здесь универсальных рекомендаций, «как поступить», нет, но одно, коллеги, можно сказать с уверенностью: если вы знаете, что в истории фирмы были «однодневки», то самое лучшее — избавиться от такого юрлица, не дожидаясь проверки.
Читатель сюжета теперь, зная обо всех критериях оценки риска, наверное, может задать вопрос:

«Можно ли оспорить решение о проведении проверки, поскольку она носит внеплановый характер, что не соответствует Концепции системы планирования ВНП?»

Отвечаем: к сожалению, решение о проведении ВНП, соответствующее ст. 89 НК РФ, оспорить по мотиву его несоответствия Концепции нельзя.
НК РФ не содержит перечня оснований для назначения ВНП. Ограничения при
их проведении установлены ст. 89 НК РФ.
План проведения налоговых проверок
составляется на основе Концепции и явля-ется внутриорганизационным документом
налогового органа, который не регулирует правоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом. Налоговые органы не обязаны предъявлять налогоплательщикам план проверок или оповещать их о предстоящей проверке, поскольку это не предусмотрено НК РФ. Поэтому оспорить решение
о проведении проверки по тому основанию, что при его принятии не учтены положения Концепции, нельзя.

Это подтверждается и решением суда. См.:

Постановление ФАС
Западно-Сибирского округа
от 
18.10.2013 № А46-31864/2012
(Определением ВАС РФ от 
20.02.2014
№ ВАС-975/14 отказано в передаче дела
№ 
А46-31864/2012 в Президиум ВАС РФ
для пересмотра в порядке надзора)

Где найти:
ИБ Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа

В заключение тематического сюжета хотелось бы отметить для нашего уважаемого читателя: если после проведения вышеуказанной оценки рисков вы выяснили, что не подпадаете под критерии ВНП, мы вас поздравляем! Но это очень редкое явление,
и я все-таки полагаю, что большая часть читателей найдет себя в потенциальных кандидатах
ля ВНП. Поэтому для защиты ваших интересов, коллеги, в следующих номерах журнала «Оперативно и достоверно» мы подробно опишем нюансы проведения налоговых проверок, а также порядок принятия и обжалования решений налоговых органов.