Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 08.06.2010

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Конституционного суда РФ от 25.05.2010 № 11-П

«По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 закона российской федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н. И. Гущина»

Отнесение учредителей (участников) организаций к категории занятых лиц

В рассматриваемом Постановлении (далее — Постановление от 25.05.2010 N 11-П) Конституционный Суд РФ (далее — КС РФ) проверил конституционность положений абз. 10 ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), который относит к занятым лицам граждан, являющихся учредителями (участниками) организаций.

В данном Постановлении сформирована правовая позиция по указанному вопросу, что может в дальнейшем повлиять как на практику применения этой статьи органами государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости), так и на судебную практику.

В соответствии с абз. 10 ст. 2 Закона о занятости занятыми признаются лица, являющиеся учредителями (участниками) организации. Исключение составляют учредители (участники) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов), которые не обладают имущественными правами в отношении этих организаций.

Пункт 1 ст. 66 ГК РФ дает определение хозяйственных товариществ и обществ — это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К таким относятся полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Члены производственного кооператива также именуются участниками (п. 1 ст. 107 ГК РФ).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что положения абз. 10 ст. 2 Закона о занятости распространяются на участников любых коммерческих организаций. Гражданин, обладающий хотя бы одной акцией акционерного общества, долей (пусть и минимальной) в обществе с ограниченной ответственностью, паем производственного кооператива или являющийся учредителем (участником) иной организации, в отношении которой он обладает имущественными правами, считается занятым.

Следует отметить, что законодатель наделил органы службы занятости правом обмениваться с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций (абз. 2 ст. 16 Закона о занятости). Закон о занятости предусматривает право органа службы занятости проверить, является ли гражданин индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества.

При этом на практике возникает проблема, связанная с тем, что оперативно выяснить это практически невозможно, и гражданин может долгое время получать пособие по безработице, не являясь при этом безработным в смысле ст. 2 Закона о занятости (см., например, Определение СК по гражданским делам Пензенского обл. суда от 17.07.2001, Решение Каменского городского суда от 21.01.97).

Правовая позиция КС РФ по вопросу соответствия Конституции РФ положения Закона о занятости

об отнесении учредителей (участников) организаций к категории занятых лиц

В Постановлении от 25.05.2010 N 11-П КС РФ признал абз. 10 ст. 2 Закона о занятости не противоречащим Конституции РФ и сделал следующие выводы:

— каждый гражданин вправе распоряжаться своими способностями и имуществом разными способами: в частности, путем наемного труда или самостоятельной экономической деятельности, осуществляемой индивидуально или совместно с другими лицами после создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства;

— участие в организациях, нацеленных, в первую очередь, на получение прибыли, предпринимается их участниками на собственный риск, что не требует дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты в виде пособия по безработице на случай отсутствия у такой организации дохода.

То есть для отнесения граждан к категории занятых достаточно руководствоваться таким критерием, как наличие у гражданина статуса участника хозяйственного товарищества или общества, и не учитывать факт получения ими дохода, а также размер такого дохода (ранее аналогичная позиция высказывалась КС РФ в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, где было отмечено, что деятельность акционеров хоть и не является предпринимательской, однако влечет определенные экономические риски, поскольку само акционерное общество осуществляет предпринимательскую деятельность, доход от которой не гарантирован);

— исходя из принципов справедливости и равенства, федеральный законодатель вправе изменить критерии отнесения граждан к категории занятых или ввести в отношении учредителей (участников) коммерческих организаций, не имеющих дохода в виде части прибыли от их деятельности либо получающих указанный доход в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, иное правовое регулирование, предполагающее предоставление данным лицам в случае утраты ими работы гарантий социальной защиты, предусмотренных для безработных граждан Законом о занятости.

Постановление от 25.05.2010 N 11-П вступило в силу немедленно после провозглашения.