Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 07.06.2011

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Приказ Росфинмониторинга от 14.03.2011 № 87

«О внесении изменений и дополнений в рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. № 103»

Данный документ касается в основном вопросов предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма микрофинансовыми организациями.

В пункте 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии легализации доходов) установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в частности, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. Указанные правила должны содержать помимо прочего критерии выявления и признаки необычных сделок, сведения о которых должны быть документально зафиксированы, так как эти сделки не имеют очевидного экономического смысла или очевидной экономической цели (далее — необычные сделки).

Ориентировочное содержание правил внутреннего контроля было определено в Распоряжении Правительства РФ от 10.06.2010 N 967-р «Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Что касается основных критериев и признаков, в соответствии с которыми можно выявлять необычные сделки в смысле Закона о противодействии легализации доходов, то весьма подробное их описание дано в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее — Рекомендации Росфинмониторинга N 103). Такие перечни критериев и признаков являются открытыми, и организации могут в своих правилах внутреннего контроля указывать и иные признаки и критерии «подозрительных» сделок. Отметим, что приведенные в указанном акте рекомендации не распространяются на кредитные организации.

Кредитные организации об основных критериях и признаках необычных сделок проинформированы Письмом Банка России от 13.07.2005 N 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Письмо ЦБ РФ N 99-Т).

Еще один перечень признаков и критериев выявления необычных операций (меньший по размеру) приведен в п. 2 Распоряжения ФКЦБ РФ от 03.06.2002 N 613/р «О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Новые признаки необычных сделок

После принятия Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в установленный ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и с иным имуществом, на которые распространяется действие указанного Закона, были включены микрофинансовые организации.

Однако их деятельность сильно отличается от деятельности иных организаций, перечисленных в данной статье, и имеет некоторое сходство лишь с деятельностью кредитных организаций. Дополнения в список основных признаков необычных сделок, касающиеся заключения договоров микрофинансовыми организациями, вводит комментируемый Приказ Росфинмониторинга (далее — Приказ Росфинмониторинга N 87) .

Указанный перечень был дополнен следующими признаками необычных сделок:

— поручение заемщика микрофинансовой организации перечислить предоставляемый ему заем на банковский счет, открытый в подразделении кредитной организации, действующей в регионе, отличном от места регистрации заемщика;

— излишняя озабоченность заемщика микрофинансовой организации тем, что информация о займе может быть раскрыта государственным органам;

— заключение в течение небольшого периода времени с аффилированными между собой лицами (либо с юридическим лицом и находящимся с ним в трудовых отношениях физическим лицом) договоров займа, по которым одно лицо получает заемные средства, а другое лицо возвращает заем;

— досрочный возврат займа, предоставленного микрофинансовой организацией, осуществляемый третьим лицом (при условии, что оставшаяся часть займа равна или превышает 100 тыс. руб.);

— смена учредителя (участника) и/или руководителя заемщика — юридического лица, получившего заем от микрофинансовой организации, в течение 30 дней после получения займа;

— предоставление микрофинансовой организацией в течение небольшого периода времени трех и более займов на общую сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб., разным заемщикам, представителем (посредником) у которых является одно и то же лицо (либо заемщикам, аффилированным с одним и тем же лицом).

Эти признаки были внесены в обширный список основных признаков необычных сделок, который до принятия Приказа Росфинмониторинга N 87 состоял из 70 пунктов (Рекомендация Росфинмониторинга N 103).

Изменения в основных критериях выявления необычных сделок

Изменения коснулись также и основных критериев выявления необычных сделок, установленных в Рекомендации Росфинмониторинга N 103. Пункт 30 соответствующего раздела этого документа до принятия Приказа Росфинмониторинга N 87 был сформулирован достаточно многословно. Ориентировочным критерием необычной сделки считалось «предоставление юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получение такого займа, процентная ставка по которому более чем в 2 раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России».

В Приказе Росфинмониторинга N 87 указанный критерий сформулирован уже иначе: «Предоставление или получение займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России».

Таким образом, из формулировки было исключено особое указание на то, что данное правило не действует в отношении кредитных организаций. Это изменение можно оценить как техническую правку. Соответствующий вывод следует из того, что во втором абзаце Рекомендаций Росфинмониторинга N 103 уже содержится оговорка, что данные рекомендации могут не учитываться при разработке правил внутреннего контроля кредитными организациями.

Отметим, что в п. 3.8 Приложения 2 к Письму ЦБ РФ N 99-Т дана иная рекомендация относительно процентной ставки в потенциально необычном кредитном договоре (договоре займа). В указанном пункте установлено, что «подозрительным» следует считать предоставление или получение кредита (займа) с процентной ставкой, которая существенно превышает среднюю процентную ставку по кредитам на внутреннем и внешнем рынках.

Дополнительный инструктаж сотрудников

Организации, о которых говорится в ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов, должны провести для сотрудников дополнительный инструктаж об изменении действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Такое указание содержится в п. 8 раздела II Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Неисполнение данной обязанности является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 и 5 ст. 15.27 КоАП РФ. Согласно указанным нормам такое правонарушение влечет, в частности, наложение штрафа в размере до одного миллиона рублей (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А65–20618/2010).