Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 20.06.2006

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 20 ИЮНЯ 2006 ГОДА

ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 03.06.2006 И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.06.2006 N 73-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1 января 2007 года вступит в силу новый Водный кодекс Российской Федерации.

Документ устанавливает новый принцип управления водными объектами и совершенствует гражданско-правовые отношения в сфере водопользования.

Принцип управления водными объектами в границах бассейновых округов

Бассейн водного объекта представляет собой территорию, поверхностный сток вод с которой через систему связанных водоемов и водоток осуществляется в море или озеро. Речной бассейн, как правило, охватывает территории нескольких субъектов федерации (за исключением немногочисленных водных объектов, расположенных на территории Приморского и Краснодарского края, Сахалинской, Камчатской области и некоторых других регионов).

Новый Кодекс разделил территорию Российской Федерации на 20 бассейновых округов - Балтийский, Баренцево-Беломорский, Двинско-Печорский, Днепровский, Донской, Кубанский, Западно-Каспийский, Верхневолжский, Окский, Камский, Нижневолжский, Уральский, Верхнеобский, Иртышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкальский, Енисейский, Ленский, Анадыро-Колымский и Амурский.

Бассейновый округ признается основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов.

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов будут созданы специальные органы - бассейновые советы. Они должны разработать рекомендации в области использования и охраны водных объектов в границах соответствующих бассейновых округов. В свою очередь рекомендации должны учитываться при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые станут обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются водохозяйственные балансы, целевые показатели качества воды, перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, лимиты и квоты изъятия водных ресурсов, лимиты и квоты сброса сточных вод и т.д.

Право собственности на водные объекты

Учитывая, что бассейновые округа не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, новый Кодекс закрепляет на водные объекты федеральную собственность. И лишь пруды и так называемые обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, собственником которого является субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, могут находиться в собственности перечисленных субъектов.

При этом пруд, обводненный карьер и земельный участок, в пределах которого они расположены, подчинены Кодексом известному со времен римского права принципу "accessio cedit principali" (принадлежность следует судьбе главной вещи). Дело в том, что право собственности на пруд и обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Кроме того, Кодексом не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, а земельные участки не подлежат разделу, если в результате раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности на этот водный объект, и скажем, забегая вперед, - не влечет изменения или прекращения права пользования им.

В связи с принятием нового Водного кодекса были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации: обособленные водные объекты (к которым, заметим, относятся и пруд, и обводненный карьер) были исключены из перечня недвижимого имущества. Следовательно, теперь они не подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в названный Закон также были внесены соответствующие изменения).

Право пользования водными объектами

Согласно действующему законодательству, для приобретения права пользования водным объектом требуется приобретение лицензии на водопользование и заключение в соответствии с ней договора пользования водным объектом, а в отдельных случаях - еще и предварительное решение Правительства Российской Федерации. В отличие от этого новый Кодекс предусматривает приобретение права пользования водным объектом либо на основании договора, либо на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (все зависит от целей, в которых данное право предполагается использовать). В некоторых же случаях не требуется ни того, ни другого.

Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

На основании договоров водопользования водные объекты предоставляются в пользование для изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов, для отдельных видов использования акватории водных объектов (в том числе для рекреационных целей) и для использования водных объектов без изъятия водных ресурсов для производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование они предоставляются для обеспечения обороны и безопасности России, сброса сточных или дренажных вод, размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, размещения платформ и искусственных островов, размещения и строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов и так далее по установленному Кодексом перечню.

Заключение договора или принятие вышеназванного решения, в частности, не требуется, если водный объект используется для судоходства, плавания маломерных судов, изъятия из подземного водного объекта водных ресурсов, рыболовства, рыбоводства, охоты, научных и учебных целей, ведения личного подсобного хозяйства, купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан.

Здесь следует обратить внимание, что приобретенные в соответствии с действующим законодательством права пользования водными объектами сохранятся до истечения срока действия соответствующих лицензий и договоров.

Водные объекты общего пользования

Водный объект общего пользования - поверхностный водный объект, доступный для бесплатного использования гражданами для удовлетворения личных и бытовых нужд.

Новый Кодекс не называет в качестве водных объектов общего пользования объекты, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, - ими являются только объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Это объясняется тем, что по новому Кодексу использование таких объектов осуществляется исключительно на безвозмездной основе, тогда как действующее законодательство допускает использование водного объекта принадлежащего юридическому или физическому лицу в качестве объекта общего пользования только при выплате вознаграждения собственнику и только при регистрации ограничения права собственности в едином государственном реестре.

Общему пользованию также служит полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (по терминологии действующего Кодекса - бечевник). По общему правилу ширина береговой полосы водных объектов общего пользования, как и в настоящее время, будет составлять 20 метров. Однако ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.