Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Решение Московского городского суда от 13 апреля 2011 г. по делу № 3-70/3-201120.04.2012 11:37

Предоставлено системой КонсультантПлюс

 


Московский городской суд

Именем Российской Федерации


Решение от 13 апреля 2011 г. по делу № 3-70/3-2011


 

Московский городской суд в составе:

председательствующего судьи Магжановой Э.А.

при секретаре Ю.Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-70/3-2011 по заявлению Прокурора города Москвы об оспаривании части 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 10 марта 2004 года N 14 «Об общем образовании в городе Москве»,

 

установил:

 

10 марта 2004 г. Московской городской Думой принят Закон города Москвы N 14 «Об общем образовании в городе Москве». Законом города Москвы от 26 мая 2010 г. N 23 «О внесении изменений в статью 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 «Об общем образовании в городе Москве» внесены изменения в статью 11, которая дополнена новой частью 1 следующего содержания:

«В первые классы государственных образовательных учреждений в первую очередь принимаются дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из многодетных семей; дети, имеющие братьев и сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении; дети, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы предоставлено преимущественное право при приеме в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня. Перечень домов, расположенных в непосредственной близости от образовательного учреждения, определяется в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.»;

Настоящий Закон вступил в силу с 1 января 2011 года (ст. 2).

Официально для всеобщего сведения первоначальный текст документа был опубликован в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 24, 19 апреля 2004, «Тверская, 13», N 46, 13 апреля 2004, «Ведомости Московской городской Думы», 01 июня 2004, N 5, ст. 58, в редакции Закона города Москвы от 26 мая 2010 г. N 23 в журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 35, 22 июня 2010 г., в газете «Тверская, 13» N 75-76 от 24 июня 2010, в «Ведомостях Московской городской Думы» N 7, 15 июня 2010.

Прокурор города Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующей с момента вступления в законную силу (с 01 января 2011 г.) части 1 статьи 11 Закона города Москвы N 14 от 10 марта 2004 г. «Об общем образовании в городе Москве» в части предоставления первоочередного права при принятии в первый класс детей, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из многодетных семей; детей, имеющих братьев и сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении; детей, которым законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы предоставлено преимущественное право при приеме в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня, ссылаясь на то, что данный нормативный правовой акт противоречит международному и федеральному законодательству, а именно: ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой 14 декабря 1960 Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры; ст. 5, 28.1, 29, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», пунктам 45 и 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2001 г. N 196.

Представитель прокурора города Москвы старший прокурор отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Лазарева Е.И. заявление поддержала, в обоснование заявления указала следующие доводы и мотивы. В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Федеральным законом «Об образовании», согласно ст. 16 определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные учреждения на ступени начального общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2003 N 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Из положений пп. 45 и 46 Типового положения следует, что правила приема граждан в общеобразовательные учреждения определяются его учредителем, в соответствии с федеральным законодательством. Не проживающим на данной территории гражданам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест. В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения и образовательные учреждения. Статьей 28.1 данного Федерального закона установлены полномочия РФ в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Право на установление условий порядка приема граждан в образовательные учреждения данной нормой субъектам РФ не предоставлено. Статьей 29 этого Закона определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. То обстоятельство, что п. 2 ч. 1 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области образования, не свидетельствует о том, что субъекту РФ предоставлено право определять правила приема граждан в общеобразовательное учреждение. Прокурор полагает что оспариваемая норма противоречит ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающим принцип самостоятельного финансирования субъектов Российской Федерации своих расходных обязательств, возникающих при реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного с Российской Федерацией ведения. Тогда как очередность предоставления мест в школьных образовательных учреждениях не относится к мерам социальной поддержки семей, имеющих детей, носящих финансовый характер. Оспариваемая норма закона города Москвы принята Московской городской Думой с превышением предоставленных ей федеральным законодательством полномочий в области образования, противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона «Об образовании», а также носит дискриминационный характер, поскольку грубо нарушаются права граждан на общедоступность основного общего образования, ограничивается право на выбор образовательного учреждения, устанавливается предпочтение при приеме в образовательное учреждение по признаку социального происхождения, рождения, то есть нарушается принцип равенства отношений в области образования.

Представители Московской городской Думы (по доверенности) Т., М. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что принятие оспариваемого нормативного правового акта находится в компетенции субъекта Российской Федерации и Закон принят в соответствии с международным и федеральным законодательством. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, статьями 3 и 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» законодательство Российской Федерации в области образования находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьям 33, 35 Устава города Москвы Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (города Москвы) и принимает законы города Москвы по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлены общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, следовательно, город Москва как субъект Российской Федерации в отсутствие федерального закона, устанавливающего дополнительные социальные гарантии в поддержку многодетных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, при приеме таких детей в государственные образовательные учреждения, был вправе принять собственный правовой акт по этому вопросу. Кроме того, согласно ст. 3, 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство в этой области состоит, в том числе, из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и обеспечивается государством. В соответствии с ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации (п. 13.1); социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) (п. 24). Законом г. Москвы от 10 марта 2004 года N 14 «Об общем образовании в городе Москве» не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении каких-либо льгот, гарантированных федеральными законами, либо в изменении условий приема в государственные образовательные учреждения, предусмотренные ст. 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании».

Представитель Мэра Москвы и Департамента образования города Москвы (по доверенности) С. возражала против заявленных требований, поддержав позицию Московской городской Думы, пояснив, что из сравнительного анализа федерального законодательства и оспариваемой нормы следует, что ч. 1 статьи 11 обжалуемого Закона не противоречит действующему федеральному законодательству, направлена на защиту материнства и детства.

Выслушав представителя заявителя, представителей Московской городской Думы, Мэра Москвы, Департамента образования города Москвы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора города Москвы об оспаривании части 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 10 марта 2004 года N 14 «Об общем образовании в городе Москве» подлежит частичному удовлетворению.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В обоснование возражений на требования прокурора города Москвы представители Московской городской Думы сослались на норму Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающую, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, и указали, что установление дополнительных требований к приему граждан в образовательные учреждения, находящиеся в ведении города Москвы, осуществлено в пределах полномочий города Москвы как субъекта Российской Федерации.

Между тем, с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 г. изменились полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области образования, из числа полномочий субъектов Российской Федерации исключено определение и осуществление политики в области образования (ст. 29 Закона РФ «Об образовании»). Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования возложены на федеральный орган исполнительной власти в области образования (ст. 28.1 Закона РФ «Об образовании»).

Субъекту Российской Федерации предоставлено полномочие обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (пп. 6.1 п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании»).

Частью 5 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), осуществляемое данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Однако в оспариваемой нормативной правовой норме устанавливается первоочередность предоставления мест в государственные образовательные учреждения г. Москвы, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня, тогда как первоочередность предоставления гражданам мест в образовательных учреждениях не является мерой социальной поддержки, носящей финансовый характер за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации. Следовательно, установление такой дополнительной социальной гарантии в ч. 1 ст. 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 «Об общем образовании в городе Москве» принято законодательным органом города Москвы с превышением предоставленных полномочий.

Из анализа федерального законодательства в области образования следует, что социальные гарантии и льготы для граждан должны быть установлены вне общих требований к приему граждан в образовательные учреждения и располагаются в такой компетенции как организация предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях.

Пункт 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», действующий в редакции Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 17-ФЗ, устанавливает, что общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения - также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Министерство образования Российской Федерации в своем письме от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс» установило, что прием детей в первый класс следует осуществлять в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями, «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, «О беженцах» от 07.11.2000 N 135-ФЗ, «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ, а также Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196, и уставом общеобразовательного учреждения.

Таким образом, субъекту Российской Федерации не предоставлено право устанавливать дополнительные требования к приему граждан в образовательные учреждения начального общего образования, которые бы устанавливали ограничения в приеме.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях закреплены в статье 43 Конституции Российской Федерации.

Для исключения ущемления общих прав и свобод требования статей 19, 43 Конституции Российской Федерации закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно ч. 1 ст. 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Аналогичные права и обязанности родителей закреплены в статье 63 Семейного кодекса РФ.

В Типовом положении об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г., закреплено, что Правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения (п. 45 в ред. постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459).

Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Непроживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46).

Поскольку федеральным законодательством предусмотрено лишь одно основание для отказа в приеме ребенка в первый класс - отсутствие свободных мест, установление первоочередного права при приеме детей в первый класс, регламентированного ч. 1 ст. 11 Закона города Москвы N 14 «Об общем образовании в городе Москве» (в редакции от 26 мая 2010 г.) носит дискриминационный характер, грубо нарушая права на общедоступность начального общего, основного общего образования, и ограничивает право на выбор образовательного учреждения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 13 декабря 2005 г. (дело Тимишев против Российской Федерации) отметил, что, принимая на себя обязательство не «отказывать в праве на образование» в соответствии со статьей 2 Протокола N 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод договаривающиеся Государства гарантируют всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, право доступа к образовательным учреждениям, существующим в данное время, и возможность иметь выгоду от полученного образования путем официального признания завершения лицом курса обучения.

Право детей на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению на основании регистрации по месту жительства, и Закон «Об образовании» гарантирует право на образование независимо от места жительства (ст. 5).

Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) предусмотрено, что родители имеют право приоритета в выборе образования для своих малолетних детей.

Согласно части 3 ст. 13 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII), участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные ограничения для родителей несовершеннолетних детей в праве выбора конкретного учебного заведения на территории города Москвы, в том числе путем установления дополнительных предпочтений определенным категориям граждан, определяющим приоритет приема в учебное заведение в зависимости от социального статуса, места жительства и т.п., не предусмотренным федеральным законом.

Между тем, такое ограничение имеется в оспариваемой норме Закона, поскольку норма устанавливает первоочередное право на принятие в школу детей, проживающих в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения, то есть предполагается наличие регистрации у родителей ребенка вблизи образовательного учреждения.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма Закона в части установления категории граждан, которым предоставлено первоочередное право при принятии их детей в образовательное учреждение соответствующего уровня, является неопределенной. Понятие «непосредственной близости» от образовательного учреждения законодателем субъекта Российской Федерации не определено, ссылка на нормы и правила СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», является некорректной, поскольку настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют, как должны размещаться при строительстве здания общеобразовательных учреждений на внутриквартальных территориях микрорайона и межквартальных проездах.

В судебном заседании установлено, что категории граждан, которым будет предоставлено такое первоочередное право, определяются и определялись до 01.01.2011 г. Окружными управлениями образования в г. Москве согласно их компетенции (Положение о Департаменте образования города Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы N 877-ПП от 30 сентября 2008 г., п. 2.1 приказа Департамента образования города Москвы от 16 марта 2010 г. N 681 «О правилах приема детей в первый класс государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы»). Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании», устанавливается учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе (п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

На основании пп. 1, 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» органы управления образованием регионального и муниципального уровней издают приказ о порядке приема детей в первый класс общеобразовательных учреждений, а также создают комиссии для осуществления контроля и рассмотрения заявлений родителей (законных представителей) о нарушениях прав граждан на получение общего образования.

Муниципальный орган управления образованием за каждым районом (микрорайоном) закрепляет общеобразовательные учреждения и обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня (письмо Министерства образования Российской Федерации от 21.03.2003 г. N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс»).

Понятие братьев и сестер в норме Закона также не определено. Законов и иных нормативных правовых актов, предоставлявших бы иным категориям граждан такое первоочередное право, городом Москвой не принято.

При таких обстоятельствах, суд признает заявление прокурора города Москвы обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, а оспариваемый в части Закон города Москвы N 14 «Об общем образовании в городе Москве» противоречащим требованиям федерального законодательства, принятым с превышением полномочий компетентным органом государственной власти города Москвы, нарушающим право граждан Российской Федерации, гарантированное Конституцией Российской Федерации, на общедоступность начального общего, основного общего образования и на выбор образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного времени.

Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 18, 25, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый нормативный акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Оспариваемая в части часть 1 ст. 11 Закона города Москвы N 14 и установленные этой нормой права и гарантии были уже реализованы, при этом были непосредственно затронуты права и свободы граждан и организаций. Поэтому суд считает целесообразным признать оспариваемую норму недействующей со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Руководствуясь ст. 193-199, 253 ГПК РФ,

 

решил:

 

Признать часть 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 10 марта 2004 года N 14 «Об общем образовании в городе Москве» в части предоставления первоочередного права при принятии в первый класс детей, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из многодетных семей; детей, имеющих братьев и сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении; детей, которым законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы предоставлено преимущественное право при приеме в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня, противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 

Председательствующий

Э.А. Магжанова

 

 

 

 

 

Перейти в раздел