Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Интернет-интервью с А.В. Кравцовым, председателем Арбитражного третейского суда города Москвы27.04.2012

Об истории формирования института третейских судов в России и современных проблемах, связанных с третейским судопроизводством, нашим читателям рассказал  Председатель Арбитражного  суда г.Москвы, член экспертного совета Мосгордумы по законодательству Алексей Владимирович Кравцов

– Алексей Владимирович, третейское судопроизводство для нашей страны является относительно новым способом А.В. Кравцовым разрешения правовых споров. Расскажите немного об истории создания и развития третейских судов в России.

– История развития третейского судопроизводства берет свое начало со времен Римской империи. Уже тогда существовал способ разрешения споров с помощью посредников между спорящими сторонами. В нашей стране третейское судопроизводство начало развиваться примерно с XVI века. Купцы, заключая сделки, назначали третьего купца, которому они оба доверяли, быть арбитром по этой сделке. И если один из купцов не исполнял своих обязательств, то второй отправлялся к арбитру, и тот, пользуясь своим авторитетом и силой своего купеческого слова, обращался к недобросовестному купцу и старался убедить его выполнить обязательства. В случае если недобросовестный купец все-таки не слушал арбитра, тот обращался за содействием к царю, царь выделял своих слуг, которые могли принудить недобросовестного купца исполнить обязательства. Впоследствии цари стали бремя разбора таких споров перекладывать на государственную систему, и тогда же стали заставлять стороны спора обращаться в государственный суд. А третейский, договорной суд действовал параллельно государственному суду, но был несколько задавлен государственной системой.

На современном этапе развитие системы третейских судов началось с подписания в 1961 году Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже. Этим документом были установлены первые международные правила коммерческих арбитражей. Положения Конвенции были полностью перенесены в наш Арбитражный процессуальный кодекс в разделы по вопросам выдачи исполнительных листов по решениям третейских судов. В соответствии с положениями Конвенции сейчас работают все европейские третейские суды, например, Арбитраж Женевы или Лондонский международный третейский суд, в котором сейчас рассматривается спор  известных российских олигархов – Березовского и Абрамовича. В нашей стране в 2000 году был принят Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», который также во многом дублирует Европейскую конвенцию и устанавливает порядок разрешения споров между участниками в несудебном порядке, т.е. без обращения в государственный суд.

Таким образом, система негосударственного разрешения споров существует давно, но, к сожалению, государство не слишком активно ее пропагандирует. Хотя государственные суды переполнены, нагрузка у судей колоссальна.

– Да, мы слышали об этом – несколько месяцев назад мы встречались с председателем Арбитражного суда г.Москвы Сергеем Юрьевичем Чучей. В ходе интервью он рассказал о чрезмерной загруженности судей Арбитража – им приходится задерживаться на работе до полуночи, рассматривать по сотне дел в месяц. Сергей Юрьевич описал, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы как-то разгрузить своих судей, но среди этих шагов третейские суды упомянуты не были. Как Вы думаете, почему?

– Я думаю, что государство просто не хочет отдавать рычаги управления независимым судебным органам. Государственный суд зависим от государства – государство платит зарплату, государство дает служебные квартиры, государство оплачивает помещение и весь аппарат. Третейский суд работает на коммерческой основе, находится на самоокупаемости и не подчиняется никому. И механизмов воздействия на него нет. Мне кажется, что именно в этом видят опасность в деятельности третейских судов.

– В юридической науке сложилось несколько концепций правовой природы третейского суда. Некоторые теоретики публичного права придерживаются так называемой «договорной теории». В рамках этой теории третейское разбирательство рассматривается как гражданско-правовое взаимоотношение, поскольку происходит оно на основе соглашения сторон, а предоставление третьим лицам права рассмотреть спор между сторонами является обычной гражданской сделкой. Есть и другой взгляд на третейские суды – «публичная теория», сторонники которой рассматривают третейское разбирательство как особую форму осуществления правосудия. Существуют и другие концепции правовой природы третейских судов. Какая из этих теорий ближе Вам?

– Гражданско-правовая, коммерческая, и стесняться этого слова не следует, потому что коммерческое разрешение споров во многом эффективнее государственного. Например, возьмем вопрос сроков. Государственная судебная система, как прописано и в Арбитражном процессуальном кодексе, и в Гражданском процессуальном кодексе, устанавливает несколько этапов обжалования судебного акта, и тем самым любой, даже самый очевидный спор, может быть затянут на срок от полугода до нескольких лет в зависимости от навыков юриста противоположной стороны. Третейский суд разрешает спор в одно заседание. Если стороны договорились обратиться в третейский суд и приняли эти правила, то решение будет вынесено сразу же и сразу же вступит в законную силу. Весь судебный процесс, который в государственном суде длится полгода, в коммерческом арбитраже будет длиться всего 10 дней. Приведу яркий пример – почтовые уведомления. Когда исковое заявление приходит к нам в суд, уведомление сторон мы проводим с помощью коммерческой экспресс-почты, это занимает один день. Обычной почтой уведомление может идти две недели. Но доставка экспресс-почтой стоит около полутора тысяч рублей. Обычная почта бесплатна, и для обычного суда она обязательна. Третейский суд может обращаться в различные коммерческие службы, и это дает возможность быстро решать споры. Хотя третейские суды бывают разные, есть и неповоротливые третейские арбитражи, в которых процедуры похожи на государственные. Как правило, это происходит потому, что такие суды не являются основным видом деятельности для учредившей их структуры, в них ощущается недостаток финансирования, а из-за этого возникают проблемы.

– Несмотря на то, что третейских судов у нас в стране создано сотни, основная масса споров все же рассматривается в государственном арбитраже. Есть очевидные плюсы рассмотрения дел в третейских судах, но практикующие юристы, как правило, предпочитают обращаться в государственные суды. Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

– Да, третейских судов у нас действительно много. Это произошло потому, что сейчас их создание носит уведомительный характер. По закону любая организация может сформулировать регламент суда, выпустить приказ о создании суда, направить информацию о его создании в государственный суд по месту своего расположения, например, в Арбитражный суд г. Москвы. На этом процедура создания суда окончена. Поэтому количество подобных структур огромно. Например, есть отраслевые третейские суды. На мой взгляд, они незаконны. Эти суды создаются при крупных отраслевых предприятиях, чтобы потом всех контрагентов предприятия фактически насильно загонять разрешать споры именно там. Конечно, все заранее понимают, что если суд создан при организации, которая является одной из сторон в споре, то такой суд будет аффилирован, и все его решения будут аффилированы. От имени Союза учредителей третейских судов мы вышли с законодательной инициативой о том, чтобы уведомительный характер создания третейских судов был изменен на регистрационный. И регистрацию необходимо отдать в подведомственность Минюсту, как это сделано с некоммерческими организациями. В саму деятельность суда Минюст вмешиваться не будет, но вопросы регистрации пусть регулирует. В этом случае третейские суды, аффилированные той или иной структуре, просто не пройдут процедуру регистрации.

Сейчас третейские суды образуются даже при государственных органах. Это вообще нонсенс. Закон прямо запрещает госорганам образовывать третейские суды. Но если вы зайдете на сайт Арбитражного суда Москвы, где вывешен весь список третейских судов, то увидите, что совсем недавно, уже в этом году, был зарегистрирован третейский суд при управлении одного из столичных Департаментов.

– Для чего государственные органы создают третейские суды?

– Решать споры по вопросам госзакупок. Но это абсолютно незаконно, закон четко устанавливает запрет на создание третейских судов госорганами. Понятно, что все решения этого суда можно отменить, но времени на это будет потрачено немало. И эта практика дискредитирует саму идею работы третейских судов. Я стараюсь всеми силами с этим бороться. Надеюсь, что наша инициатива пройдет в Государственной Думе, тогда все эти незаконные и непонятные организации отпадут. Минюст, кстати, эту инициативу одобрил. А пока получается, что создано множество третейских судов, но реально работают в Москве около одиннадцати. Для того чтобы создать третейский суд, не нужно прилагать много усилий, а вот для того, чтобы он начал работать, необходимо создать аппарат, пригласить людей, нужно его финансировать, нужно им руководить и обязательно заниматься его продвижением. Государство не пропагандирует этот институт, наши граждане о нем почти ничего не знают.

– Если в тексте договора нет третейской оговорки, возможно ли рассмотрение дела в третейском суде?

– Оговорка должна быть. Если ее нет, то дело рассматривается только в государственном суде, или сторонам нужно заключать отдельное соглашение на передачу спора в третейский суд. Причем по соглашению дело может быть передано в третейский суд, даже если это соглашение будет заключено уже после того, как спор будет передан на рассмотрение в первую инстанцию государственного суда, до вынесения решения по этому спору. Тогда судья останавливает рассмотрение дела и передает его в третейский суд.

– Можно ли оспорить решение третейского суда в обычном суде?

– По существу решение не оспаривается. Сама третейская оговорка выглядит следующим образом: она состоит из двух положений. В первом указывается, что все споры по данному договору могут быть рассмотрены по выбору истца или в государственном суде, или в конкретном третейском суде. И второе положение – решение третейского суда окончательно. В противном случае, если это не будет оговорено, то решение третейского суда можно обжаловать в общем порядке. Но тогда теряется смысл третейского судопроизводства.

– По решению суда исполнительный лист выдается государственным органом. Что происходит, если государственный орган по каким-либо причинам не хочет этот лист выдавать?

– Государственный суд при выдаче исполнительного листа проверяет просто формальные признаки, их всего три. Это, во-первых, компетенция третейского суда, т.е. не вышел ли суд за пределы договора, в котором он был прописан, рассматривает ли он только этот спор. Во-вторых, правильно ли было проведено уведомление сторон, И в третьих, правильно ли был сформирован состав суда.

В нашем суде за два года было рассмотрено 1 200 дел, случаев отказа в выдаче исполнительного листа ни разу не было. Причиной тому – высокая квалификация наших сотрудников. Но, просматривая картотеку арбитражных дел, я вижу, что по решениям других третейских судов есть случаи отказов в выдаче исполнительных листов. Причина там, как правило, заключается в непрофессионализме сотрудников суда, например, бывает элементарная путаница в датах.

В нашем суде наши сотрудники сами получают исполнительные листы по доверенности от сторон. Поскольку государственный суд при выдаче исполнительного листа проверяет просто формальные признаки, то сторонам при этом присутствовать не обязательно. Часто люди просто боятся, что они обратятся в третейский суд, а исполнительный лист им не выдадут, то есть у них не будет документа, который обяжет вторую сторону что-то сделать. Мы сейчас ввели норму, в соответствии с которой мы возвращаем уплаченный сбор на рассмотрение спора в нашем суде в случае, если исполнительный лист не будет выдан стороне по вине третейского суда.

– Что происходит, если одна из сторон не выполняет решения, принятого третейским судом?

– Это стандартная процедура – нужно обращаться к судебным приставам. И использование коммерческого арбитража будет более эффективно именно за счет его оперативного рассмотрения споров. Пока пройдет год после вынесения решения в госсуде, ответчик успеет вывести все свое имущество и оставить на счете 10 000 рублей уставного капитала. Если дело разбирает коммерческий арбитраж, то ситуация другая: за 10 дней, максимум за месяц, вывести активы очень сложно. Поэтому судебные приставы более энергично работают в этом направлении, и у победившей стороны больше шансов получить возмещение своих потерь в виде реального имущества. Государственный суд, к тому же, может сообщить, что 200 000 рублей, которые вы потратили на услуги юриста, – это много, и 2 000 рублей – хорошая компенсация ваших затрат. Нашим законом установлено, что мы должны удовлетворять требования истцов по представительским расходам в полном объеме.

– Вероятно, для адвокатов это должно быть очень интересно…

– Да, но немногие у нас об этом знают. На Западе развитие коммерческого арбитража шло с помощью адвокатов и юристов, которые представляют интересы своих клиентов и предлагают им использовать коммерческие арбитражи для разрешения споров. В нашей стране большинство юристов не знают, что такое третейские суды и, тем более, не имеют практики рассмотрения споров в таких судах. Возникают ситуации, когда юриста вызывает руководитель предприятия и спрашивает его мнение о третейских судах, а юрист не может ничего ответить, потому что не знает, что это такое, ему проще сказать, что это ерунда. И споры продолжают рассматриваться традиционно в государственном суде.

– Могут ли физические лица рассматривать споры в третейском суде?

Третейский суд не имеет границ, он может рассматривать иски и физических, и юридических лиц, причем вне зависимости от их места расположения на территории России, может даже рассматривать споры с участием нерезидентов. Это удобно для сетевых организаций, головной офис которых находится в Москве, и юристы находятся в Москве, а основная деятельность организации ведется, например, в Сочи. И в случае неисполнения обязательств московская компания должна снарядить в другой город юриста, выдать ему командировочные, оплатить расходы на проживание. Это влияет на удорожание ведения процесса. Третейский суд может рассматривать споры независимо от места заключения сделки или места нахождения сторон. В этом случае расходы существенно уменьшаются. Мы стремимся сделать процесс рассмотрения споров максимально быстрым и удобным. Сейчас у нас введена процедура электронной подачи документов, то есть организациям не обязательно направлять к нам курьера, чтобы подать исковое заявление, достаточно заполнить электронную форму, приложить в любом формате исковое заявление и копии документов. В этот же день все документы регистрируются и назначается судья и дата слушания. На следующий день у нас будет квитанция об уведомлении ответчика. А подлинники документов можно принести непосредственно на заседание.

Еще мы проводим заседания по скайпу, но в этом случае необходимо присутствие в суде представителя от стороны-заявителя для предоставления суду оригиналов документов. Правда, заявитель может доставить подлинники курьером, а в заседании участвовать в онлайн-режиме.

– Какими соображениями нужно руководствоваться при выборе третейского суда?

 

– Нужно смотреть на внешние атрибуты – сайт, помещение, зал заседания, даже телефоны. Если, например, прозвонить список судов, который вывешен на сайте Арбитражного суда г. Москвы, то 90% номеров будут недоступны. Необходимо обязательно изучить практику этих судов. Практика нашего суда полностью вывешивается на нашем сайте. У нас судятся многие Департаменты г. Москвы по спорам, возникающим из договоров по госзакупкам. В прошлом году Тендерный комитет согласовал возможность обращения госзаказчикам в третейский суд, указав непосредственно и наш суд, и после этого московские ведомства начали включить третейскую оговорку в свои госконтракты. Одним их первых был Департамент здравоохранения. Это значительно облегчило процесс расторжения госконтрактов в том случае, если подрядчик недобросовестно выполнял свои обязательства.

– Наш традиционный вопрос. Алексей Владимирович, есть ли у Вас, как у практикующего юриста, какие-либо пожелания и предложения к компании «ЭЛКОД»?

– У меня, как и у всякого юриста, на рабочем столе имеется ярлычок КонсультантПлюс. Претензий никаких нет, всегда удобно находить необходимую информацию.

– Очень приятно это слышать, Алексей Владимирович. Спасибо Вам за интересную беседу.

 

Интервью подготовила Светлана Яицкая

Фото Василия Соколова