Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 29.05.2007

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд»

Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ (далее — Закон N 69-ФЗ) установил единый порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внеся в Земельный кодекс РФ отдельную правовую норму, регулирующую указанные правоотношения, и привел в соответствие с ней другие нормы Земельного кодекса, а также нормы законодательных актов о правах субъектов РФ и местного самоуправления, градостроительстве, охране природы, приватизации. Закон N 69-ФЗ также установил возможность использования в определенных случаях земельных участков рекреационного назначения по иному назначению.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представляет собой установление особого режима использования земельных участков (входящих в резервируемые земли), в т.ч. находящихся в собственности граждан и юридических лиц, учитывающего вероятное изъятие в течение определенного срока этих участков для государственных или муниципальных нужд.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся, в частности, случаи выполнения международных обязательств России, случаи размещения (когда отсутствуют другие варианты) объектов энергетических систем федерального и регионального значения, объектов обороны и безопасности, объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи федерального и регионального значения, объектов электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения муниципального значения, размещения автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами.

Кроме этого, Закон N 69-ФЗ установил возможность резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности (в том числе при наличии иных вариантов размещения перечисленных объектов), а также в случаях создания особо охраняемых природных территорий, строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства, осуществляемого в указанных целях, а также в пределах иных территорий, необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Земли могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, допускается на срок до двадцати лет (подп. «б» п. 10 ст. 3; здесь и далее указываются статьи, пункты и подпункты Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).

Установление порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, а также резервирование земель для нужд Российской Федерации отнесено к полномочиям Российской Федерации, резервирование земель для нужд субъектов РФ — к полномочиям субъектов РФ, резервирование земель для муниципальных нужд — к полномочиям органов местного самоуправления (ст. ст. 1, 2, п. п. 1 — 3 ст. 3, ст. 5).

Акты о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществленном до дня вступления Закона N 69-ФЗ в силу, являются юридически значимыми. Срок резервирования таких земельных участков не может превышать предельные сроки резервирования земель, установленные Земельным кодексом РФ (ст. 9).

Ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте (п. 6 ст. 3).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в том числе договор аренды земельного участка с собственником объекта недвижимости, расположенного на таком участке, может заключаться на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах, зарезервированных земель, также не может превышать срок их резервирования (п. п. 4, 5 ст. 3, п. 1 ст. 4).

Земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в процессе приватизации государственного и муниципального имущества не подлежат отчуждению (подп. «в» п. 2 ст. 4).

В связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд могут быть ограничены права собственников земельных участков, входящих в зарезервированные земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов таких земельных участков на строительство, мелиоративные и некоторые другие аналогичные работы на этих участках, в частности на строительство прудов (п. 9 ст. 3).

В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель эти лица несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением (подп. «а» п. 8 ст. 3).

В отношении земельных участков, предоставляемых для строительства, необходимо сказать еще об одном изменении, внесенном Законом N 69-ФЗ в Земельный кодекс РФ: из Кодекса изъято упоминание возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства) (подп. «б» п. 8 ст. 3).

Разграничение земель, резервируемых для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд

В целях резервирования земель для государственных или муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства должны быть утверждены до утверждения документов территориального планирования в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке, но не позднее 1 января 2010 года.

Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Проекты границ подлежат согласованию между указанными федеральными и региональными органами в случае, если размещение федерального объекта предполагается на земельном участке, который находится в собственности субъекта РФ или государственная собственность на который не разграничена, либо в муниципальной собственности, и в случае, если размещение объекта регионального или местного значения предполагается на землях, находящихся в федеральной собственности.

Срок согласования не может превышать один месяц со дня направления проекта границ уполномоченным федеральным органом в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо направления уполномоченным органом субъекта РФ в уполномоченный федеральный орган. Неполучение в указанный срок заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства рассматривается как согласие с проектом.

В случае получения уполномоченным органом субъекта РФ от уполномоченного федерального органа мотивированного заключения о несогласии с проектом размещения объекта регионального или местного значения уполномоченный орган субъекта РФ вправе принять решение о создании согласительной комиссии. При этом максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать один месяц.

Уполномоченный федеральный орган вправе утвердить проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения даже при наличии вопросов, возникших в ходе согласования такого проекта и оставшихся несогласованными с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ст. 8).

Зеленые зоны

Земельным кодексом РФ установлено, что в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.

В изменение этой нормы Закон N 69-ФЗ установил, что использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, допускается в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов (п. 11 ст. 3).

Разрешается также перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае необходимости размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае необходимости размещения аэродромов (ст. 6).