Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 05.08.2008

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»

Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ (далее — Закон) внесены изменения в Земельный, Гражданский, Лесной, Бюджетный кодексы, а также в Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О личном подсобном хозяйстве», «О государственном кадастре недвижимости», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд других федеральных законов. Большинство изменений направлено на упорядочение гражданского оборота земельных участков, защиту прав собственников и других правообладателей земельных участков.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением некоторых норм, в частности устанавливающих возможность предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ федеральному бюджету, устанавливающих порядок предоставления земельных участков научным учреждениям, а также норм, касающихся дорожного хозяйства (эти нормы вступают в силу со дня официального опубликования Закона).

Изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ дополнен новой главой «Земельные участки», в которой дано понятие земельного участка. Земельным участком, как установлено новой главой Земельного кодекса РФ, является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Кроме этого, установлен порядок образования земельных участков, особенно подробно — порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок раздела, выдела, объединения, перераспределения земельных участков, порядок возникновения и сохранения прав, обременений на образуемые и измененные земельные участки, требования к образуемым и измененным земельным участкам (в частности, требования к их предельным размерам и границам) (п. 4 ст. 5 Закона).

Установлено также, что в субъектах РФ — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта РФ — города федерального значения Москвы, субъекта РФ — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ. В то же время в других субъектах РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо, в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории, собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. п. 5, 6 ст. 5 Закона).

Государственная регистрация прав на земельные участки

Изменения, внесенные в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», уточняют порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него.

Установлено, в частности, что основанием для государственной регистрации прав на указанные земельные участки является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; иной документ, на основании которого в соответствии с федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка (ст. 2 Закона).

Кадастровый учет земельных участков

Закон изменил порядок уточнения границ земельного участка при составлении межевого плана, установленный Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Изменениями, внесенными в указанный Федеральный закон, в частности, установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если эти документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее было установлено, что при уточнении границ земельных участков учитываются сведения, содержащиеся в правоустанавливающем документе, и фактическое землепользование) (подп. «б» п. 5 ст. 13 Закона).

Особенности предоставления земельных участков отдельным землепользователям

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установлено, в частности, что государственным академиям наук и созданным такими академиями наук учреждениям земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (подп. «а» п. 2 ст. 6 Закона).

Установлено также, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного срочного или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок (подп. «е» п. 2 ст. 6 Закона).

Бесхозяйная вещь

Уточнено понятие бесхозяйной вещи, содержащееся в Гражданском кодексе РФ. Так, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (установлена возможность предусмотреть законом, что вещь, от которой отказался собственник, не становится бесхозяйной; в частности, Закон установил порядок уведомления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость, органа власти субъекта РФ или муниципального образования о земельном участке, от которого отказался собственник, если в соответствии с Земельным кодексом РФ такой земельный участок относится к собственности субъекта РФ или муниципального образования) (ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона).

Субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ

Бюджетный кодекс РФ дополнен статьей, предусматривающей такую форму межбюджетного трансферта, как субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. Цели и условия предоставления и расходования субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, заключаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Аналогичная норма внесена в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. ст. 3, 4 Закона).

Осуществление полномочий Российской Федерации в сфере дорожной деятельности

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения в порядке, определенном соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ.

Кроме этого, Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядок передачи автомобильных дорог, включенных или исключенных из перечней автомобильных дорог (перечней автомобильных дорог общего пользования федерального значения, общего пользования регионального или межмуниципального значения, и т. д.), в федеральную собственность, собственность субъекта РФ или муниципальную собственность (ст. 14 Закона).