Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Нарушение авторских прав в повседневной деятельности организаций18.11.2015

 

 

 

 

 

 

 

Защита авторских прав в России набирает всё большую актуальность. Появление Суда по интеллектуальным правам, деятельность Российского авторского общества, нашумевшие дела о закрытии пиратских сайтов и постоянное обновление законодательства в данной  сфере – об этом сейчас знают не только профессионалы. Рост исков по поводу нарушения авторских прав, прежде всего связанных с развитием Интернета, вызывает острый интерес к данной теме руководителей организаций и юристов компаний. Одновременно распространились стандартные заблуждения по поводу случаев свободного использования авторских произведений. Итак, какие нарушения авторских прав может совершить организация при осуществлении своей деятельности?

Использование чужого интернет-контента

Под интернет-контентом понимается любая информация, размещенная в сети, в том числе тексты, фотографии, видео, рисунки и т.п., то есть те объекты, которые входят в перечень объектов авторских прав, перечисленных в ст. 1259 Гражданского кодекса РФ. 

Существует заблуждение: информация, размещенная в сети, общедоступна, поэтому она может использоваться всеми. Это не так. Точно так же, как автор публикует статью в газете, он вправе публиковать ее (доводить до всеобщего сведения) в Интернете. Такая публикация не означает согласие на использование статьи, и российское законодательство не содержит никаких изъятий в правах интернет-авторов.1
Не имеет значения и эстетическая ценность материала: автором результата интеллектуальной деятельности признается любой гражданин, творческим трудом которого создан результат этой деятельности (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).
Творческий труд означает интеллектуальный вклад конкретного человека в произведение. К слову, поэтому автором может быть только человек – физическое лицо. Юридическое лицо может стать только правообладателем, заключив договор с автором.
Как уже было сказано, Гражданский  кодекс РФ содержит перечень объектов авторских прав, в который включены произведения литературы, науки, искусства.
Произведения литературы в данном случае – это не только художественные, но публицистические и любые другие авторские тексты, а произведения искусства – не только работы известных художников, но и комиксы, произведения дизайна и т.д.
Еще одно заблуждение: нет знака Сopyright (латинской буквы «C» в окружности – ©) – текст, фотографию и другое произведение можно копировать или использовать иными способами.
Но в соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК РФ возникновение, осуществление и защита авторских прав не зависят от регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. С того момента, как произведение  создано (причем независимо от того, опубликовано оно или нет) автор получает свой статус и возможность защиты (см. например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.05.2014 № С01-341/2014 по делу № А33-14879/2013).
Правообладатель (автор или лицо, которому права автора переданы по договору) сам оценивает необходимость оповещения о принадлежащем ему праве на произведение с помощью знака охраны авторского права. Знак помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК РФ). Но это только дополнительная мера защиты, а не обязательное условие ее предоставления.

Интересно, что в последнее время стало модным ставить значок Сopyright к цитируемым словам или в других случаях использования чужого произведения. То есть значок ставит не сам правообладатель, а то лицо, которое использует без разрешения автора его произведение, таким образом как бы подтверждая, что произведение чужое, проявляя уважение к автору.
Тут надо отметить, что, во-первых, использование знака охраны – прерогатива только правообладателя: иные лица такого права не имеют. Во-вторых, указание имени автора и такое публичное признание его авторства не означают, что нарушения не произошло.
Примером могут служить разъяснения эксперта Минфина России по поводу использования шаблона интернет-сайта, без договора с компанией-разработчиком.
Шаблон интернет-сайта является программой для ЭВМ, которая по российскому законодательству охраняется так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ). Организация без договора использовала шаблон компании-разработчика, но указала в нижнем правом углу шаблона значок «C» в окружности, рядом с названием компании-разработчика. И экспертом сделан обоснованный вывод: организация нарушила авторские права компании-разработчика.
Подобные нарушения связаны с тем, что  законодательство позволяет свободное цитирование произведений при условии указания автора произведения и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ). И многие компании не учитывают, что свободное использование произведения при условии указания автора возможно именно в случае цитирования. Кроме того, даже цитирование без разрешения автора или правообладателя допускается только в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Для того чтобы авторские права были признаны нарушенными, не имеет правового значения, использовалось произведение в коммерческих целях или без цели извлечения прибыли (п. 2  ст. 1270 ГК РФ).
Посещаемость сайта, где неправомерно размещен контент, также не оценивается, когда ставится вопрос о факте нарушения:  любое использование чужого произведения (интернет-контента) способами, перечисленными в ст. 1270 ГК РФ, без договора с правообладателем будет считаться неправомерным.
Таким образом, чтобы навскидку определить, можно ли использовать тот или иной контент, следует, в первую очередь, проверить, относится ли выбранный объект к объекту авторских прав, перечисленных в п. 1 ст. 1259 ГК РФ; проверить возможность его отнесения к объектам, на которые авторские права не распространяются, или которые не признаются объектами авторских прав (пп. 5, 6 ст. 1259 ГК РФ).
Второй шаг – проверить возможность свободного использования произведения (ст. ст. 1273–1279 ГК РФ). Если выбранный объект подлежит охране и не планируется его использование в целях, которые допускают свободное использование, – необходимо заключать договор с автором.

Использование произведения, созданного работником, как служебного

Развитие бизнеса сегодня практически во всех случаях невозможно без создания интернет-сайта и наполнения для него. При этом кадровая политика организаций не успевает реагировать на изменения, которые связаны со статусом сотрудников, в том числе внештатных, участвующих в этой работе. Задания на создание какого-либо продукта для сайта передаются устно и зачастую не входят в обязанности работника.
Тем временем такие сотрудники становятся авторами контента и обладателями соответствующих прав.
Авторы обладают особым статусом, связанным со спецификой результата их деятельности. Они всегда первоначальные обладатели прав, поскольку творческий характер произведения определяется тем, что оно создано конкретным человеком.
У работодателя права на авторские материалы возникают только при условии, что это предусмотрено трудовым или гражданско-правовым договором.
Так, служебное произведение – это произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Только при наличии соответствующих трудовых функций имущественные права на произведения, созданные в рамках договора, автоматически будут закрепляться за работодателем.
Имущественные права работодателя на произведение позволяют использовать его по своему усмотрению, в том числе передавать другим лицам. Однако за автором сохраняются неимущественные права: право признаваться автором, на указание имени автора, на неприкосновенность произведения (запрет внесения в произведение изменений). Таким образом, даже если работодатель получил права на произведение  по договору, следует учитывать, что его использование ограничено спецификой объекта. Работодатели и другие лица не могут игнорировать неимущественные права автора, при этом неимущественные права нельзя нивелировать никакими соглашениями: они неотчуждаемы и действуют бессрочно.

Например, если работодатель по договору с автором получил права на использование произведения (имущественные права), но не получил письменное согласие автора на размещение созданных им материалов без указания его имени, имя автора должно быть указано.


В целях приобретения имущественных прав работодатель может заключить гражданско-правовой договор с автором:

  • об отчуждении исключительного права (то есть о передаче всех имущественных прав на произведение в полном объеме) (ст. 1285 ГК РФ);
  • лицензионный договор (передача определенного объема прав на произведение и на определенный срок) (ст. 1286 ГК РФ).

Примеры, когда произведение, созданное работником, не признавалось служебным, приведены в последнем Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015).
Так, в п. 22 обзора описана ситуация, когда авторские права были признаны за сотрудником, который во время создания произведений декоративно-прикладного искусства работал на государственном предприятии. Как указывал оппонент автора по делу, произведения созданы в рабочее время за счет предприятия.
Но суд признал права за автором, поскольку не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что произведения декоративно-прикладного искусства, по поводу которых возник спор, являются служебными: созданы по служебному заданию работодателя либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Обращаем внимание, что в случае, когда произведение создано за счет работодателя, он приобретает право на компенсацию своих расходов, но не имущественные права автора на произведение.

В п. 23 обзора описан случай, когда работник заявил о правах на созданный текст песни-гимна компании, которая стала обязательным атрибутом всех корпоративных мероприятий, проводимых этой компанией. Суд установил, что авторский договор в отношении текста-гимна не заключался, исходя из чего использование компанией текста-гимна на корпоративных мероприятиях было признано неправомерным.
Надо отметить, что использование музыкальных произведений на корпоративных мероприятиях без договора с правообладателями тоже является нарушением авторских прав (если только музыкальные произведения не перешли в общественное достояние). Когда компания проводит мероприятие в кафе или ресторане, нарушителями будут указанные заведения. Но в случае, когда организация только арендует помещение и подбирает репертуар самостоятельно, заключение договоров должно быть инициировано такой организацией (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009).
Договор на использование музыкальных произведений заключается с конкретным правообладателем или с его представителем – организацией по коллективному управлению (Российское авторское общество, РАО). Договор может быть заключен на использование как отдельных произведений, так и на определенный репертуар.
Обращаем внимание, что прослушивание радиоприемника в офисе формально тоже может быть отнесено к использованию произведения.
Так, в п. 4 обзора описана ситуация, когда суд признал правомерным взыскание денежной компенсации с салона красоты, в котором работал радиоприемник. Такое нарушение было квалифицировано судом как использование произведений путем публичного исполнения, то есть исполнения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Нарушение было установлено в ходе проверки, которую провело РАО.
Надо сказать, что посещение представителями РАО организаций под видом посетителей с целью  фиксации нарушений авторских прав – довольно распространенная практика.

Известно, что договоры с авторами заключают немногие, и некоторые запреты, установленные для защиты авторских прав, даже юристы считают чрезмерными. Тем не менее, следует иметь в виду риски, связанные с использованием авторских произведений.