Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Претензионный порядок урегулирования споров 13.06.2012

Автор: Елена Можар

Действующее законодательство РФ предусматривает обязательный претензионный порядок рассмотрения споров, если это установлено федеральным законом или договором. Соблюдение претензионного порядка позволяет снизить количество споров в арбитражных судах и уменьшить расходы сторон. Кроме того, стороны могут лучше подготовиться к возможному будущему судебному процессу и оценить имеющиеся доказательства. Однако единых требований к порядку претензионной работы, закрепленных на законодательном уровне, в настоящее время нет.

Когда предъявление претензии обязательно?

Претензионный порядок как одна из разновидностей досудебного порядка урегулирования спора, обязателен для сторон, если он установлен законом или договором (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее – АПК РФ). Случаи обязательного досудебного урегулирования спора, установленные законом, ограничены, и с примерным перечнем таких законов можно ознакомиться в письме ВАС РФ от 25.05.2004 № С1-7/УП-600 «О федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами». Порядок предъявления претензий в таких случаях урегулирован законами и подзаконными актами.

Поэтому разберем ситуации, связанные с обязательным претензионным порядком досудебного рассмотрения спора в силу условий договора. Учтите, что претензионный порядок будет считаться установленным в договоре, если будет указана форма, порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензии, в то время как другой досудебный порядок можно признать установленным, если договор содержит четкую запись о необходимости его применения. Исходя из сложившейся судебной практики, отсутствие четкой (однозначной) записи об установлении сторонами претензионного порядка толкуется судом как не согласованное сторонами условие договора (в соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ). См., например, постановление ФАС Московского округа от 11.01.2010 № КГ-А41/14299-09 по делу № А41-10440/09, постановление ФАС Московского округа от 19.11.2009 № КГ-А41/11910-09 по делу № А41-10267/09. Вместе с тем существует и противоположная точка зрения: часть юристов считает достаточным для установления досудебного урегулирования спора прописать в договоре, что возникающие разногласия решаются направлением претензии контрагенту. Иногда суд поддерживает данную позицию и встает на сторону оппонента. Так, было признано нарушением установленного договором досудебного порядка урегулирования споров несоблюдение пункта договора, в котором предусмотрено, что все спорные вопросы, возникающие в процессе заключения и исполнения договора, разрешаются с соблюдением претензионного порядка урегулирования разногласий (определение ВАС РФ от 17.07.2009 № ВАС-9459/09 по делу № А65-23329/2008-СГ2-20). Вместе с тем данное решение является скорее исключением, нежели правилом. Однако пока существуют прямо противоположные решения, а ВАС РФ не опубликовал по спорным вопросам своих разъяснений, рекомендуем при указании в договоре на претензионный порядок рассмотрения споров детально расписывать данный порядок.

Что необходимо учесть при заключении договора?

Если для вас предпочтителен претензионный порядок досудебного урегулирования спора, то опишите в договоре как можно подробнее процедуру направления и рассмотрения претензии (данные положения можно выделить в отдельный раздел «Претензии»). Это позволит в дальнейшем избежать многих проблем при возникновении спорных моментов. В частности, укажите:

– сроки предъявления претензии с момента наступления нарушения обязательств;

– способ направления претензии контрагенту (по почте, курьером и т.п.);

– адрес для отправления претензии и получения ответа; 

– лиц, уполномоченных для составления и рассмотрения претензии;

– сроки рассмотрения претензии (от нескольких дней до нескольких месяцев);

– документы, которые необходимо приложить к претензии (копии и оригиналы);

– требования к ответу на претензию (форма, порядок отправления и т.д.) и другие важные для сторон аспекты.

Если это необходимо, возможно установить претензионный порядок лишь для отдельной категории споров, указав в договоре, что для иных споров претензионный порядок не применяется. В таком случае споры, не прописанные в договоре, могут быть рассмотрены в арбитражном суде без предъявления претензии.

Каковы последствия несоблюдения обязательного претензионного порядка?

Почему так важно соблюдение установленного договором досудебного претензионного порядка урегулирования споров? Дело в том, что его несоблюдение приводит к применению установленных законом санкций. Во-первых, если факт несоблюдения претензионного порядка будет обнаружен судом при решении вопроса о принятии дела к производству, исковое заявление будет оставлено без движения (ст. 128 АПК РФ), и если в установленный судом срок для исправления недостатков (направления претензии) нарушения не будут устранены, исковое заявление будет возвращено (ст. 129 АПК РФ).

Во-вторых, если данный факт будет обнаружен на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или на стадии судебного разбирательства, то это приведет к оставлению искового заявления без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ). Вместе с тем, если обязательный досудебный порядок разрешения спора нарушен ответчиком (не ответил на претензию или ответил с нарушением срока), то при соблюдении истцом необходимых процедур суд будет рассматривать дело по существу.

В-третьих, в соответствии с ч. 1 ст. 111 АПК РФ в случае, когда спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию или оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела. Очевидно, что игнорирование обязательного претензионного порядка существенно осложняет защиту нарушенных прав в судебном порядке и оттягивает наступление положительного результата, а в некоторых случаях делает его невозможным.

Как правильно составить и направить претензию контрагенту?

Сама суть претензии заключается в том, что одна из сторон договора указывает другой на совершенные действия или бездействие, которые неправомерно ущемляют ее законные интересы, и требует устранения в добровольном порядке этих нарушений. Таким образом, если имущественные права и интересы вашей стороны нарушены, а в договоре предусмотрен обязательный претензионный досудебный порядок разрешения спора, то пора составлять претензию. Начнем с того, что претензия – это письменное требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов. Предъявляемые требования должны быть основаны на реальных фактах с указанием нарушенных норм права и/или пунктов договора. И, конечно же, претензия должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным лицом (в силу закона или доверенности). Учтите, что полномочия на подписание претензии и ответа на нее должны быть прописаны в доверенности. Так, если претензия подписана юристом на основании доверенности, в которой предусмотрено его право подписывать и подавать исковые заявления в арбитражные суды, но не указаны полномочия на представление субъекта в его внесудебных правоотношениях с контрагентом по договору, то суд может посчитать, что обязательный досудебный претензионный порядок не соблюден со всеми вытекающими последствиями (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу № А06-3270/2008).

Если в договоре есть обязательные требования к содержанию, форме и направлению претензии, претензия должна им полностью соответствовать, но если такие требования вы не закрепили в договоре с контрагентом, то рекомендуем включить в претензию следующие положения:

– наименование организации, которой адресована претензия, и собственное наименование с указанием адреса и платежных реквизитов;

– номер претензии и ее дата;

– ссылки на конкретные нарушенные условия обязательств, норм законодательства;

– перечень прилагающихся документов, обосновывающих претензионные требования;

– требования об устранении описанных нарушений;

– срок рассмотрения претензии (направления ответа);

– денежные требования (сумма и ее расчет).

Если вы собираетесь дополнительно взыскать плату за пользование вашими денежными средствами (в соответствии со ст. 395 ГК РФ), то претензия может не содержать конкретной суммы, поскольку при ее предъявлении еще не известна дата предъявления будущего иска, если претензия не будет удовлетворена (определение ВАС РФ от 20.01.2010 № ВАС-17943/09 по делу № А45-5321/2009).

Также предупредите о последующем обращении в суд в случае неудовлетворения претензии, а также нерассмотрения ее в установленном порядке или в указанный срок. Какое название будет у претензии (письмо, требование, уведомление и т.п.) не столь важно, главное – ее содержание, именно поэтому необходимо детально прописать суть спора и конкретные требования к контрагенту. При последующем обращении в суд помните, что исковые требования должны совпадать со смыслом направленной претензии, поэтому отнеситесь к составлению текста с особой тщательностью.

Что касается порядка направления претензии, то главное – это фиксация даты ее отправления и получения другой стороной. В первую очередь это связано с тем, что в случае судебного разбирательства истец при подаче искового заявления в суд должен будет представить доказательства соблюдения претензионного порядка (п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ). Факт соблюдения досудебного порядка необходимо обязательно указать и в тексте искового заявления (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ). Если истец направил претензию ответчику должным образом и представил доказательства этого в суд, то независимо от того, получена она или нет, претензионный порядок будет считаться соблюденным. Документами, свидетельствующими об отправлении претензии, например, могут быть: почтовая квитанция, уведомление о получении письма, экземпляр претензии с отметкой адресата о получении.

Часто организации пользуются более мобильными средствами связи и отправляют претензию факсом, по электронной почте и т.п. Безусловно, это позволяет ускорить взаимодействие между сторонами договора и оперативно решать возникающие вопросы, однако лишает отправителя доказательств соблюдения претензионного порядка. В такой ситуации разумно подстраховать себя и выслать претензию способом, позволяющим зафиксировать не только отправку письма, но и его содержание. Наиболее подходящими с точки зрения надежности в рассматриваемом контексте являются:

– почтовое отправление заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении (отправляется по юридическому и фактическому адресу);

– доставка курьером (с обязательным условием отметки о получении на вашем варианте претензии).

В случае если в установленный срок ответа на вашу претензию не последовало или контрагент отказал в ее удовлетворении полностью или частично, вы вправе обратиться в суд, приложив к иску все необходимые доказательства по делу, в том числе доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Когда претензия – право, а не обязанность

Мы рассмотрели основные аспекты обязательного досудебного претензионного порядка решения спора в силу договора. Вместе с тем данные положения применимы и к добровольному претензионному разрешению спора с тем условием, что в данной ситуации это будет являться вашим правом, а не обязанностью. Иначе говоря, непредъявление претензии в такой ситуации не повлечет для вас никаких санкций, а вот ее предъявление, возможно, позволит добиться удовлетворения выставленных требований с наименьшими денежными и временными потерями. Поэтому даже если по закону или договору для вас не предусмотрен претензионный порядок разрешения спора, это не мешает вам направить претензию контрагенту, и, возможно, вам удастся избежать лишних судебных разбирательств.



Обсудить статью  в Facebook

Обсудить статью  в Vkontakte