Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 13.03.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 28.02.2012 № 10-ФЗ

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

 

1. Бюджетное содействие негосударственным образовательным учреждениям >>>

2. Расходы родителей на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях >>>

3. Содержание детей в образовательных организациях дошкольного образования >>>

4. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии >>>

 
 

Указанными Федеральными законами (далее — Закон N 10-ФЗ и Закон N 11-ФЗ соответственно) вносятся изменения в Закон РФ от 10.07.1992 N 3266–1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании).

Закон N 11-ФЗ вступил в силу 11 марта 2012 г., а Закон N 10-ФЗ вступит в силу 1 июля 2012 г. (ст. 3 Закона N 10-ФЗ).

 

1. Бюджетное содействие негосударственным

образовательным учреждениям

 

Закон N 10-ФЗ устанавливает обязанность государства оказывать содействие в получении образования гражданами, обучающимися в негосударственных образовательных учреждениях. Как указано в этом Законе, содействие должно оказываться за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Согласно Закону N 10-ФЗ содействие за счет бюджета будет оказано негосударственным образовательным учреждениям дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Финансирование будет предоставляться в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения для государственных образовательных учреждений.

В п. 2 и 3 ст. 1 Закона N 10-ФЗ указывается, что бюджетные средства будут направляться на оплату труда педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений и на возмещение других расходов, непосредственно связанных с реализацией основных общеобразовательных программ. Под такими расходами понимаются расходы на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, другие расходные материалы. Величина расходов будет определяться в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (п. 3.1 ст. 5 и пп. 6.5 п. 1 ст. 29 Закона об образовании в новой редакции).

Важно отметить, что бюджетное финансирование будет предоставляться негосударственным образовательным учреждениям, как получившим государственную аккредитацию, так и не получившим ее. В Законе N 10-ФЗ установлено, что для аккредитованных образовательных учреждений финансирование осуществляется из бюджета соответствующего субъекта РФ, а для неаккредитованных дошкольных учреждений — из соответствующего муниципального бюджета.

Напоминаем, что по общему правилу все образовательные учреждения должны пройти процедуру государственной аккредитации, за исключением следующих (п. 1 ст. 33.2 Закона об образовании):

— дошкольных образовательных учреждений;

— образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— негосударственных образовательных учреждений, действующих на территории инновационного центра «Сколково» (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»).

За счет средств муниципальных бюджетов будет осуществляться обеспечение получения детьми образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Следует отметить, что такая позиция уже высказывалась в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.05.20065-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы».

В этом Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что «расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования — за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов». Таким образом, правовая позиция, изложенная в этом акте, получила закрепление в законодательстве.

За счет средств бюджетов субъектов РФ будет обеспечиваться получение не только дошкольного, но и начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных учебных заведениях.

Соответствующие изменения были внесены в ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эта статья устанавливает перечень полномочий субъекта РФ по тем предметам совместного ведения субъекта РФ с Российской Федерацией, которые должны выполняться за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Указанная статья была дополнена п. 13.2, согласно которому к полномочиям субъекта РФ относится финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в описанных выше размерах.

 
2. Расходы родителей на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях
 

Также Закон N 10-ФЗ установил ограничение на взимание с родителей части расходов на содержание детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Согласно новой редакции п. 3 ст. 52.1 Закона об образовании перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ним) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время в Законе об образовании определено, что такой перечень составляется Правительством РФ.

При этом в Законе N 10-ФЗ специально уточняется, что недопустимо включение в указанный перечень расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В действующей редакции Закона об образовании нет такой оговорки.

Примечательно, что Закон об образовании в связи с обеспечением части финансирования дошкольных образовательных учреждений упоминает лишь соответствующие государственные и муниципальные организации. Следовательно, содержание ребенка (присмотр и уход за ним) в негосударственном дошкольном образовательном учреждении родители должны оплачивать полностью.

В то же время стоит учитывать, что, как указывалось ранее, муниципальные органы за счет местных бюджетов должны оказывать необходимое содействие в получении детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пп. 2.1 п. 1 ст. 31 Закона об образовании в новой редакции).

 
3. Содержание детей в образовательных организациях дошкольного образования
 

Следует отметить, что Законом N 10-ФЗ дополнен термин «содержание детей» применительно к получению образования в дошкольных образовательных учреждениях. В новой редакции Закона об образовании будет использоваться словосочетание «содержание детей (присмотр и уход за ребенком)».

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят Государственной Думой РФ в качестве Закона N 10-ФЗ, такое уточнение должно упростить расчет затрат на содержание детей дошкольного возраста. Предполагается, что в число таких расходов должны быть включены затраты, связанные именно с присмотром за детьми и уходом за ними.

Напоминаем, что согласно п. 6 ст. 52 Закона об образовании родители детей, получающих образование в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу, имеют право на компенсацию части расходов, взимаемых за содержание детей в указанных организациях.

 
4. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
 

Законом N 11-ФЗ установлен новый формат получения образования — электронное обучение. Также было расширено нормативное регулирование получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Такие технологии могут применяться независимо от форм получения образования. Однако в Законе N 11-ФЗ уточняется, что соответствующие образовательные программы могут реализовываться лишь в порядке, установленном Минобрнауки России.

Под электронным обучением в новой редакции Закона об образовании понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями следует понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Данное определение встречается в Законе об образовании (в том числе в прежней редакции) при перечислении компетенции образовательного учреждения (п. 2 ст. 32 Закона об образовании).

Непосредственно в Законе N 11-ФЗ не определено соотношение указанных форм получения образования. Однако из приведенных определений можно сделать вывод о том, что получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий является более широким понятием, которое может включать в себя электронное обучение.

Важно отметить, что согласно новой редакции п. 25 ст. 33.1 Закона об образовании образовательные учреждения при прохождении процедуры лицензирования могут проходить проверку на соответствие лицензионным требованиям и условиям, предусматривающим возможность применения лицензиатом электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В связи с этим Правительство РФ должно внести соответствующие изменения в лицензионные требования.

В настоящее время такие лицензионные требования и условия Правительством РФ не разработаны.

В Законе N 11-ФЗ предусмотрено, что для реализации образовательных программ в форме электронного обучения или с применением дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы необходимые для этого условия. В том числе должны быть обеспечены возможности для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их мест нахождения образовательных программ в полном объеме.

Представляется, что необходимые лицензионные требования и условия для образовательных учреждений, желающих осуществлять электронное обучение или применять дистанционные образовательные технологии, должны предусматривать, кроме прочего, технические нормативы для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Это могут быть особые требования к наличию определенной аппаратуры, технологий, программ, функционированию сетей связи и коммуникации.

Законом N 11-ФЗ также установлено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.

Интересно отметить, что соответствующие изменения о возможности использования электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий не были внесены в Федеральный закон от 22.08.1996125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».