Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Про загранпаспорта, иностранную рабочую силу и великую силу закона20.05.2011

Эдуард Владимирович Пурвиным

– Эдуард Владимирович, оформление загранпаспортов через единый портал госуслуг осуществляется почти год. Несмотря на то что для многих граждан нашей страны это пока еще непривычный способ оформления документов, какие-то предварительные итоги этой работы уже можно подвести?

– Действительно, в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"» работа Федеральной миграционной службы несколько изменилась.

Оказание государственных услуг через Интернет значительно облегчает жизнь нашим гражданам. Это экономит их силы и время, устраняет очереди, позволяет рационально использовать потенциал сотрудников Управления. Каждый гражданин может зарегистрироваться на Едином портале оказания государственных и муниципальных услуг и подать заявление на оформление заграничного паспорта. Это можно сделать не выходя из дома или со своего рабочего места, единственное обязательное условие – наличие доступа к сети Интернет. Хочу обратить особое внимание всех, кто регистрируется или планирует зарегистрироваться на Едином портале госуслуг: все персональные данные защищены от несанкционированного доступа.

Для удобства граждан необходимую информацию можно получить у наших сотрудников, на стендах подразделений Управления и на официальном интернет-сайте УФМС России по Московской области http://www.fmsmo.ru

– Назовите наиболее характерные ошибки, которые допускают граждане при оформлении загранпаспортов через портал госуслуг.

– Проведенный сотрудниками Управления мониторинг случаев возврата документов, направленных к нам для оформления заграничных паспортов, показал, что самыми распространенными ошибками являются следующие: указанные периоды трудовой деятельности не соответствуют записям в трудовой книжке; не полностью или не в хронологическом порядке указаны периоды трудовой деятельности (граждане часто забывают упомянуть о военной службе, учебе в высшем или среднем учебном заведении); не указываются промежутки в трудовой деятельности; не указываются почтовые адреса организаций, войсковых частей; вместо полного наименования учреждения (организации) используются аббревиатуры.

– Получается, что основные ошибки допускаются при заполнении анкет и указании сведений из трудовых книжек?

– Да, как правило, люди не смотрят в свою трудовую книжку и заполняют анкету, так сказать, «по памяти», вот и получается несоответствие.

– С какого возраста гражданину может быть оформлен загранпаспорт? Новорожденные дети тоже должны получать загранпаспорт в общем порядке и наличие их фотографий в загранпаспорте обязательно?

– В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданину РФ со дня его рождения и до достижения возраста 18 лет паспорт оформляется и выдается по письменному заявлению о выдаче паспорта хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, заграничный паспорт оформляется и малолетним гражданам, при этом их фотографии представлять необходимо. Таков закон.

– Часто возникает вопрос о фотографировании новорожденных детей. Срок действия паспорта – 10 лет, за это время ребенок сильно меняется и на фото свое уже не похож. Нужно ли менять фотографию в паспорте или можно оставить фотографию новорожденного ребенка?

– Переклеивание фотографии в бланке паспорта не предусмотрено. Предусмотрена замена паспорта в случае существенного изменения внешности. Под этот критерий подпадают разные ситуации. Человек может сделать операцию, изменить форму лица,  он может сильно постареть, поправиться или, напротив, похудеть. В таком случае бдительность должен проявить сам выезжающий, потому что мы не знаем, в какую страну поедет гражданин РФ, какие там критерии оценки пропуска через государственную границу. Любое государство может установить какие угодно миграционные правила, поэтому лучше, конечно, перестраховаться.

– Если сейчас гражданин имеет на руках паспорт старого образца, в который у него вписаны дети, ему нужно оформлять биометрический паспорт на себя и на детей или действителен старый паспорт?

– Нет таких понятий, как паспорт старого и нового образца. Образец у нас един, он установлен в 1997 году. Под «старыми» и «новыми» паспортами имеются в виду паспорта, не содержащие биометрические данные и содержащие биометрические данные. Они оба действительны, разницы никакой. Единственное, что их отличает, – государственная пошлина и срок действия.

– Для того чтобы оформить загранпаспорт, гражданину необходимо лично явиться в органы ФМС?

– Да, для получения паспорта, содержащего биометрические данные, гражданину необходимо лично явиться для фотографирования, поскольку фотография должна быть сделана на специальном оборудовании. Получение паспорта у нас тоже обусловлено личной явкой гражданина, поскольку он ставит свою подпись о получении данного документа.

– Эдуард Владимирович, одним из посетителей нашего сайта был задан вопрос об электронной форме регистрации по месту жительства. Это тоже относительно новый способ регистрации, породивший много слухов о том, что теперь любой желающий может зарегистрироваться в наших квартирах, воспользовавшись базами данных, которые можно купить на любом рынке. Прокомментируйте эти слухи, пожалуйста.

– Во-первых, что такое регистрация? Это фиксация в установленном порядке сведений о местонахождении гражданина РФ. То есть регистрация каких-либо прав на жилое помещение человеку не дает. Регистрация – это только статистический учет граждан, их движения по территории РФ и ничего более. В этой связи слухи о том, что, возможно, кто-то будет претендовать на чье-то жилое помещение, не просто преувеличены, они совершенно беспочвенны.

Во-вторых, существует перечень документов, который гражданин должен представить для регистрации. Одним из этих документов является документ, служащий основанием для вселения, – это либо свидетельство о регистрации на праве собственности, либо договор социального найма, либо коммерческий договор, либо договор безвозмездного пользования.

В-третьих, в соответствии с регламентом сотрудники Управления Федеральной миграционной службы обязаны извещать лицо, предоставившее жилое помещение, в 3-дневный срок о том, что на его жилплощади зарегистрирован новый человек. И в случае, если, предположим, такой инцидент произошел, собственник жилого помещения может обратиться в подразделение Федеральной миграционной службы для того, чтобы аннулировать такую регистрацию.

Кроме того, пока вопрос получения электронной цифровой подписи не решен, анкету приходится заверять личной подписью гражданина. Поэтому явка в подразделение ФМС обязательна, и это является еще одной гарантией, что действия граждан по регистрации будут законными. Пока известен только один случай несанкционированной регистрации, причем он был своевременно выявлен, и проблема была успешно устранена.

– Электронная форма регистрации предусмотрена только для граждан РФ? Лица, не имеющие гражданства РФ, регистрируются в обычном порядке?

– Да. Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» государственная услуга по миграционному учету в электронной форме не предусмотрена. Мы пока над этим не работаем.

– Информация о регистрации автоматически передается в ДЭЗ, в расчетные центры?

– Безусловно, каждые десять дней мы передаем информацию в органы местного самоуправления, органы воинского учета, в налоговые органы для того, чтобы они могли осуществлять свою деятельность. Хочу также отметить, что при регистрации по месту пребывания штамп в паспорт не ставится, выдается отдельное свидетельство на бумажном носителе. Срок регистрации по месту пребывания устанавливается по соглашению собственника жилья и гражданина, оформляющего регистрацию.

– Эдуард Владимирович, по действующему законодательству граждане, пользующиеся услугами иностранцев, не имеющих патента на осуществление трудовой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности. Сумма штрафа довольно приличная – от 2 000 до 5 000 руб. Кто имеет право привлекать таких граждан к ответственности?

– Действительно, любой гражданин РФ может привлечь для решения своих бытовых вопросов иностранного гражданина. До введения патента существовала только одна форма привлечения – на основании разрешения на работу. Этот порядок был удобен для юридических лиц, которые осуществляют наем иностранной рабочей силы в массовом порядке. Но часто возникали ситуации, когда иностранные граждане нанимались на работу не юридическими, а физическими лицами, гражданами. И для урегулирования этих вопросов была создана новая форма привлечения иностранной трудовой силы – патент. Получить патент значительно проще, чем разрешение на трудовую деятельность. Получение патента также связано с автоматическим продлением миграционного учета, что достаточно удобно для иностранного гражданина. Если юридическое лицо может содержать определенный штат сотрудников, которые могут решать вопросы соблюдения законодательства, то одному иностранному гражданину крайне сложно ориентироваться в наших миграционных законах. С получением патента все прозрачно: иностранец понимает, что каждые три месяца нужно продлевать патент, и автоматически происходит продление миграционного учета. Он чувствует себя вполне спокойно, он может находиться на территории РФ и работать у физических лиц. Но хочу обратить ваше внимание – эта работа не может быть связана с извлечением прибыли. Это очень важно, это надо знать и понимать. Некоторые думают, что патент является альтернативой разрешению на работу и дает возможность работать где угодно и как угодно. Это неправильно. Работать по патенту можно, например, личным водителем, няней или садовником. В последнее время жители Московской области стали активно привлекать иностранных работников в весенне-летний сезон для обработки садовых участков.

Что касается штрафов. Привлечение к административной ответственности регламентировано Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии со статьей 23.67 КоАП РФ привлечение граждан к административной ответственности за наем иностранного работника или лица без гражданства, не имеющего разрешения на работу или патента, осуществляется органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а также судьями, если должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, передают дело на рассмотрение судов.

– Таким образом, нанимая, допустим, трех рабочих для того, чтобы они на садовом участке выкопали яму, гражданину РФ нужно у каждого из них спросить патент, и если его не окажется, то таких людей лучше не нанимать?

– Безусловно. В этом случае наступают последствия нарушения правил найма иностранной рабочей силы.

– Каким образом осуществляется надзор за выполнением законодательства о получении патентов?

– В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Федеральной миграционной службой заключен ряд соглашений с федеральными государственными органами на предмет контроля за правилами привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.

– А милиция, вернее, полиция?

– С сотрудниками полиции мы взаимодействуем по выявлению фактов незаконного привлечения иностранной рабочей силы к трудовой деятельности и нарушения трудового законодательства.

– Размер штрафа зависит от количества нанятых людей? Например, если человек нанимает на работу пять иностранных граждан, не имеющих патента, на него наложат штраф за каждого работника?

– Именно так, поскольку умысел направлен на прием на работу конкретно каждого иностранного гражданина.

В системе Федеральной миграционной службы сформирована служба миграционного контроля, которая и занимается данной проблематикой. В их задачу входит выявление нарушения миграционного законодательства и принятия в соответствии с законом решений по ним. В том числе и по привлечению к административной ответственности. Поэтому хочется дачникам дать добрый совет соблюдать действующее законодательство. Если они нанимают иностранного гражданина, то должны четко понимать, что иностранцы должны работать только на основании разрешения на работу либо патента. Иное недопустимо.

– Наш традиционный вопрос. Эдуард Владимирович, у Вас есть какие-либо пожелания и предложения к ООО «ЭЛКОД» – соразработчику информационных банков системы КонсультантПлюс?

– Прежде всего хочется поблагодарить руководство компании и весь трудовой коллектив ООО «ЭЛКОД» за вашу трудную, но очень важную и благородную деятельность по распространению правовых знаний, повышения правовой культуры пользователей системы, искоренению правового нигилизма. Российская Федерация провозглашена правовым государством. Правовое государство – это такое государство, в котором все субъекты добросовестно пользуются своими правами и исполняют обязанности, возложенные на них Конституцией РФ и федеральными законами. Основой правового поведения является система знаний о праве и законах. Возможность получения доступа к этим знаниям является началом формирования правовой культуры общества. Как юрист-практик я не мыслю своей работы без системы КонсультантПлюс. Убежден, что благодаря деятельности вашей компании закладывается фундамент правового государства, где соблюдается принцип верховенства права и закона.

– Может быть, есть вопросы, которые в рамках нашей беседы не прозвучали, а Вам хотелось бы донести информацию до посетителей нашего сайта?

– За рамками нашей беседы остались вопросы гражданства, но это тема достаточно сложная и объемная, думаю, что она заслуживает отдельного разговора. Московская область – это такой регион, в который часто приезжают иностранные граждане именно с целью приобрести российское гражданство, при этом люди совершают ряд типичных ошибок, пользуясь услугами так называемых «агентств». А потом, после незаконной деятельности таких вот агентств мы вынуждены отказывать приезжим в реализации их прав.

Думаю, что это будет прекрасным поводом для еще одной нашей встречи. Спасибо Вам за интересную беседу.