Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 23.03.2006

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 23 МАРТА 2006 ГОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 28.02.2006 N 2-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВЯЗИ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ДУМЫ КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"


Поводом к рассмотрению дела явился запрос Думы Корякского автономного округа (далее - Заявитель), в котором оспаривалась конституционность положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", которые:

- определяют компетенцию государственной комиссии по радиочастотам в области регулирования использования радиочастотного спектра (абзац первый и второй пункта 2 статьи 22, абзац первый и четвертый пункта 2, пункты 4, 5 и 10 статьи 24 и пункт 4 статьи 30);

- не допускают бессрочное выделение полос радиочастот, присвоение радиочастот или радиочастотных каналов (абзац шестой пункта 4 статьи 22) и устанавливают требование о периодическом пересмотре Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами (пункт 2 статьи 23);

- предусматривают в определенных Законом случаях возложение Правительством РФ обязанности оказания универсальных услуг связи на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, который не вправе отказаться от этой обязанности (абзац третий и четвертый пункта 2 статьи 58);

- устанавливают обязанность всех операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания (пункт 2 и 3 статьи 59 и статья 60).

Компетенция госкомиссии по радиочастотам в области регулирования использования радиочастотного спектра

По мнению Заявителя, Федеральный закон "О связи" вопреки положениям Конституции РФ (ст. 10, 11 (часть 1), ст. 15 (часть 1), ст. 55 (часть 3) и ст. 110) наделяет властно-распорядительными и контрольными полномочиями исполнительной власти в области связи госкомиссию по радиочастотам, то есть орган, который не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и не обладает статусом юридического лица.

В этой связи Конституционный Суд отметил, что Конституция Российской Федерации действительно не упоминает о коллегиальных межведомственных органах, каковым является государственная комиссия по радиочастотам. Общий правовой статус такого рода межведомственных координационных органов регулируется Регламентом Правительства РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260) и Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30).

Согласно упомянутому Регламенту координационные органы именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач. Решения таких координационных органов оформляются протоколами заседаний (пункт 72); по вопросам, требующим решения Правительства РФ, комиссии вносят соответствующие предложения в установленном порядке (пункт 75).

Следовательно, госкомиссия по радиочастотам не является федеральным органом исполнительной власти, ее права не тождественны правам таких органов и в силу своей природы она не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.

Анализ норм Федерального закона "О связи" также не дал Конституционному Суду оснований для вывода о наличии у государственной комиссии по радиочастотам функций органа исполнительной власти, наделенного государственно-властными полномочиями.

Как следует из рассматриваемого Закона, решения госкомиссии по радиочастотам оформляются протоколами заседаний и приобретают обязательный для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц характер постольку, поскольку утверждаются Министерством информационных технологий и связи РФ либо согласованным решением данного органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, что не противоречит Конституции РФ.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности и порядок выделения полос радиочастот, присвоение радиочастот или радиочастотных каналов

Как отмечается в запросе Заявителя, положения Федерального закона "О связи", не допускающие бессрочное выделение полос радиочастот, присвоение радиочастот или радиочастотных каналов и устанавливающие требование о периодическом пересмотре Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, необоснованно ограничивают конституционное право на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Федеральный закон "О связи" предусматривает пересмотр Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ не реже чем один раз в 4 года, плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами - не реже одного раза в 10 лет. При этом саморегулируемые организации и отдельные операторы связи наделяются правом один раз в 2 года вносить предложения в государственную комиссию по радиочастотам о пересмотре данных документов.

Анализируя данные положения, Конституционный Суд не нашел их противоречащими Конституции РФ, поскольку закрепленный Законом принцип недопустимости бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов обусловлен самой природой радиочастотного спектра, его ограниченностью, а потому - необходимостью оптимального использования.

Кроме того, подобная практика является общепринятой в международном сообществе. Например, названные нормативные положения корреспондируют Уставу Международного союза электросвязи, статья 44 которого предписывает членам названного Союза ограничивать количество частот и ширину используемого спектра до минимума, требующегося для обеспечения удовлетворительной работы необходимых служб, использовать радиочастоты рационально, эффективно и экономно, что невозможно было бы осуществить при бессрочном выделении полос радиочастот или бессрочном присвоении радиочастоты или радиочастотного канала.

Конституционный принцип свободы договора и возложение на операторов связи обязанности оказания универсальных услуг связи

С точки зрения Заявителя, нормы Федерального закона "О связи", обязывающие в определенных случаях операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, оказывать универсальные услуги связи, необоснованно ограничивают свободу экономической деятельности и не согласуются с конституционным принципом свободы договора (статьи 8, 34 (часть 1) и 55 (часть 3).

В соответствии с Законом оказание универсальных услуг связи осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Но для случаев отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя механизмом реализации установленных в данном Законе гарантий по оказанию универсальных услуг связи населению является возложение обязанности оказания таких услуг на определенной территории на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. Предполагается, что такой оператор имеет большие возможности по сравнению с другими операторами. При этом убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, возмещаются операторам из резерва универсального обслуживания (статья 59).

Данная мера направлена на обеспечение гражданам на всей территории России возможности пользоваться универсальными услугами связи - услугами телефонной связи и услугами по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет".

Более того, данная мера имеет целью развитие отрасли связи и расширение возможностей операторов по оказанию не только универсальных услуг связи в отдаленных районах, но и иных услуг связи, получению прибыли.

Именно поэтому вводимые Федеральным законом "О связи" в конституционно значимых целях ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора не могут рассматриваться как нарушающие требования справедливости, пропорциональности, соразмерности, и, следовательно, противоречащими Конституции РФ.

Отчисления в резерв универсального обслуживания

Федеральный закон "О связи" закрепляет обязанность операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания. Средства данного резерва формируются и расходуются исключительно в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи (статьи 59 и 60). Данный платеж, в частности, имеет компенсационный характер для тех операторов, которые несут убытки от оказания социально значимых услуг универсальной связи.

Заявитель обращает внимание на то, что названные положения Закона вводят обязанность по уплате отчислений налогового характера, при том, что Законом не определены все существенные элементы налогообложения, а соответствующее право предоставлено Правительству РФ, чем нарушаются предписания статей 57 и 75 (часть 3) Конституции РФ.

Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 243 Правилами формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания (пункты 3 и 4) для этих отчислений фактически установлены объект, база, ставка, период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. Таким образом, по сути, все существенные элементы данного сбора установлены не законом, а подзаконным актом.

Определяя природу отчислений в резерв универсального обслуживания, Конституционный Суд отметил, что они обладают существенными признаками, характерными не для налогов, а для фискальных сборов.

Таким образом, неопределенность положений пунктов 2 и 3 статьи 59 и статьи 60 Закона в части, касающейся существенных элементов отчислений, повлекла за собой чрезмерное расширение объема и пределов подзаконного регулирования. В результате федеральный законодатель допустил возможность регламентации Правительством РФ таких вопросов, которые могут быть урегулированы исключительно законом, нарушив тем самым конституционные критерии законно установленных налогов и сборов применительно к неналоговым фискальным сборам.

В итоге Федеральному Собранию было предложено внести необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О связи", а Правительству Российской Федерации - привести принятые им нормативные правовые акты в соответствие с такими изменениями и дополнениями в сроки, необходимые для их учета в федеральном бюджете на 2007 год.