Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Учитываем расходы на приобретение служебного автомобиля: как правильно начать амортизировать ОС04.09.2012

Перефразируя известную фразу, автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения, без которого трудно представить работу организации. Собственные или арендованные автотранспортные средства используют в своей деятельности многие фирмы и предприниматели, и вопросов, связанных с покупкой «железного коня» и с учетом расходов по его эксплуатации, не становится меньше. В нашем тематическом сюжете мы затронем самые распространенные, волнующие наших бухгалтеров, – те, что касаются правил формирования первоначальной стоимости и установления срока амортизации авто.

Получить автомобиль в организацию можно несколькими способами: купить, получить в уставный капитал, получить в дар (чаще всего – от учредителя), в аренду или в безвозмездное пользование. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы, бухгалтерские и налоговые нюансы. И начнем мы с самого популярного – авто приобретается за счет организации.

Приобретая автомобиль, организация принимает его к учету в качестве ОС, ведь все условия бухгалтерского и налогового учета (п. 4, 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ст. ст. 256, 257 НК РФ) выполняются. Будем иметь в виду, что автомобиль приобретается для эксплуатации, а не для перепродажи, ведь иначе в учете авто будет товаром, и о расходах на эксплуатацию говорить не приходится.

Наибольшее число вопросов возникает по поводу включения в первоначальную стоимость автотранспорта процентов за пользование кредитом (займом), привлеченным для его приобретения, а также сумм таможенных пошлин и сборов, сумм уплаченной государственной пошлины.

Вопрос: ...У нас в организации возникают ситуации, когда между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительный промежуток времени. До регистрации в ГИБДД транспортные средства не эксплуатируются. Транспортные средства принимаются к налоговому учету в состав основных средств с момента оформления акта ОС-1 (то есть до регистрации в ГИБДД). Как быть с государственной пошлиной за регистрацию ТС, ведь первоначальная стоимость уже сформирована и не подлежит изменению, кроме случаев реконструкции, модернизации?

В ответах на вопросы, включается ли в первоначальную стоимость в целях налогового учета авто государственная пошлина за его регистрацию в ГИБДД, Минфин РФ не постоянен. Так, в письме от 30.03.2005 № 03-03-01-04/1/137 Минфин разъяснял, что регистрационные платежи можно включать в расходы единовременно, а в 2009–2010 году – что платежи включаются в первоначальную стоимость ОС.

 

См. письма Минфина РФ от 27.03.2009 № 03-03-06/1/195 и от 04.03.2010 № 03-03-06/1/113

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

В целях же бухгалтерского учета финансовое ведомство всегда придерживалось подхода, согласно которому регистрационные платежи нужно включать в первоначальную стоимость ТС.

 

См. письмо Минфина РФ от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Недавно Минфин РФ прокомментировал ситуацию, связанную с амортизацией ТС, не прошедших государственную регистрацию, сделав вывод, что п. 4 ст. 259 НК РФ не запрещает амортизацию по объектам, не прошедшим обязательную госрегистрацию, если такая регистрация не является обязательным условием перехода права собственности на объект.

 

См. письмо Минфина РФ от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

А это значит, что амортизация ТС должна начинаться в общем порядке – с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Пусть не явно, но всё же подтверждено, что государственная пошлина может не включаться в первоначальную стоимость автомобиля, ведь по сути регистрация транспортных средств в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности для использования. Кстати, в судебных решениях можно найти аналогичные выводы.

 

См. постановление ФАС Поволжского округа от 10.09.2009 по делу № А57-1942/2009, постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3 по делу № А07-18611/07, постановление ФАС Центрального округа от 07.04.2006 по делу № А08-601/05-9

 

Где найти:

ИБ ФАС Поволжского округа

ИБ ФАС Уральского округа

ИБ ФАС Центрального округа

 

Если разобраться, то сумма всех регистрационных платежей – в среднем около 3 000 руб. Стоит ли спорить с проверяющими? Другое дело – таможенные платежи по ввозимым автомобилям. Их, безусловно, надо включить в первоначальную стоимость основных средств. При вводе в эксплуатацию указанных основных средств суммы таможенных пошлин подлежат списанию через механизм начисления амортизации, установленный ст. ст. 256259.3 НК РФ.

 

См. письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 03-03-06/1/413

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Что касается процентов по кредитам (займам), взятым для приобретения авто, то в большинстве своих писем контролирующие органы указывают, что проценты по таким кредитам учитываются в составе внереализационных расходов и первоначальную стоимость ОС не увеличивают.

 

См., например, письма Минфина России от 06.12.2011 № 03-03-06/1/808 и УФНС России по г. Москве от 02.09.2008 № 20-12/083116

 

Где найти:

ИБ Финансист

ИБ Москва Проф

 

В отношении расходов по обязательному страхованию ответственности (ОСАГО) можно с уверенностью утверждать, что учитываются они как самостоятельный расход. В письме УФНС РФ по г. Москве от 02.03.2006 № 20-12/16322 <О порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов по обязательному и добровольному страхованию приобретенного организацией автомобиля> справедливо указывается, что страхуется не автомобиль, а ответственность (ОСАГО) того, кто будет управлять автомобилем. Следовательно, суммы расходов по обязательному и добровольному страхованию автомобиля не могут быть учтены в его первоначальной стоимости. Соответственно, они учитываются по правилам п. 6 ст. 272 НК РФ.

 

См. письмо УФНС РФ по г. Москве от 02.03.2006 № 20-12/16322 <О порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов по обязательному и добровольному страхованию приобретенного организацией автомобиля>

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

Также могут вызвать раздумье вопросы такого характера.

Вопрос: Организация приобрела автомобиль. В день покупки он был доукомплектован: были установлены сигнализация центрального замка, магнитола, антенна, произведены антикоррозийная обработка, комплектация ковриками, работа по усилению задних рессор. На момент доукомплектации автомобиль не был принят к учету в составе основных средств.

Будут ли расходы на доукомплектацию увеличивать первоначальную стоимость автомобиля в целях исчисления налога на прибыль и ведения бухгалтерского учета?

 

А вот здесь единого верного ответа дать не получится. С одной стороны, и то, что приобретено до ввода авто в эксплуатацию, и расходы по работам по доукомплектации, связаны с доведением объекта до готовности, с другой –  автомобиль прекрасно может ездить и без этого дополнительного оборудования. Тем более, технически возможно переставить это оборудование на другое ТС, значит, единого конструктивно сочлененного предмета ОС нет (п. 6 ПБУ 6/01).

Дополнительно приобретенные услуги (антикоррозийное покрытие, усиление задних рессор) неразрывно связаны с приобретенным автомобилем, и логично, что они учитываются в его первоначальной стоимости при постановке на учет. А вот магнитолу, сигнализацию, коврики можно учитывать отдельно (как отдельные активы со своей первоначальной стоимостью).

Безусловно, проверяющие не будут против, если организация все расходы, понесенные при покупке автомобиля в салоне, учтет в первоначальной стоимости. Так, в ходе проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 по делу № А05-12045/2007) инспекция выявила, что общество в нарушение п. 2 ст. 257 и п. 5 ст. 270 НК РФ завысило расходы на 27 120 руб. – сумму расходов по дооборудованию вновь приобретенного автотранспортного средства. Организация купила автомобиль, поставила его на учет и после этого произвела работы по установке автосигнализации, аудиосистемы, динамиков, антенны.

Суд же указал, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

 

См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 по делу № А05-12045/2007

 

Где найти:

ИБ ФАС Северо-Западного округа

 

«Довешивая» на автомобиль дополнительное оборудование, мы его до состояния, пригодного к использованию, не доводим и технические характеристики не улучшаем. Значит, в первоначальной стоимости автомобиля им нет места.

А вот если автомобиль получен как вклад в уставный капитал, вопрос часто возникает такой.

Вопрос: Как отражается в учете вновь образованного общества (ООО) получение от участника – физического лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем) в оплату доли в уставном капитале автомобиля? Участник не представил документы, подтверждающие расходы на приобретение автомобиля. По какой стоимости его принимать к учету и можно ли его амортизировать?

В бухгалтерском учете полученный в УК автомобиль принимается к учету в качестве объекта основных средств (ОС) по первоначальной стоимости, которой признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации (пп. 4, 5, 7, 9 ПБУ 6/01).

Если оплату доли в уставном капитале ООО участник осуществляет неденежными средствами – автомобилем, и номинальная стоимость доли участника в уставном капитале ООО превышает 20 000 руб., то в целях определения стоимости автомобиля, передаваемого в оплату этой доли, организация должна привлечь независимого оценщика, причем номинальная стоимость доли участника ООО не может превышать сумму оценки этого автомобиля, определенную независимым оценщиком (пп. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

 

После принятия к учету автомобиль будет «обычным» ОС, которое амортизируется по правилам ПБУ 6/01.

Для налогового учета такого автомобиля принципиальны (абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 277):

– остаточная стоимость ОС по данным налогового учета передающей стороны и документы, подтверждающие эту остаточную стоимость (для автомобиля, полученного в УК от юридического лица);

– стоимость приобретения автомобиля физическим лицом с учетом износа автомобиля, документы, подтверждающие эти расходы, и рыночная стоимость автомобиля, которую подтвердит независимый оценщик.

И если первоначальная стоимость по правилам ст. 277 НК РФ сформирована, то автомобиль можно было бы амортизировать в налоговом учете по правилам главы 25 (как «обычное» ОС).

В нашем случае, несмотря на то, что организация проведет оценку такого авто (т.е. рыночную стоимость подтвердит независимый оценщик), стоимость автомобиля для целей налогового учета будет равна нулю, поскольку участник – физическое лицо не представил документы, подтверждающие его расходы на приобретение автомобиля. Одного отчета оценщика будет недостаточно. К таким же выводам склоняются и налоговики.

 

См. письма УФНС России по г. Москве от 23.01.2006 № 20-12/3569, от 13.10.2006 № 20-12/92170

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

А если автомобиль использовала организация-учредитель на УСН?

Похожая ситуация была рассмотрена Минфином РФ в письме от 05.08.2011 № 03-03-06/2/114. Правда, речь в нем идет о получении в УК недвижимости, а организация-учредитель работает на УСН с объектом «доходы». Получается, что по данным налогового учета остаточная стоимость имущества, передаваемого в УК юридического лица, не может быть определена. Ведь они ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. И тогда стоимость полученного вклада получающая сторона, использующая общую систему налогообложения, для целей налогового учета должна признать равной нулю.

 

См. письмо Минфина РФ от 05.08.2011 № 03-03-06/2/114

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Минфин РФ не дал ответа организации, сославшись на то, что в письме не указано, какие режимы налогообложения применялись передающей имущество организацией в периоды его приобретения и владения на праве собственности. Однако в другом разъяснении ведомства (письмо Минфина РФ от 13.09.2011 № 03-03-06/2/139) отмечено, что «...для определения в налоговом учете организации, применяющей общий режим налогообложения, стоимости имущества, полученного в качестве взноса в уставный капитал от организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, могут быть использованы данные бухгалтерского учета передающей стороны в отношении первоначальной стоимости и начисленной амортизации, подтвержденные документально».

 

См. письмо Минфина РФ от 13.09.2011 № 03-03-06/2/139

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Если же автомобиль организация получает  безвозмездно (то есть даром), то надо четко разделять два случая:

  1. автомобиль подарен организации (т.е. собственником автомобиля становится организация);
  2. автомобиль находится в «бесплатном» пользовании организации, иначе говоря, организация получает безвозмездно имущественные права на автомобиль.

 

Вопрос: Наша организация безвозмездно получила от единственного учредителя основное средство (автомобиль). Мы собираемся его сдавать в аренду. Можно ли его нам амортизировать? Нужно ли включать стоимость полученного имущества в состав доходов по налогу на прибыль?

 

Если автомобиль получен в подарок, то первоначальной его стоимостью в бухгалтерском учете признается его текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01).

И если имущество получено от участника и его доля в уставном капитале организации более 50%, то в бухгалтерском учете есть два варианта отражения автомобиля:

– через счет 83 «Добавочный капитал», так как имущество, полученное организацией от ее акционера (участника, собственника), считаться полученным безвозмездно не может. По сути это – вклад в капитал;

– через счет 98 или сразу на счете 91.

Иными словами, при втором варианте у организации будут отражаться доходы (единовременно или равномерно).

В налоговом учете на основании п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость автомобиля, полученного безвозмездно, определяется как сумма, в которую оценено такое ТС в соответствии с пп. 8 и 20 ст. 250 НК РФ. То есть стоимость автомобиля будет равна рыночной стоимости, которая определена в соответствии с положениями ст. 105.3 НК РФ. Причем такая цена не должна быть ниже остаточной стоимости автомобиля по данным налогового учета передающей стороны.

 

См. письмо Минфина РФ от 05.12.2008 № 03-03-06/1/674

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Информацию о цене автомобиля организация должна подтвердить документально или путем проведения независимой оценки (абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ). Если автомобиль получен от учредителя с долей более 50%, то для целей налогообложения прибыли дохода в виде стоимости безвозмездно полученного авто однозначно не будет (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Правда, надо помнить, что в течение года это имущество не может быть передано третьим лицам, в том числе нельзя в течение года автомобиль сдавать в аренду. Иначе в месяце получения авто надо отразить внереализационные доходы в размере рыночной стоимости автомобиля. Такие разъяснения дает и Минфин РФ.

 

См., например, письмо Минфина РФ от 30.01.2012 № 03-11-06/2/11

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Вопрос амортизации безвозмездно полученного ОС (в том числе автомобиля) в налоговом учете решается неоднозначно. С одной стороны, НК РФ определяет первоначальную стоимость ОС, полученного безвозмездно (ст. 257 НК РФ), и статья эта посвящена вопросам определения стоимости амортизируемого имущества. А в письме от 28.04.2009 № 03-03-06/1/283 специалисты Минфина РФ отмечают, что имущество, безвозмездно полученное от учредителя, доля которого в уставном капитале организации составляет более 50%, в соответствии с гл. 25 НК РФ подлежит амортизации.

 

См. письмо Минфина РФ от 28.04.2009 № 03-03-06/1/283

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

С другой стороны, у организации, безвозмездно получившей автомобиль от учредителя, доля которого в уставном капитале превышает 50%, сумма внереализационного дохода равна нулю. Поэтому первоначальная стоимость полученного авто будет также нулевая, следовательно, амортизацию по такому объекту организация начислять не может. Долгое время писем Минфина РФ про амортизацию ОС, полученных от учредителей, не было, и вот в письме от 27.07.2012 № 03-07-11/197 Минфин РФ сообщил: «организация, получившая безвозмездно в собственность основное средство, должна учитывать амортизацию по нему для целей налогообложения прибыли организаций, если при получении основного средства его стоимость оценена в соответствии с положениями ст. 105.3 НК РФ и учтена в составе доходов, формирующих налоговую базу».

Получатся, что автомобиль, полученный безвозмездно от учредителя с долей более 50%, не амортизируется.

Если же автомобилем организация только пользуется, т.е. права собственности на автомобиль не переходят к организации, то логично, что и амортизационных расходов нет. Есть эксплуатационные расходы, расходы на ремонт или модернизацию (реконструкцию), страхование автомобиля согласно договору безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ, ст. 257, 258 НК РФ). Однако, независимо от доли учредителя, который передал нам в пользование автомобиль, ежемесячно организация обязана отражать внереализационные доходы с рыночной стоимости аренды аналогичного автомобиля (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина РФ от 17.02.2006 № 03-03-04/1/125).

В том случае, когда автомобиль получен организацией в счет увеличения чистых активов и в документах на передачу имущества или прав указано, что они передаются в счет увеличения чистых активов общества, то внереализационных доходов в размере рыночной стоимости авто у организации тоже не будет. Такие «льготы» есть в п. 3.4 ст. 251 НК РФ, что подтверждается разъяснениями Минфина РФ и ФНС РФ.

 

См. письмо ФНС России от 23.05.2011 № АС-4-3/8157@, письма Минфина России от 20.04.2011 № 03-03-06/1/257 и от 21.03.2011 № 03-03-06/1/160

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Итак, первоначальная стоимость автомобиля определена. Следующий шаг – установить амортизационную группу и СПИ автомобиля для бухгалтерского и налогового учета.

Обратимся к Классификатору основных средств, который традиционно используется как для целей налогового, так и для целей бухгалтерского учета. По умолчанию легковые автомобили входят в третью амортизационную группу (свыше трех и до пяти лет включительно). Но не всё становится очевидным, если в организацию куплен не обычный автомобиль, а авто представительского класса. Хотя в Классификаторе и других нормативных актах понятие «автомобиль представительского класса» отсутствует, но «мерседес» Е-, S- и G-класса; BMW 3-й, 5-й, 7-й серии, Х-5; «лексус»; Toyota Land Cruiser и другие дорогостоящие марки проверяющие относят к автомобилям высшего класса, для которых есть отдельная группа – пятая со сроком свыше 7 лет и до 10 лет включительно.

Вопрос: Организация собирается приобрести автомобиль LEXUS GS 250 Executive, рабочий объем двигателя – 2 500 куб. см. Стоимость автомобиля приличная. К какой группе основных средств отнести этот автомобиль: к третьей или к пятой группе?

Действительно, к пятой амортизационной группе относятся легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (15 3410130, 15 3410141 по ОКОФ). Причем и в ОКОФ определения автомобилей высшего класса нет. С легковыми автомобилями большого класса все понятно: смотрим на объем двигателя, указанный в документах, и если объем двигателя менее 3,5 литра (3 500 куб. см), то надо определить – высший класс это авто или нет. Как справедливо отмечают налоговики, порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни классификатор ОФ, ни другие правовые акты не устанавливают.

 

См. <письмо> УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@ <Об отнесении автомобиля к определенной амортизационной группе>

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Получается, что отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно, определяя репутацию марки и отношение к машине этой модели со стороны золотой молодежи, банкиров, деятелей искусства и прочих знаменитостей (во всяком случае, в указанном письме ГТК России указываются в том числе и такие параметры). Но в письме есть оговорка: «По вопросу отнесения той или иной марки автомобиля к представительскому классу следует в каждом конкретном случае обращаться к эксперту». Получается, если вы хотите отнести автомобиль LEXUS GS 250 Executive к пятой амортизационной группе, вы должны иметь на руках письменное заключение эксперта об отнесении этого автомобиля к высшему (представительскому) классу. Если такое заключение получено не будет, указанный автомобиль следует включить в третью амортизационную группу. И, конечно, налоговиков устроит, если автомобиль вы будете амортизировать 7 лет, а не 3 года, так что заключение эксперта пригодится как для выгодного, так и для невыгодного для амортизации варианта.

Если приобретается автомобиль, бывший в эксплуатации, или учредитель передает (в УК или в дар) подержанный автомобиль, как правило, бухгалтер вспоминает про п. 7 ст. 258 НК РФ: «Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником».

Получается, что если автомобиль с установленным сроком использования 48 месяцев эксплуатировался уже 40 месяцев, то автомобиль будет списываться 8 месяцев. А как же тогда применяется понятие амортизируемого имущества?

Вопрос: Организация в 2012 году приобрела автомобиль, срок выпуска авто – 2007 год. Срок эксплуатации, подтвержденный документами продавца, составил 4 года (48 месяцев) Оставшийся срок автомобиль был на консервации, что также зафиксировано в документах. Исходя из какого срока организации требуется рассчитать норму амортизации по автомобилю?

Конечно, считать, что автомобиль не относится к амортизируемому имуществу, нельзя, ведь у предыдущего собственника автомобиль отнесен к третьей амортизационной группе, а п. 12 ст. 258 НК РФ обязывает включать приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

 

См. письмо УФНС России по г. Москве от 26.04.2010 № 16-15/043777@

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

Так, проверяющие указали, что организация-правопреемник не вправе единовременно включить в состав материальных расходов стоимость имущества с оставшимся сроком полезного использования менее 12 месяцев либо остаточной стоимостью менее 20 000 руб. на дату ввода его в эксплуатацию в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (разъяснения давались, когда стоимостной критерий отнесения имущества к амортизируемому был 20 000 руб.). И, несмотря на то, что ответ налоговики давали в отношении имущества, полученного правопреемником в результате реорганизации, такая же логика применяется и при приобретении бывшего в эксплуатации ОС. Так в письме Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141 на аналогичный вопрос банка ответили: «банк, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество с остаточным сроком полезного использования меньше одного года, самостоятельно определяет срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и продолжает его амортизировать до полного списания стоимости».

Поэтому при наличии документов, подтверждающих налоговую амортизацию автомобиля у продавца (в своих разъяснениях налоговые органы такими документами признают акты о приеме-передаче основных средств, составленные по форме № ОС-1 или № ОС-1а (письма УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 № 16-15/062760@, от 07.07.2008 № 20-12/064109)), норма амортизации будет рассчитана по формуле:

Норма = (1/(СПИ авто в организации – 48 мес.)) * 100%.

 

См. письма УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 № 16-15/062760@ и от 07.07.2008 № 20-12/064109

 

Где найти:

ИБ Москва Проф

 

Если же предыдущий собственник – иностранная организация, то срок эксплуатации ОС можно подтвердить документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранного государства или обычаями делового оборота, применяемыми в этом государстве, и (или) косвенно подтверждающими этот срок документами.

 

См. письмо Минфина России от 16.06.2010 № 03-03-06/1/414

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Когда автомобиль приобретается у своего же учредителя (или работника), то у бухгалтера может возникнуть такой вопрос.

Вопрос: Мы купили автомобиль, бывший в употреблении, у физического лица. Приобретено ТС по рыночной стоимости, год выпуска – 2000 год, но в  заключении эксперта по техническому состоянию автомобиля указано, что предполагаемый срок службы – 2 года. Можно ли в данном случае рассчитать норму амортизации, исходя из СПИ 2 года.

Как уже говорилось, по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, вы вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации этого имущества предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258 НК РФ). Однако согласно разъяснениям Минфина России положения п. 7 ст. 258 НК РФ применяются при приобретении ОС у физического лица, если он является индивидуальным предпринимателем. При этом необходимо документально подтвердить срок фактической эксплуатации ОС предыдущим собственником.

 

См., например, письмо Минфина России от 06.10.2010 № 03-03-06/2/172

 

Где найти:

ИБ Финансист

 

Иначе срок нужно установить, исходя из СПИ, установленного Классификатором ОС, ведь предыдущий собственник в этом случае не может надлежащим образом документально подтвердить срок эксплуатации основного средства.

Если срок фактического использования данного автомобиля у предыдущих собственников равен или больше срока его полезного использования, то вы вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Вот тогда заключение эксперта будет кстати.

Срок полезного использования автомобиля, полученного в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, определяется так же, как и для бывших в эксплуатации авто (п. 7 ст. 258 НК РФ).

И наконец, самый важный вопрос, от ответа на который зависят все расходы на автомобиль, и в первую очередь расходы на его приобретение.

Вопрос: Организация купила автомобиль, но эксплуатирует его директор (учредитель) для собственных нужд. Что нужно сделать бухгалтеру, чтобы расходы на покупку не сняли?

Вопрос об экономическом обосновании расходов (ст. 252 НК РФ) возникает, когда проверяющие сомневаются в необходимости данных затрат, а главное, в том, что автомобиль действительно эксплуатируется в целях предпринимательской деятельности для извлечения доходов. Да, исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Но доказывать направленность расходов на достижения «экономического эффекта» зачастую приходится организации. Поэтому, приобретая дорогостоящий автомобиль, нужно заранее продумать правдоподобное обоснование, для каких именно представительских целей он нужен. А главное – доказать, что для этих целей он и используется, иными словами, что на нем ездят, и это подтверждается путевыми листами на автомобиль с отметками о маршруте, километраже, показателями одометра, списанным ГСМ и дополнительными расходами по эксплуатации авто. А если будет очевидно, что автомобиль эксплуатируется только для личных нужд физлица, то амортизацию организация потеряет, ведь переданное в безвозмездное пользование имущество не признается амортизируемым (п. 3 ст. 256 НК РФ).

 

Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte