Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 06.07.2010

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 № 13-П

«По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой»

В указанном Постановлении (далее - Постановление от 08.06.2010 N 13-П) Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) проверил конституционность положений п. 4 ст. 292 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Указанная норма касается отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения, находящиеся под опекой или попечительством, а также оставшиеся без родительского попечения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы.

Конституционно-правовое толкование этой нормы, данное в Постановлении от 08.06.2010 N 13-П, может в дальнейшем существенно повлиять на развитие судебной практики.

Порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи

собственника данного помещения

Согласно п. 4 ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают члены семьи собственника данного помещения, находящиеся под опекой или попечительством, либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние (о чем известно органу опеки и попечительства), допускается с согласия органа опеки и попечительства, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.

Нарушение этого требования влечет за собой ничтожность сделки по отчуждению (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2010 N 3-В10-1).

Из данной нормы следует, что из числа лиц, при проживании которых отчуждение жилого помещения возможно с согласия органа опеки и попечительства, исключены несовершеннолетние члены семьи собственника, которые не находятся под опекой или попечительством либо остаются на родительском попечении, о чем известно органу опеки и попечительства.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

К числу лиц, оставшихся без родительского попечения, относятся дети, чьи родители умерли, лишены родительских прав или ограничены в них, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, далее - СК РФ). Поскольку приведенный перечень не является исчерпывающим, органы опеки и попечительства могут осуществлять защиту прав и интересов детей во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует.

Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения, осуществляются на основании ст. 122 СК РФ и Постановления Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Данным Постановлением утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, согласно п. 3 которых орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий его жизни и при необходимости зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

С этого момента орган опеки и попечительства обязан защищать права и интересы такого ребенка. В частности, указанный орган должен направить в Росреестр сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда данному органу стало известно об отсутствии данного попечения (п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Полученные сведения вносятся в ЕГРП в графу "Особые отметки регистратора". Это препятствует отчуждению жилого помещения без предварительного согласия органа опеки и попечительства, а также исключает добросовестность приобретения такого помещения в случае неполучения указанного согласия (п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, см. также Постановление президиума Московского областного суда от 17.06.2009 N 185 по делу N 44г-100).

Как было отмечено выше, из п. 4 ст. 292 ГК РФ следует, что при отчуждении жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, согласие органа опеки и попечительства, по общему правилу, не требуется, поскольку предполагается, что несовершеннолетний находится на попечении родителей (см., например, Решение Верховного Суда РФ от 15.12.2008 N ГКПИ08-2069, Определение Московского областного суда от 31.01.2008 по делу N 33-1129).

Следовательно, для возникновения обязанности получить указанное согласие п. 4 ст. 292 ГК РФ требует осведомленности органа опеки и попечительства об отсутствии родительского попечения, а не просто самого факта нахождения детей без него. То есть, исходя из буквального толкования п. 4 ст. 292 ГК РФ, данное согласие не требуется в ситуации, когда на момент совершения сделки по отчуждению собственником жилого помещения родительское попечение формально не прекращалось, но фактически не осуществлялось, о чем органу опеки и попечительства не было известно.

В то же время следует обратить внимание, что на уровне подзаконных актов установлена обязанность в любом случае получить согласие органа опеки и попечительства при отчуждении жилого помещения, если в этом помещении проживает несовершеннолетний. Так, например, согласно п. 30 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста РФ от 14.09.2006 N 293, «в соответствии с законом на государственную регистрацию прав заявителями представляется... разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, а также в отношении приватизированных жилых помещений, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права».

Следует отметить, что такое требование в федеральном законодательстве отсутствует.

Правовая позиция КС РФ по вопросу конституционности п. 4 ст. 292 ГК РФ

КС РФ, рассмотрев дело о проверке конституционности п. 4 ст. 292 ГК РФ, в Постановлении от 08.06.2010 N 13-П сделал следующие выводы, которые являются общеобязательными и исключают любое иное истолкование в правоприменительной практике:

1. п. 4 ст. 292 ГК РФ в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, не противоречит Конституции РФ;

2. п. 4 ст. 292 ГК РФ является неконституционным в части, не позволяющей защищать права несовершеннолетнего, проживающего в жилом помещении, в случае отчуждения этого помещения, если он формально не отнесен к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся без родительского попечения (по данным органа опеки и попечительства), но фактически лишен опеки.

Постановление от 08.06.2010 N 13-П вступило в силу немедленно после провозглашения.