Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45

(ред. от 23.11.2016)
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 26.01.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.
 

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 7345/11 по делу № А56-22898/2010

«Отказ в согласовании заявления о включении участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта может основываться как на формальных запретах и ограничениях, предусмотренных нормами законодательства, которое регулирует отношения в сфере лесопользования и распоряжения лесным фондом, так и на общих принципах указанного законодательства»

 

Суть спора
 

Администрация муниципального образования Выборгский район утвердила ООО «Жасмин» акт выбора участков из земель лесного фонда и предварительно согласовала места размещения объекта — комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии.

Схемы расположения земельных участков утверждены распоряжениями Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

ООО «Жасмин» обратилось с заявлением в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее — Леноблкомимущество) о включении испрашиваемых участков в границы города Приморска муниципального образования Приморское городское поселение Выборгского района Ленинградской области с установлением разрешенного вида использования — промышленная зона под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии.

Леноблкомимущество в письме от 11.02.2010 N 11–185/10 в адрес главы Администрации муниципального образования Приморское городское поселение Выборгского района Ленинградской области сообщило о подготовке проекта распоряжения Правительства Ленинградской области об отказе в принятии решения о включении испрашиваемых земельных участков в границы города Приморска. Это распоряжение связано с получением от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Рослесхоза письма от 30.12.2009СЕ-05/1211, в котором содержался отказ в согласовании такого включения. В данном письме были указаны следующие основания для отказа:

— в представленных материалах недостаточно мотивирована (обоснована) площадь испрашиваемых земельных участков под заявленные цели;

— отсутствует обоснование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы города Приморска, так как данные участки не примыкают непосредственно к городу;

— пунктом 4.3.1 протокола заседания межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области от 26.11.2008 рекомендовано изменение категории земельных участков на «земли промышленности… и другого специального назначения», а не на «земли населенных пунктов», как указано в представленных материалах.

Отказ в согласовании включения земельных участков в границы города Приморска послужил поводом для обращения ООО «Жасмин» в арбитражный суд с требованиями:

— о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства в согласовании заявления о включении в границы населенного пункта города Приморска данных земельных участков;

— о признании незаконными действий Леноблкомимущества по подготовке проекта распоряжения Правительства Ленинградской области об отказе в принятии решения о включении испрашиваемых земельных участков в границы города Приморска;

— об обязании Леноблкомимущества подготовить проект распоряжения о включении земельных участков в границы города Приморска;

— об обязании Правительства Ленинградской области принять решение о включении в границы города Приморска земельных участков под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии.

При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос: правомерны ли перечисленные выше основания отказа?

 
Перевод земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов

На практике (как правило, для последующего строительства) нередко возникает необходимость перевода участка из категории земель лесного фонда в иные категории — земли промышленности и иного специального назначения или земли населенных пунктов.

Статья 83 ЗК РФ предусматривает, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение данных участков из указанных границ является переводом земель населенных пунктов (земельных участков в составе этих земель) в другую категорию либо переводом земель (земельных участков в составе этих земель) из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из названных границ является переводом земель в другую категорию (Постановление ФАС Центрального округа от 26.09.2011 по делу N А35-8483/2010). И если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включаются земельные участки иных категорий, то данные участки относятся к категории земель населенных пунктов (Определение Приморского краевого суда от 14.12.2010 по делу N 33–10877).

В то же время следует отметить, что понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование», «граница населенного пункта» и «граница муниципального образования» не совпадают, и нахождение земельного участка в черте муниципального образования, но не в черте населенного пункта само по себе автоматически не изменяет категорию такого участка на категорию «земли населенных пунктов» (см. например, Постановления ФАС Уральского округа от 08.02.2010Ф09-174/10-С1 по делу N А60-35714/2009-С5, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.201117АП-12861/2010-ГК по делу N А60-28790/10, от 15.02.201117АП-12859/2010-ГК по делу N А60-29309/10).

На основании изложенного можно заключить, что изменение категории участка с «земли лесного фонда» на категорию «земли населенных пунктов» возможно несколькими способами: при установлении границ населенного пункта в рамках подготовки генерального плана (ст. 24 ГрК РФ), путем внесения изменений в генеральный план и в документы территориального планирования (ст. 24 ГрК РФ). Также изменение категории проводится на основании процедуры, установленной ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 191-ФЗ), согласно которой изменение границ населенного пункта возможно до утверждения генерального плана.

Пунктами 19 — 20 данной статьи установлены основания отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта. Данный отказ должен быть мотивирован (п. 21 указанной статьи).

Соответственно, перед Президиумом ВАС РФ возник вопрос: допустимо ли обоснование такого отказа путем ссылки на принципы земельного и лесного законодательства?

 
Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, однако суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования ООО «Жасмин» в части признания незаконными отказа в согласовании заявления о включении в границы города Приморска испрашиваемых земельных участков и действий Леноблкомимущества по подготовке проекта распоряжения Правительства Ленинградской области. Суд также удовлетворил требование обязать Леноблкомимущество подготовить проект распоряжения Правительства Ленинградской области о включении спорных земельных участков в границы города Приморска.

Однако именно в этой части постановление суда апелляционной инстанции (за исключением признания незаконным отказа в согласовании заявления о включении земельных участков в границы населенного пункта) было отменено судом кассационной инстанции.

ВАС РФ в Определении от 11.08.2011ВАС-7345/11 по делу N А56-22898/2010 пришел к выводу о необходимости пересмотра постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора.

Судебная коллегия ВАС РФ указала на то, что судами не был исследован мотив отказа во включении участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта.

Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

 
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставил без изменения решение суда первой инстанции. При этом высшей судебной инстанцией были сформированы следующие правовые позиции.

1. Вопрос о согласовании включения земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта относится к сфере административного усмотрения уполномоченного органа государственной власти (п. 14, пп. 3 п. 19 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ).

Президиум ВАС РФ подчеркнул, что действующее законодательство не устанавливает конкретных оснований для отказа в согласовании заявления о включении земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта и не обязывает уполномоченный орган при наличии каких-либо условий принять решение о согласовании.

2. Отказ в согласовании заявления о включении земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта может основываться как на формальных запретах и ограничениях законодательства, регулирующего отношения в сфере лесопользования и распоряжения участками лесного фонда, так и на общих принципах законодательства, регулирующего лесные отношения.

Президиум ВАС РФ усомнился в целесообразности отнесения спорных земельных участков заявленной площади к землям населенных пунктов, а не к землям промышленности по той причине, что на указанных участках должны быть размещены именно промышленные объекты.

Из этого можно заключить, что в случае необходимости перевода земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов для строительства промышленного объекта инициатору процедуры перевода потребуется дополнительно обосновать перевод земельного участка именно в категорию земель населенных пунктов, а не в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

3. Актом выбора земельных участков определяется такой размер участка из земель лесного фонда, который необходим для строительства и безопасной эксплуатации комплекса заводов, однако этот акт не может предопределять площадь земельного участка, который необходимо включить в границы населенного пункта.

Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Следует отметить, что в силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.