Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Закон о полиции: это интересно08.09.2011

Владимир Александрович Берзиным

Павел Веселов
Светлана Яицкая

– Владимир Александрович, тема нашего интервью – Федеральный закон от 07.02.2011 «О полиции». Почему Вы выбрали для нашего разговора именно эту тему?

– Потому что этот закон уже действует, в результате его применения возникают различные вопросы, проявляется реакция граждан и профессионального сообщества. Поэтому проблемы, которые мы с вами будем обсуждать сегодня, представляют особый интерес для большого числа людей.

– Закон вступил в силу несколько месяцев назад и вызвал значительный резонанс во всем обществе. В обсуждении проекта закона приняли участие миллионы граждан.  ГУВД Московской области, наверное, тоже участвовало в этом обсуждении?

– Да, наши специалисты принимали активное участие и в обсуждении проекта закона «О полиции», и в работе профессиональных коллективов, которые создавались для разработки предложений к этому закону. Часть наших предложений нашла свое отражение в законопроекте. Могу отметить, что обсуждение было достаточно открытым, не было никаких рамок и препятствий для того, чтобы мнение простых людей не было услышано. Решения принимались в тесном взаимодействии с регионами РФ.

– Были ли какие-то моменты в проекте закона, по поводу которых регионы дружно продемонстрировали отрицательную реакцию?

– Насколько мне известно, такого, чтобы все единым фронтом выступили против какого-то положения, не было. Многие регионы высказывали свое отношение к возможности установления надбавок и дополнительных выплат к денежному довольствию. Во многих субъектах Российской Федерации, хотя и не везде, такие надбавки и выплаты получают. На мой взгляд, разработчики законопроекта, депутаты Государственной думы и президент РФ здраво подошли к оценке возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Финансирование мероприятий, связанных с охраной общественного правопорядка и общественной безопасности, очень затратно, поэтому сохранение в статье 47 закона «О полиции» права на такое финансирование, на мой взгляд, является положительным моментом. Прямой механизм финансирования правоохранительных мероприятий до 1 января 2012 года  закреплен в статье 54. Что касается финансирования этих расходов на период после 2012 года, то сейчас идет активная работа по выработке позиции по данному вопросу. Соответствующие решения будут доведены до всех сотрудников в ближайшее время.

– То есть окончательный вариант пока не принят?

– Очень много привходящих факторов. В Московской области есть возможность установить такие выплаты. Конечно, мы в них заинтересованы, мы вырабатываем правовые механизмы, мы предлагаем их, они сейчас обсуждаются, идет активная живая работа.

– Какие основные новшества закон «О полиции» привносит в нашу жизнь?

– Во-первых, это закрепление правоохранительного предназначения полиции. Для меня как для юриста, который занимается непосредственно правоприменительной практикой в этой сфере, очень важно было закрепление понятия «полиция», определение места и роли полиции в системе государственного управления. Закон эти вопросы урегулировал, а также четко определил направления деятельности полиции, в статье 2 установил их исчерпывающий перечень. Это для нас очень важно.

Во-вторых, получила отражение идея гуманизации форм и методов работы полиции.

И третий вопрос – взаимодействие полиции и общества. Именно эта тема вызывала наиболее горячее обсуждение на этапе разработки закона. На мой взгляд, для современного российского законодательства это шаг вперед. В соответствии с законом при органах внутренних дел создаются общественные советы, поэтому участие общества в принятии тех или иных решений будет значительно расширяться. Представители ветеранских организаций и общественных советов при органах внутренних дел будут являться обязательными участниками аттестационных комиссий.

– Такое положение об общественных советах подразумевает высокую степень общественной активности населения. Между тем не секрет, что более-менее активное население проживает в основном в городах, в крупных населенных пунктах. В маленьких городках и поселках жители не всегда охотно принимают участие в общественной жизни. Эта проблема учитывалась при выработке положений закона об общественных советах?

– Вы задали абсолютно правильный вопрос. Если судить по переписке, которую мы ведем с представителями различных слоев нашего общества, различных социальных групп и представителей бизнеса, люди хотят знать, что происходит внутри МВД России. Думаю, что такое партнерское взаимодействие всем будет интересно. Многие граждане уже выразили желание участвовать в таких общественных советах. Партнерская модель, которая предусмотрена в законе «О полиции», только начинает работать, и интерес к ней большой. Полномочия общественных советов прописаны в Указе президента «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах». Реализация этих полномочий подвигнет граждан к более активному участию в работе наших органов районного уровня. Также не стоит забывать и о ветеранских организациях.

– Ветеранские организации у нас традиционно весьма активны. Вопрос возникает о людях, которые работают с 7 утра и приезжают домой поздним вечером (а так работает большинство жителей Московской области). Как им найти время для участия в общественных советах?

– Общественный совет сам определяет порядок своей работы. Существуют выходные дни, можно пожертвовать частью своего личного времени. Форма участия членов совета в принятии тех или иных решений определяется самим советом, и это вопрос больше технический, а не правовой. Полиция всегда открыта для взаимодействия: мы обязаны реагировать на все заявления, обращения, давать на них ответы. Кстати, в мае этого года президент РФ утвердил Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Возглавляемая мной служба активно занимается этой работой, в том числе на портале ГУВД Московской области существует раздел «Вопросы и ответы», где мы в реальном режиме оказываем гражданам необходимую правовую помощь.

– Если обращение от гражданина поступило по Интернету, по электронной почте, оно учитывается?

– Разумеется, учитывается. Мне как руководителю интересно узнать, что думают о нашей работе. Оценки могут быть негативными или позитивными, но главное, чтобы они были объективными. У людей часто преобладают эмоции, но находить здравое, разумное зерно можно даже в критике.

– Московская область – регион довольно специфический, высокая плотность населения вокруг Москвы, на границах области население редеет, существует сезонная миграция. Как эти факторы будут влиять на формирование общественных советов?

– Требования к участникам общественных советов определено Указом президента РФ от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах». Любой гражданин, отвечающий этим требованиям, может заявить о своем желании участвовать в общественном совете. Общественные советы при территориальных органах МВД России будут формироваться исходя из местных особенностей и специфики местного населения. Думаю, что проблем с представительством в общественных советах не будет.

– То есть дачник, приехавший на лето, или сезонный рабочий из ближнего зарубежья тоже смогут участвовать в общественных советах и выражать свое мнение?

– Если они соответствуют требованиям, установленным Указом Президента, то, разумеется, смогут.

– В соответствии с пунктом 6 статьи 17 обсуждаемого нами закона полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В каком порядке будет проводиться такое ознакомление? Какие действия должен совершить гражданин для того, чтобы получить доступ к этой информации?

– Это очень важный вопрос. Еще несколько лет назад часто приходилось сталкиваться с тем, что граждане оспаривали, в том числе в судах, саму возможность ведения органами внутренних дел различных банков данных. У некоторых граждан вызывал раздражение тот факт, что в отношении них собирают какую-то информацию. Указанный закон содержит исчерпывающий перечень банков данных, которые ведет полиция. Теперь любой гражданин может знать, какие сведения полиция имеет право собирать. Также закон предусматривает обязанность полиции предоставлять гражданам всю необходимую информацию, которая содержится в этих банках данных по конкретному человеку. По поводу получения этой информации следует руководствоваться другим правовым актом –Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В нем прописаны все процедурные вопросы, в том числе и случаи, когда гражданину может быть отказано в предоставлении информации. Это случаи, например, связанные с государственной тайной. Думаю, огромное преимущество закона «О полиции» состоит в том, что он четко урегулировал ранее спорный вопрос.

– Люди, вероятно, опасаются, что эти данные, как это часто происходит, окажутся в свободном обращении, и доступ к ним будет иметь любой желающий.

 

– Закон предписывает полиции обязанность вести эти банки и предусматривает обязанность хранить их и обеспечивать им необходимую безопасность. Закон «О персональных данных» также говорит о том, что органы МВД обязаны обеспечить неприкосновенность личных данных. На нас лежит эта обязанность, и соответствующие должностные лица несут ответственность. На мой взгляд, выявить того, кто предоставил к этим данным свободный доступ, не так сложно.

– Можно ли будет получить доступ к своим личным данным через единый портал госуслуг? Или для этого надо будет ехать в соответствующее ведомство?

– Такая работа ведется. В обозримом будущем часть услуг будет оказываться через портал госуслуг.

– У многих вызывает опасения проводящееся сокращение кадров в органах МВД. Кто будет следить за порядком, особенно в отдаленных населенных пунктах?

– Сокращение проводится в соответствии с Указом президента РФ, и мы обязаны исполнить его в полном объеме. Но мы не можем допустить ситуации, при которой будут существенно страдать интересы граждан. Внедряются новые формы, методы работы, в том числе с использованием новых средств связи, Интернета для общения с гражданами, систем «Безопасный город», удаленного контроля за состоянием правопорядка, поэтому сокращение штатов не отразится на интересах граждан.

– Проводится ли какая-либо переквалификация для сокращаемых сотрудников?

– Штатных, больших мероприятий на сегодняшний день пока не проводится. Мы уведомили и службу занятости, и соответствующую комиссию при губернаторе Московской области о том, что у нас высвободится определенное количество людей, обладающих специальными навыками. Недавно приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие возможность получения соответствующих навыков, в том числе за счет средств органов внутренних дел. И такая работа ведется в постоянном режиме. Я думаю, что у людей, которые обладают необходимыми профессиональными навыками и хотят получить новую квалификацию, проблем быть не должно. Хотя я вынужден сделать оговорку. Вы сами знаете, найти желаемую работу бывает сложно любому человеку. Здесь нужно искать компромиссы.

– Владимир Александрович, следующий вопрос, может быть, немножко несерьезный, но тем не менее широко обсуждаемый. Как теперь обращаться к полицейским? Предлагают варианты «товарищ полицейский», «господин полицейский», есть и другие. Хотелось бы узнать мнение самих полицейских на этот счет.

– Нормативно порядок обращения к полицейским сейчас не определен. Например, в судах это установлено: если идет процесс, к судьям нужно обращаться «уважаемый суд». Применительно к нам такого закрепления нет. Я думаю, с учетом активного обсуждения, которое ведется, решение этого вопроса возникнет само собой. Сложится обращение, которое будет удобно и приемлемо как для самих полицейских, так и для граждан. Сегодня, например, я в газете прочитал вариант «товарищ полицейский милиционер». Я считаю, приемлемо любое обращение, главное, чтобы оно не было оскорбительным.

– Традиционный наш вопрос. Есть ли у вас какие-либо пожелания и предложения к компании «ЭЛКОД» – соразработчику системы КонсультантПлюс?

– Нам хотелось бы начать плотную работу в подчиненных нам территориальных органах, в том числе по пропаганде правовых знаний. Существует интерес к проведению тематических занятий. Это уже практикуется, но на уровне субъекта, а нам надо доводить правовые знания и до населения, и до наших сотрудников, которым правовая информация просто необходима. Могу сказать, что даже наладить ежедневный доступ к правовой информации для наших сотрудников оказалось довольно сложным делом. Скажем, у сотрудника постовой службы нет своего кабинета, нет компьютера, и государство пока не в состоянии обеспечить каждого работника персональным ноутбуком. Значит, нужно находить новые формы обучения сотрудников и обеспечить их возможностью доступа к справочным правовым системам. Мы, например, поставили киоск по типу тех, которые используют различные платежные системы, но разместили там КонсультантПлюс, и это оказалось очень удобно. Мы, наверное, первые в России такое сделали. А на уровне региона у нас достаточно прочные, хорошие связи, наше сотрудничество нас вполне устраивает.

Интервью подготовили:

Павел Веселов, Светлана Яицкая
Фото Василия Соколова