Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Специальная оценка условий труда? Нет, не слышали...08.09.2014

С 1 января 2014 года вступили в силу два закона, установившие новые подходы к оценке условий труда работников: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”». С введением в действие этих законов появляется единая процедура оценки условий труда на рабочих местах, понятие аттестации рабочих мест заменено на специальную оценку условий труда (далее по тексту – СОУТ). Результаты СОУТ направлены на предоставление работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, на разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, на оценку уровня профессиональных рисков и другие цели. Вопросов по проведению специальной оценки условий труда возникает на практике много, в связи с чем наш тематический сюжет посвящен ответам на вопросы по применению Закона № 426-ФЗ.

Что такое специальная оценка условий труда?

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Вопрос: На каких работодателей распространяется действие Закона № 426-ФЗ? Нужно ли проводить СОУТ субъектам малого предпринимательства? Проводится ли специальная оценка условий труда на рабочих местах офисных работников?

Согласно части 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ СОУТ не проводится в отношении условий труда следующих категорий работников:

  • надомников, т.е. тех работников, с которыми заключен трудовой договор о работе на дому;
  • дистанционных работников, особенности регулирования трудовых отношений с которыми установлены главой 49.1 Трудового кодекса;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Рабочие места всех остальных работников подлежат специальной оценке условий труда, независимо от того, какими видами деятельности занимается работодатель. Обратите внимание, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют работники, то СОУТ не проводится, т.к. обязанность по проведению СОУТ возникает только при трудовых отношениях. Как только индивидуальный предприниматель примет на работу даже одного работника, на него также будет распространяться обязанность по проведению СОУТ.

При этом согласно  части 5 ст. 27 Закона № 426-ФЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти должен установить особенности проведения специальной оценки на рабочих местах, указанных в части 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, а именно – в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Минтруду России поручено в срок до 01.01.2015 утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в указанный Перечень.

Вопрос: В штатном расписании работодателя есть две должности менеджера по продажам, при этом одна из них – вакантная. Должны ли оцениваться обе должности или только та, на которой работает работник?

Специальной оценке условий труда подлежат именно рабочие места. В соответствии с частью 6 ст. 209 Трудового кодекса рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В связи с этим по вакантным единицам специальная оценка условий труда не проводится.

Что же представляет собой специальная оценка условий труда?

В соответствии с Законом № 426-ФЗ и Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н…

Где найти:
ИБ Российское законодательство

… можно выделить следующие основные этапы проведения специальной оценки условий труда:

  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформление результатов специальной оценки условий труда.

Рассмотрим каждый этап проведения специальной оценки условий труда.

ЭТАП 1. Подготовка к проведению СОУТ

В соответствии с частью 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ на работодателя возложена обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда.

На этапе подготовки к проведению СОУТ работодатель привлекает независимую организацию, которой он поручит ее проведение.

Вопрос: Центральный офис работодателя находится в г. Москве, но есть обособленные подразделения в других регионах. Есть ли возможность привлечь к проведению специальной оценки условий труда не одну организацию, а несколько?

Закон № 426-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по количеству привлекаемых организаций для проведения СОУТ. Допускается заключать договоры гражданско-правового характера на проведение специальной оценки условий труда с несколькими организациями.

Для организаций, привлекаемых к проведению СОУТ, законом установлен ряд требований:

  1. В уставных документах в качестве основного вида деятельности (или одного из видов) должно быть прямо указано проведение СОУТ;
  2. Наличие не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. При этом как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене; врач по гигиене труда; врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  3. Организация должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом РФ по аккредитации в установленном законодательством РФ порядке.

При этом в ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения для организаций, аккредитованных ранее на проведение аттестации рабочих мест.

Во-первых, компании, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить СОУТ без учета требования о наличии не менее чем пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта, и не менее одного эксперта по специальности врача по общей гигиене до 31 декабря 2014 года включительно. Т.е. даже если срок аккредитации у такой организации истек в начале 2014 года, они вправе проводить СОУТ до конца 2014 года. Важно, чтобы до 31 декабря 2014 года специальная оценка условий труда была завершена.

Во-вторых, организации, которые были аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, и аттестаты аккредитации испытательных лабораторий (центров) были действительны по состоянию на 01.01.2014, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестатов аккредитации, но не позднее, чем до 31.12.2018 включительно.

Вопрос: Где работодателям можно посмотреть информацию об организациях, имеющих право проводить специальную оценку условий труда?

Согласно части 1 ст. 21 Закона № 426-ФЗ Минтруд РФ осуществляет формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Порядок формирования и ведения реестра таких организаций установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Организация считается допущенной к деятельности по проведению СОУТ начиная с даты принятия решения о регистрации в реестре. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте Минтруда РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На данный момент сведения об организациях, имеющих аккредитацию на проведение аттестации рабочих мест (следовательно, при выполнении вышеназванных условий, имеющих право проводить СОУТ), можно посмотреть на официальном сайте Минтруда РФ http://rao.rosmintrud.ru.

Что касается экспертов организаций, проводящих СОУТ, то они должны иметь  сертификат  на выполнение работ по СОУТ, форма которого утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 32н.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Кроме того, к экспертам предъявляется еще ряд требований:

  1. наличие высшего образования;
  2. наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 часов) по СОУТ;
  3. наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.

На этапе подготовки к проведению СОУТ работодатель образует комиссию для организации и проведения СОУТ. Ранее при аттестации рабочих мест также создавалась аттестационная комиссия. Но Закон № 426-ФЗ  предъявляет ряд новых требований к составу комиссии по проведению СОУТ:

  • число членов комиссии должно быть нечетным;
  • возглавить ее должен сам работодатель или его представитель;
  • если ранее при проведении аттестации рабочих мест в состав комиссии включались представители аттестующей организации, то при проведении СОУТ в комиссию включаются только представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Форма приказа разрабатывается работодателями самостоятельно.

Где найти:
ИБ Деловые бумаги

Таким образом, в отличие от процедуры аттестации рабочих мест, эксперты оценивающей организации в состав комиссии не входят. Их основная задача – проводить идентификацию вредных факторов, исследования, замеры и т.п.

Вопрос: Если оценивающая организация не включается в состав комиссии по проведению СОУТ, какую ответственность она несет за ненадлежащее проведение СОУТ?

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в Кодекс административных правонарушений вводится новая статья 14.54, предусматривающая ответственность для организаций, проводящих СОУТ.

Таблица 1.

Административная ответственность за нарушение организацией, проводящей СОУТ, порядка ее проведения.

Нарушение

Административная ответственность

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

Административный штраф:

на должностных лиц –
в размере от 20 000 до 30 000 рублей;

на юридических лиц –
от 70 000 до 100 000 рублей.

Совершение того же административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

На должностных лиц:

административный штраф в размере
от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

На юридических лиц:

административный штраф от 100 000
до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом должностным лицом является эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении СОУТ административное правонарушение.

На подготовительном этапе работодателю, помимо издания приказа об утверждении состава комиссии для организации и проведения СОУТ, необходимо утвердить график проведения СОУТ. Законодательных требований к тому, должен ли быть график утвержден отдельным локальным нормативным актом или он может быть приложением к приказу о создании комиссии, нет. При разработке графика проведения СОУТ рекомендуется ориентироваться на методику проведения СОУТ, утвержденную приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Образец заполнения формы приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда можно найти в ИБ Деловые бумаги.

Также до начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места.

Вопрос: Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

Как уже отмечалось выше, СОУТ подлежат все рабочие места, кроме надомников, дистанционных работников и работников, работающих у работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. В перечне указываются также аналогичные рабочие места. Понятие «аналогичные рабочие места» знакомо работодателям по проведению процедуры аттестации рабочих мест. Однако если обратиться к содержанию понятия, используемого законодателями при проведении аттестации рабочих мест и специальной оценке условий труда, можно заметить, что из понятия, введенного Законом № 426-ФЗ, исключены такие характеристики, как одинаковый набор вредных и опасных факторов одного класса и степени вредности и  одинаковое расположение объектов на рабочем месте, работа на открытом воздухе.

 

Таблица 2.

Сравнение понятий «аналогичного рабочего места»

Понятие аналогичного рабочего места, введенное приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест»

Понятие аналогичного рабочего места, введенное Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ

Совокупность признаков:

  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности,   осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

 

На аналогичных рабочих местах специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места.

Вопрос: Можно ли признать аналогичными рабочие места работников торгового зала (расположенные в одном однотипном помещении, с одинаковыми системами отопления, освещения, кондиционирования воздуха и т.п.)? Например, мерчендайзера и продавца-консультанта?

Нет, данные рабочие места признать аналогичными нельзя, т.к. название должности, профессии, специальности должно быть одинаковым, также работники должны осуществлять одинаковые трудовые функции.

Вопрос: В 2012 году проводили аттестацию рабочих мест. На момент проведения аттестации было три работника на должности «менеджер по продажам», в 2014 году работодатель вводит в штатное расписание еще одну единицу менеджера по продажам, который будет работать в тех же условиях, в том же режиме. Можно ли признать его рабочее место аналогичным и не проводить специальную оценку условий труда?

Рабочее место нового менеджера по продажам нельзя признать аналогичным, т.к. аналогичные рабочие места определяются исключительно на этапе организации проведения специальной оценки условий труда, с отметкой в перечне рабочих мест, подлежащих СОУТ, об аналогичных рабочих местах. В ситуации, указанной в вопросе, это будет ввод в эксплуатацию нового рабочего места, которое также подлежит специальной оценке условий труда.

Вопрос: В организации есть курьеры, торговые представители, характер работы которых предполагает постоянные разъезды, как таковое «рабочее место» у них отсутствует. Надо ли проводить специальную оценку условий труда работников с разъездным характером работы?

Как отмечалось выше, законом предусмотрено всего три исключения (надомники, дистанционные работники и работающие у физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателем). Для работников с разъездным характером работы в Законе № 426-ФЗ вводится понятие «рабочих мест с территориально меняющимися зонами». Специальная оценка условий труда на таких рабочих местах начнется с определения типичных технологических операций с одинаковыми вредными и опасными факторами.

Вопрос: Работодатель арендует офис, где созданы рабочие места. Кто должен проводить специальную оценку условий труда – работодатель или арендодатель?

Организовать и провести специальную оценку условий труда обязан работодатель.

Итак, на этапе подготовки к проведению специальной оценки условий труда работодатель приказом (распоряжением) создает комиссию, утверждает график проведения СОУТ, утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, выбирает организацию (или несколько), отвечающую требованиям Закона № 426-ФЗ с учетом переходных положений, заключает договор гражданско-правового характера на проведение специальной оценки условий труда.

ЭТАП 2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов проводится в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Где найти:
ИБ Российское законодательство
Идентификация включает в себя следующие этапы:

Этапы идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Идентификацию осуществляет эксперт организации, проводящей СОУТ, результаты которой он заносит в протокол, а протокол утверждается комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

Если в процессе идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении такого рабочего места не проводятся. Согласно части 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель в отношении таких рабочих мест подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. 

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ в государственную инспекцию труда лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении или  с помощью электронного документа, подписанного электронной квалифицированной подписью работодателя, через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости.

Если проведенная СОУТ подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5-и лет после этого не будут происходить несчастные случаи (или случаи выявления  профзаболеваний), то СОУТ не проводится, а повторно подается декларация о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение пяти лет.

Обратите внимание: часть 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ предусматривает перечень рабочих мест, где идентификация вредных или опасных производственных факторов не осуществляется. К таким рабочим местам относятся:

  • рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

На перечисленных рабочих местах должны быть проведены исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

ЭТАП 3. Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формирует комиссия.

При проведении исследований и измерений организация, проводящая СОУТ, самостоятельно определяет методы исследований и методики измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения.

Вопрос: Какие факторы производственной среды и трудового процесса не оцениваются при СОУТ в сравнении с ранее проводимой аттестацией рабочих мест?

Основные изменения коснулись следующих факторов: параметры микроклимата ранее оценивались на всех рабочих местах, сейчас – только на рабочих местах производственных помещений, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода; исключена из оценки естественная освещенность, измеряются параметры искусственного освещения – освещенность рабочей поверхности; неионизирующие электромагнитные поля и излучения от технологического оборудования не оцениваются на рабочих местах тех работников, которые исключительно заняты на персональных ЭВМ (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. В сравнении с аттестацией рабочих мест при специальной оценке условий труда не оценивается такой фактор, как травмоопасность рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест вызывал большое количество вопросов такой фактор, как психоэмоциональная напряженность труда, при проведении специальной оценки условий труда оценивается тяжесть и напряженность трудового процесса, психоэмоциональная напряженность ввиду отсутствия инструментариев для оценки воздействия данного фактора и его измерения исключена.

Результаты исследований и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

ЭТАП 4. Отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности.

Результатом специальной оценки условий труда является установление класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте. Класс (подкласс) устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку.

В соответствии со ст. 14 Закона № 426-ФЗ устанавливаются четыре класса условий труда: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), вредные подразделяются на четыре подкласса – 3.1, 3.2, 3.3., 3.4 соответственно, опасные (4-й класс) условия труда.

Обратите внимание: в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты (далее по тексту – СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом РФ, по согласованию с Роспотребнадзором РФ, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящий момент методика снижения класса условий труда не утверждена.

ЭТАП 5. Оформление результатов специальной оценки условий труда.

После проведения всех необходимых процедур по оценке условий труда полученные результаты  подлежат документальному оформлению. Для этого организация, проводящая СОУТ, составляет отчет. Форма отчета, а также инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Перечень необходимых документов, которые должен содержать отчет, приведен в ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Вопрос: В карте специальной оценки условий труда в строке 021 указываются СНИЛС работников. Нужно ли вносить изменения в карту специальной оценки условий труда, если работник увольняется и на его место принимают другого работника?

Представляется, что вносить изменения в карту специальной оценки условий труда в условиях изменения кадрового состава работников не требуется. Ни методикой, ни иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность работодателей вносить изменения в утвержденную карту специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: согласно части 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ с результатами проведенной специальной оценки условий труда работодатель должен ознакомить работников под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Также, при наличии у организации официального интернет-сайта, в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель обязан разместить на сайте сводные данные о результатах СОУТ:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка.

И в заключение тематического сюжета перейдем, пожалуй, к главному вопросу по СОУТ:

Вопрос: Каковы СРОКИ проведения специальной оценки условий труда?

Закон № 426-ФЗ содержит ряд переходных положений, в соответствии с которыми сохраняется возможность применять результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с частью 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, если до 01.01.2014 на рабочих местах была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в отношении таких рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации (кроме случаев, специально предусмотренных Законом № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда может быть плановая и внеплановая. Сроки плановой специальной оценки условий труда зависят от того, какое рабочее место подлежит оценке.

Таблица 4. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда

Рабочие места работников, названные в части 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ:

Рабочие места работников, не поименованные в части 6 ст. 10 Закона  № 426-ФЗ («несписочные»):

Рекомендуется завершить СОУТ до 31.12.2014, т.к. Закон № 426-ФЗ вступил в силу с 01.01.2014, и с 1 января 2015 года вводится отдельная административная ответственность за непроведение специальной оценки условий труда (часть 2 ст. 5.27.1 КоАП). Плановая СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет.

Специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена в срок не позднее 31.12.2018. Далее, если были выявлены вредные и (или) опасные условия труда, СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет. При установлении допустимых условий труда в ГИТ подается декларация соответствия условий труда.

Итак, плановая СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет – это означает, что к моменту истечения пятилетнего срока действия специальной оценки условий труда с момента утверждения отчета работодатель должен завершить проведение очередной СОУТ.

Обратите внимание: статья 17 Закона № 426-ФЗ устанавливает случаи и сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Где найти:
ИБ Российское законодательство

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в части 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Вопрос: Работодатель в 2013 году провел аттестацию рабочих мест, в 2014 году работодатель переезжает в другое помещение по новому адресу. Действительны ли результаты проведения аттестации рабочих мест? Или работодателю необходимо будет проводить специальную оценку условий труда?

В этом случае переезд будет сопровождаться вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, в связи с чем работодателю необходимо будет провести внеплановую специальную оценку условий труда. Если это будут рабочие места, названные в части 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, внеплановую специальную оценку условий труда необходимо провести в течение шести месяцев. Если это будут рабочие места, не названные в части 6 ст. 10 («несписочные»), представляется, что в этом случае действуют нормы части 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ о переходных положениях, согласно которым специальную оценку условий труда можно проводить поэтапно, но не позднее 31 декабря 2018 года.