Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 27.01.2009

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный Закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ

«Об аудиторской деятельности»

1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (далее Закон N 307-ФЗ), предусматривающий переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности, отличной от ранее действующей, установленной Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 119-ФЗ). В частности, Законом N 307-ФЗ предусматривается отмена с 1 января 2010 года лицензирования данного вида деятельности с одновременным введением обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА), наделенных соответствующими полномочиями по контролю за качеством предоставляемых аудиторских услуг.

Определение аудита и аудиторских услуг

Принятый Закон разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита. Устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя не только аудит (осуществление независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица), но также и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (п. п. 2 — 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).

Саморегулируемые организации аудиторов

В соответствии с Законом N 307-ФЗ с 1 января 2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе будут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

Статус саморегулируемой организации аудиторов (СОА) приобретает созданная на условиях членства некоммерческая организация с даты ее включения в государственный реестр (п. 1, п. 2 ст. 17 Закона N 307-ФЗ). Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется уполномоченным федеральным органом (п. 1 ст. 21 Закона N 307-ФЗ).

Законом N 307-ФЗ определены требования для включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также определены права и обязанности таких организаций.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр СОА при условии объединения в ее составе не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций. То есть членами саморегулируемой организации аудиторов могут являться физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями. Для сравнения: согласно ранее действующим положениям Закона N 119-ФЗ, профессиональное аудиторское объединение могло быть аккредитовано при условии объединения в составе его членов не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций (п. 2 ст. 20 Закона N 119-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона N 307-ФЗ для включения некоммерческой организации в государственный реестр СОА необходимо в целях обеспечения дополнительной имущественной ответственности ее членов сформировать компенсационный фонд, а также утвердить правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принять кодекс профессиональной этики аудиторов (п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов и размещение средств такого фонда осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (п. 14 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

Помимо изложенного, саморегулируемая организация аудиторов обязана участвовать в создании (включая финансирование) и деятельности единой аттестационной комиссии (п. 7 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

На СОА возлагаются также функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов.

Законом N 307-ФЗ саморегулируемым организациям аудиторов предоставляется право устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 6 ст. 17 Закона N 307-ФЗ). Перечень мер дисциплинарного воздействия, установленный Законом N 307-ФЗ, предусмотрен п. 1 ст. 20.

Контроль за соблюдением членами СОА установленных требований осуществляют специализированные органы, созданные в саморегулируемой организации (п. 4 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

Для внесения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов некоммерческая организация подает в уполномоченный федеральный орган заявление, а также представляет пакет документов, установленный п. 2 ст. 21 Закона N 307-ФЗ.

Членство в саморегулируемой организации

В 2009 году аудиторская деятельность будет по-прежнему осуществляться на основании лицензий, выдаваемых Минфином РФ. Начиная с 1 января 2010 года, членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов является обязательным (ст. 23 Закона N 307-ФЗ). Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

Закон N 307-ФЗ устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов. Дополнительно к требованиям, ранее предусмотренным Законом N 119-ФЗ, установлены требования для аудиторов и аудиторских организаций — наличие безупречной деловой репутации. Также Законом N 307-ФЗ предусмотрены требования к уставному капиталу аудиторской организации: доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента (пп. 3 п. 2 ст. 18 Закона N 307-ФЗ).

Помимо требований, установленных Законом N 307-ФЗ, саморегулируемая организация аудиторов вправе устанавливать дополнительные требования к членству в ней аудиторских организаций и аудиторов, которые должны быть едиными для всех ее членов (п. 6 ст. 17, п. 1 ст. 18 Закона N 307-ФЗ).

Аттестация аудиторов

До 1 января 2011 года аудиторы вправе осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с типом имеющегося квалификационного аттестата аудитора (п. 2 ст. 15 Закона 119-ФЗ, п. 16 Приказа Минфина РФ от 12.09.2002 N 93н). С 1 января 2011 года вводится единый квалификационный аттестат аудитора, дающий право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Квалификационный аттестат аудитора выдается по результатам сдачи квалификационного экзамена. Порядок его проведения, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным федеральным органом (п. 2 ст. 11 Закона 307-ФЗ).

Законом N 307-ФЗ ужесточены требования к претенденту на получение квалификационного аттестата. Так, в частности, установлено, что для получения квалификационного аттестата аудитора физическому лицу ко дню объявления результатов квалификационного экзамена необходимо иметь стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет, из последних трех лет указанного стажа работы, должны приходиться на работу в аудиторской организации (пп. 2 п. 1 ст. 11 Закона N 307-ФЗ). Обязательным требованием к претенденту на получение квалификационного аттестата аудитора в соответствии с Законом N 119-ФЗ являлось наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом (п. 4 ст. 11 Закона N 307-ФЗ).

Как и ранее, аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации. Саморегулируемой организацией аудиторов утверждаются программы такого обучения, а также устанавливается минимальная продолжительность обучения, которая не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, и не менее 20 часов в каждый год (п. 9 ст. 11 Закона N 307-ФЗ).

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган, основными функциями которого являются (ст. 15 Закона N 307-ФЗ):

- выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности;

- ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

- анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

При уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

Закон N 307-ФЗ более детально прописывает требования к составу Совета. Так, в частности, установлено, что в состав Совета включаются (п. 5 ст. 16 Закона N 307-ФЗ):

- 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- 2 представителя уполномоченного федерального органа;

- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности;

- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков;

- 1 представитель от Центрального банка РФ;

- 2 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.