Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 13.11.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 08.10.2012 N 61

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГЛАСНОСТИ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ»


1. Способы фиксирования хода судебного заседания >>>

2. Согласие на обнародование >>>

3. Доступ в здание суда и нарушение порядка в судебном заседании >>>

4. Закрытое судебное заседание >>>

А. Государственная тайна >>>

 Б. Иная охраняемая законом тайна >>>

В. Налоговая тайна >>>

5. Публикация судебных актов >>>

6. Видеоконференц-связь >>>

7. Гласность при пересмотре судебного акта >>>


В данном Постановлении (далее — Постановление N 61) Пленум ВАС РФ разъясняет многие спорные вопросы, касающиеся рассмотрения дел в открытом и закрытом судебном заседаниях.
Пленум ВАС РФ в указанном документе обращает основное внимание на то, что суд не вправе без достаточных оснований ограничивать гласность в арбитражном процессе. Также в Постановлении N 61 даются разъяснения, связанные с освещением судебного процесса в СМИ, интернете и социальных сетях.

Постановление N 61 было размещено на сайте ВАС РФ 26 октября 2012 г.


1. Способы фиксирования хода судебного заседания


Ключевое разъяснение: кино-, фото- и видеосъемка в открытом судебном заседании, а также прямая трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети Интернет могут производиться лишь с разрешения председательствующего судьи, а фиксация судебного заседания иными способами не требует такого разрешения.

Один из основополагающих принципов процессуального права — гласность судебного разбирательства — может быть выведен из положений ч. 1 ст. 123 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 АПК РФ.
Исходя из этого, в п. 1 Постановления N 61 Пленум ВАС РФ напоминает, что на открытом судебном заседании может присутствовать любой гражданин, включая представителя СМИ.
В рассматриваемом документе особо подчеркивается, что судья не вправе запретить гражданам присутствовать на открытом судебном заседании, например, обосновывая это тем, что зал судебного заседания не может вместить всех желающих. В подобных ситуациях суд должен обеспечить всем желающим возможность ознакомления с ходом судебного заседания. Это можно реализовать, в частности, посредством проведения трансляции судебного заседания.
Лица, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания (ч. 7 ст. 11 АПК РФ). Пленум ВАС РФ отметил, что указанное положение позволяет с использованием специальных технических средств публиковать такие заметки в текстовой форме в социальных сетях и в электронных СМИ (п. 2 Постановления N 61). Специальное разрешение судьи для этого не требуется. Ряд разъяснений в рассматриваемом документе касается различных способов фиксации судебного процесса: звуко- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, прямой трансляции по радио или телевидению. Относительно трансляции Пленум ВАС РФ уточнил, что таковая может осуществляться также в сети Интернет (п. 4 Постановления N 61). При осуществлении прямой трансляции в сети Интернет судья должен выяснить, на каком интернет-портале она будет размещаться (п. 11 Постановления N 61).
Основной принцип осуществления звукозаписи заключается в том, что лица, присутствующие на открытом судебном заседании, могут ее осуществлять без разрешения судьи и других лиц, присутствующих на заседании (ч. 7 ст. 11 АПК). Более того, зрители и участники судебного процесса вправе не уведомлять судью о производимой ими звукозаписи (п. 3 Постановления N 61). Аналогичные выводы встречаются и в судебной практике (см., к примеру, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2011 по делу N А21–6571/2010 , от 07.12.2009 по делу N А44–59/2008 , от 21.03.2006 по делу N А56–41062/04).
Противоположный подход процессуальным законодательством предусмотрен в отношении кино-, фотосъемки и видеозаписи в открытом судебном заседании, а также теле- или радиотрансляции судебного заседания (п. 4 Постановления N 61). Указанные действия могут осуществляться участвующими в деле лицами, а также гражданами, присутствующими на судебном заседании, только с разрешения председательствующего судьи (ч. 7 ст. 11 АПК РФ).
Ходатайство об осуществлении названных действий участвующее в деле лицо может подать в устной, письменной или электронной форме в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании. Иные лица, присутствующие в судебном заседании, вправе в течение заседания заявить о своем желании осуществить кино- или фотосъемку, видеозапись либо вести прямую трансляцию по радио, телевидению или в сети Интернет (п. 4.2 Постановления N 61). В такой ситуации председательствующий судья выясняет мнение лиц, участвующих в деле, которые могут выдвигать свои возражения по этому вопросу.
Последующее использование звуко- или видеозаписи, полученной с разрешения судьи, не требует дополнительных разрешений и согласований (п. 4.3 Постановления N 61).
В определении суда об отказе в осуществлении кино-, фото-, видеосъемки судебного заседания или его прямой трансляции по радио, телевидению или в сети Интернет должны быть приведены мотивы, которыми руководствовался суд при его вынесении (п. 5.2 Постановления N 61). В определении о разрешении указанного ходатайства должно быть указано наименование СМИ, производящего соответствующие мероприятия, а если съемка или трансляция осуществляется гражданином — его фамилия, имя, отчество (п. 11 Постановления N 61).
В п. 6 Постановления N 61 указывается, что при рассмотрении ходатайства (заявления) суд должен исходить из того, что запретить проведение фото- или видеозаписи, а также трансляции судебного заседания можно лишь в следующих случаях:
 — при наличии оснований для проведения закрытого судебного заседания;
 — в ситуации, когда проведение указанных мероприятий может привести к нарушению фундаментальных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Таким образом, простое нежелание лиц, участвующих в деле, осуществлять процессуальные действия в условиях проведения фото-, видеосъемки или прямой трансляции не может служить основанием для отказа в осуществлении таких мероприятий. Суд может учесть нежелание предавать огласке определенную информацию, которая будет раскрываться в ходе рассмотрения дела, только если она была должным образом засекречена.
Следует отметить, что ранее в судебной практике встречались примеры немотивированного отказа судьи в проведении фото- и видеосъемки судебного заседания, когда иные лица, участвующие в деле, не возражали против осуществления указанных действий (см., к примеру, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2012 по делу N А01–1606/2011 , от 15.10.2010 по делу N А15–839/2010).
На основании сказанного выше можно сделать вывод, что простое нежелание судьи также не может служить основанием для отказа в проведении указанных мероприятий.
Судья вправе отказать в осуществлении кино-, фото- и видеозаписи, а также прямой трансляции части судебного заседания, если эта часть заседания проводится в закрытом режиме (п. 9 Постановления N 61).
В том же пункте рассматриваемого документа указывается, что председательствующий судья вправе определить процессуальные действия, которые не подлежат фото- или видеосъемке, если это связано с участием лиц, содействующих правосудию. Такими действиями могут быть, например, проведение экспертизы непосредственно в судебном заседании, дача свидетелем показаний.
Ограничивать по продолжительности проведение фото-, видеосъемки судебного заседания, а также его прямой трансляции судья может лишь с согласия лица, обратившегося с заявлением (ходатайством) об осуществлении указанных действий (п. 10 Постановления N 61).
Полученные в ходе судебного заседания материалы кино-, фото- и видеосъемки могут быть приобщены к материалам дела, если были получены с разрешения председательствующего судьи, о чем имеется отметка в материалах дела (п. 14 Постановления N 61). Пленум ВАС РФ также указал, что аудиозапись судебного заседания может приобщаться к делу и без соответствующего разрешения, так как согласно ч. 7 ст. 11 АПК РФ получение такого разрешения не требуется.
Необходимо отметить, что в судебной практике встречались случаи, когда аудиозапись, информация о которой не была занесена в протокол судебного заседания, не принималась судом кассационной инстанции в качестве доказательства (см., к примеру, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2009 по делу N А70–2605/2009). Руководствуясь п. 14 Постановления N 61, можно прийти к выводу, что такое толкование процессуального законодательства является ошибочным.
Обращаем внимание, что в п. 15 Постановления N 61 разъясняется: нарушение правил осуществления звуко- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, а также прямой трансляции (ч. 7 ст. 11 АПК РФ) в ходе открытого судебного заседания не является основанием к отмене судебного акта судом апелляционной или кассационной инстанции, если такое нарушение не привело или не могло привести к принятию неправильного решения (постановления).


2. Согласие на обнародование



Ключевое разъяснение: не требуется согласие гражданина на обнародование материалов с его изображением, полученных законным образом в ходе открытого судебного заседания.

В п. 7 Постановления N 61 разъясняется, что при проведении кино-, фотосъемки, видеозаписи или радио-, теле-, интернет-трансляции судебного заседания арбитражного суда согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения не требуется.
Такой вывод Пленум ВАС РФ сделал, исходя из того, что кино- и фотосъемка, видеозапись, осуществляемая в ходе открытых судебных заседаний, является съемкой, проводимой в открытых для свободного посещения местах (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Согласно ст. 152.1 ГК РФ получение согласия лица на обнародование и дальнейшее использование его изображения, полученного при съемке в открытых для свободного посещения местах, не требуется.


3. Доступ в здание суда и нарушение порядка в судебном заседании



Ключевое разъяснение: специальные правила допуска в здание суда не являются нарушением принципа гласности, так как направлены на обеспечение безопасности суда и граждан.

В п. 8 Постановления N 61 разъясняется, что доступ в здание суда любых граждан осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями об организации пропускного и внутриобъектового режима в российских арбитражных судах. Цель указанных правил — обеспечить нормальную работу суда и безопасность участников судебного разбирательства и иных лиц (ч. 3 ст. 154 АПК РФ).
Пленум ВАС РФ разъяснил, что проведение кино-, фото- и видеосъемок в ходе судебного заседания, а также прямой трансляции судебного заседания не угрожает безопасности участвующих в судебном заседании лиц.
Необходимо отметить, что осуществление гражданином фото-, видеосъемки или прямой трансляции судебного заседания без разрешения суда следует квалифицировать как нарушение порядка судебного заседания (п. 12 Постановления N 61). Эти лица могут быть удалены из судебного заседания после предупреждения (ч. 4 ст. 154 АПК РФ) и (или) подвергнуты судебному штрафу (ч. 5 ст. 154 АПК РФ).


4. Закрытое судебное заседание


В закрытом режиме судебное заседание может быть проведено в строго ограниченных законом случаях (ч. 2 ст. 11 АПК РФ). Обобщенно можно выделить два таких случая:
 — когда необходимо обеспечить сохранение охраняемой законом тайны;
 — когда проведение закрытого заседания прямо предусмотрено законом (см. справочную информацию «Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа»).
Также необходимо отметить, что определение суда о разбирательстве дела или его части в закрытом судебном заседании не подлежит обжалованию, поскольку не препятствует дальнейшему движению дела (см., к примеру, п. 8 Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Западно-Сибирского округа, принятых по итогам заседания, состоявшегося 09.09.2011 года в г. Горно-Алтайске (далее — Рекомендации), Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.08.2009 по делу N А78–7102/08).
В п. 27 Постановления N 61 указано, что судебные акты, принятые по делам, при рассмотрении которых исследовались сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, затрагивающие безопасность государства, не подлежат опубликованию в сети Интернет. Аналогичное правило действует и в отношении судебных актов, принятых по делам, при рассмотрении которых исследовались сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.


А. Государственная тайна


Ключевое разъяснение: если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, то суд должен по своей инициативе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании.

Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании проводится судом по его инициативе в следующих ситуациях:
 — если открытое судебное заседание может привести к разглашению государственной тайны;
 — если формат закрытого заседания прямо установлен законом (п. 16.1 Постановления N 61).
При таких обстоятельствах ходатайство участвующих в деле лиц о необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании не требуется.
В рассматриваемом документе специально оговаривается, что суд в соответствии со ст. ст. 4 и 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне» не вправе самостоятельно определять, правомерно ли те или иные сведения отнесены к государственной тайне.
Отсутствие допуска к государственной тайне у лиц, участвующих в деле, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей или переводчиков не является основанием для их отстранения от участия в заседании (п. 23.1 Постановления N 61). Однако судья под расписку предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Копия расписки включается в материалы дела. Пленум ВАС РФ подчеркнул, что к аналогичному выводу пришел Конституционный Суд РФ в Определении от 10.11.2002 N 293-О «По жалобе открытого акционерного общества „Омский каучук“ на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона Российской Федерации „О государственной тайне“.
В судебной практике отмечается, что нахождение имущества истца на территории особо охраняемого стратегического предприятия не может являться основанием к рассмотрению судебного спора в закрытом судебном заседании, так как это обстоятельство не свидетельствует о том, что в ходе судебных слушаний могут быть раскрыты сведения, составляющие государственную тайну (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2007 N А33–11065/06-Ф02–7155/06-С2 по делу N А33–11065/06).


 Б. Иная охраняемая законом тайна


Ключевое разъяснение: если открытое судебное разбирательство может привести к разглашению коммерческой или иной охраняемой законом тайны, то суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании исключительно по заявлению заинтересованного лица.

Если рассмотрение дела в открытом судебном заседании может привести к разглашению коммерческой, служебной, медицинской, адвокатской, банковской, налоговой, аудиторской, нотариальной или иной охраняемой законом тайны, то заинтересованные лица должны заявлять ходатайства о необходимости проведения закрытого судебного заседания (п. 16.2 Постановления N 61).
Такое ходатайство может быть подано как до открытия судебного заседания (в том числе при подаче искового заявления, в предварительном судебном заседании), так и непосредственно во время судебного заседания (п. 18 Постановления N 61). Ходатайство об этом могут заявить только лица, участвующие в деле, а не иные участники арбитражного процесса (ч. 2 ст. 11 АПК РФ). При рассмотрении этого ходатайства суд должен заслушать мнения других лиц, участвующих в деле (ст. 159 АПК РФ).
Судья, рассматривающий ходатайство о проведении закрытого судебного заседания, должен установить, введен ли в отношении заявленной информации режим коммерческой тайны (п. 19 Постановления N 61). Данный режим считается введенным после принятия обладателем информации всех мер по ее охране, перечисленных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ „О коммерческой тайне“ (далее — Закон о коммерческой тайне).
Пленум ВАС РФ разъяснил: если в отношении информации, которая представляется заявителем такого ходатайства как составляющая коммерческую тайну, не был введен режим коммерческой тайны или такая информация не может составлять коммерческую тайну, то суд должен отказать в удовлетворении ходатайства (п. 19 Постановления N 61).
В п. 8 Рекомендаций приведены критерии возможности отнесения сведений к коммерческой тайне:
 — сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, то есть такая информация не только оригинальна и нова, но и имеет потребительскую стоимость: является товаром, представляет интерес для субъектов коммерческой деятельности, может выступать предметом купли-продажи, обмена и т.п.;
 — к ним нет свободного доступа на законном основании, то есть обладатель не обязан представлять их на возмездной либо безвозмездной основе лицам, нуждающимся в такой информации;
 — обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности, то есть не разглашает информацию в СМИ, не хранит в общедоступных местах и т.п.
Следует учитывать, что в отношении некоторых видов информации в Законе о коммерческой тайне установлено, что такая информация не может относиться к коммерческой тайне (к примеру, сведения из бухгалтерской отчетности). Также необходимо принимать во внимание положения Постановления Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 „О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну“. В частности, выручка истца не может относиться к сведениям, составляющим коммерческую тайну (это подтверждается, к примеру, Постановлением ФАС Московского округа от 10.09.2012 по делу N А40–105222/11–144–932).
В то же время информация, например, из внутренней бухгалтерской отчетности может относиться к коммерческой тайне (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ „О бухгалтерском учете“). Кроме того, коммерческая тайна может быть установлена в отношении сведений о финансовых вложениях предпринимателя, и это может быть заявлено в качестве обстоятельства, допускающего рассмотрение дела в закрытом судебном заседании. На это обращается внимание в ответе на вопрос 28 из Рекомендаций Научно-консультативного совета о практике применения процессуального законодательства (выработаны Научно-консультативным советом при ФАС Волго-Вятского округа по итогам заседания Совета от 27.02.2008 в г. Чебоксары).
Заявитель соответствующего ходатайства должен обосновать необходимость рассмотрения в закрытом судебном заседании дела, связанного с возможностью разглашения информации, составляющей коммерческую тайну (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.2011 по делу N А55–6061/2011). Если он не сможет этого сделать, то судебное заседание должно быть проведено в открытом режиме.
В п. 20 Постановления N 61 поясняется, что в силу своего характера не может составлять коммерческую тайну информация о деловой репутации заявителя, его финансовом состоянии и т.д. Аналогично само по себе не может служить основанием для рассмотрения дела в закрытом судебном заседании предоставление суду документов, предназначенных для служебного пользования, если в указанных документах отсутствуют сведения, составляющие охраняемую законом тайну.
Следует отметить, что факт участия в судебном споре банка не свидетельствует о том, что спор должен рассматриваться в закрытом судебном заседании, так как в ходе судебного дела информация, составляющая банковскую тайну, может и не быть раскрыта. В судебной практике существуют примеры позиций судов, согласно которым судебное дело должно рассматриваться в закрытом судебном заседании в связи с возможностью раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, лишь при разбирательстве правоотношений, возникших между банком и его клиентами по конкретным сделкам и банковским операциям, сведения по которым составляют банковскую тайну (см., к примеру, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.02.2006 N Ф03-А73/05–1/4810).
В закрытом судебном заседании по ходатайству заинтересованного лица могут также рассматриваться судебные споры, связанные с необходимостью сохранения неприкосновенности частной жизни граждан (п. 8 Рекомендаций).


В. Налоговая тайна

В п. 21 Постановления N 61 специально разъясняется, что рассмотрение судебного спора в закрытом процессе в связи с сохранением налоговой тайны допускается, если это не противоречит ст. 102 НК РФ. Напомним, в данной статье приведен перечень информации, которая не может быть отнесена к налоговой тайне. Кроме того, необходимо определить, установлен ли в отношении такой информации специальный режим хранения и доступа.
В рассматриваемом документе специально отмечено, что к налоговой тайне не отнесены сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах: сведения о нарушении налогоплательщиком порядка уплаты налога, сведения о задолженностях налогоплательщика перед бюджетом и т.д. (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).


5. Публикация судебных актов



Ключевое разъяснение: наличие персональных данных в судебном акте не препятствует его публикации в сети Интернет.

Пленум ВАС РФ пояснил, что в судебных актах по делам об административном правонарушении могут использоваться сведения, составляющие персональные данные об участвующих в деле лицах. Такое использование само по себе не может рассматриваться как нарушение законодательства и нанесение ущерба безопасности указанных лиц (п. 17 Постановления N 61). Кроме того, Пленум ВАС РФ отметил, что наличие персональных данных в судебном акте по делу об административном правонарушении не препятствует его публикации в сети Интернет.
Обращаем внимание, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановлении Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», сведения, содержащиеся в опубликованных судебных актах, не могут рассматриваться как не соответствующие действительности клеветнические сведения. Аналогичные выводы можно встретить и в судебных актах арбитражных судов (см., к примеру, Постановление ФАС Центрального округа от 19.01.2012 по делу N А54–1252/2011).


6. Видеоконференц-связь


В п. 22 Постановления N 61 отмечается, что в закрытом судебном заседании не может использоваться видеоконференц-связь, так как в этом случае суд не может гарантировать сохранность сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Однако в п. 22.1 Постановления N 61 разъясняется, что если в случае рассмотрения спора с использованием систем видеоконференц-связи суд впоследствии перейдет на рассмотрение спора в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, то суд может продолжить использование видеоконференц-связи, если при этом будет обеспечена сохранность указанных сведений, а лица, участвующие в деле, не будут возражать против этого.


7. Гласность при пересмотре судебного акта



Ключевое разъяснение: необоснованное рассмотрение дела в закрытом судебном заседании является достаточным основанием для отмены принятого при этом судебного акта.

Если суд первой инстанции рассматривал спор в закрытом судебном заседании, то при пересмотре судебного акта в суде апелляционной или кассационной инстанции от лиц, участвующих в деле, не требуется подачи нового ходатайства о рассмотрении спора в закрытом судебном заседании (п. 25 Постановления N 61).
В этом случае, а также при пересмотре дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам доказательства будут рассматриваться в закрытом судебном заседании.
Если же в суде первой инстанции дело рассматривалось в открытом судебном заседании, при пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд вправе удовлетворить обоснованное ходатайство о рассмотрении спора в закрытом судебном заседании (п. 25 Постановления N 61).
Также стоит отметить: в п. 26 Постановления N 61 разъясняется, что рассмотрение судебного спора в открытом судебном заседании при наличии оснований для рассмотрения дела в закрытом судебном заседании само по себе не является основанием для отмены соответствующего судебного акта (ч. 3 ст. 270 и ч. 3 ст. 288 АПК РФ). Для отмены такого судебного акта суд апелляционной или кассационной инстанции должен установить, что указанное нарушение привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В то же время необоснованное рассмотрение дела в закрытом судебном заседании признано Пленумом ВАС РФ согласно ч. 4 ст. 270 и ч. 4 ст. 288 АПК РФ достаточным основанием для отмены соответствующего судебного акта, если на это обстоятельство ссылается лицо, подавшее жалобу на судебный акт (п. 26 Постановления N 61).