Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 27.12.2011

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ

«О центральном депозитарии»

1. Требования к центральному депозитарию >>>

2. Система управления и контроля в центральном депозитарии >>>

3. Внутренние документы центрального депозитария >>>

4. Акционеры центрального депозитария >>>

5. Деятельность центрального депозитария >>>

6. Государственное регулирование деятельности центрального депозитария >>>

7. Изменения в законодательстве о рынке ценных бумаг >>>

Рассматриваемым Федеральным законом (далее — Закон о центральном депозитарии) в российское законодательство вводится понятие центрального депозитария, который должен в исключительном порядке осуществлять функции депозитария и номинального держателя в отношении ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, а также ряд других функций, направленных на обеспечение стабильности оборота эмиссионных ценных бумаг.

К примеру, в Федеральном законе от 07.12.2011 N 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О центральном депозитарии» (далее — Закон N 415-ФЗ) установлено, что обращение на организованном рынке облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением возможно лишь при централизованном хранении таких облигаций у центрального депозитария (ч. 11 ст. 2 Закона N 415-ФЗ).

На центральный депозитарий будет возложен ряд полномочий, имеющих существенное значение для оборота эмиссионных ценных бумаг.

Закон о центральном депозитарии вступит в силу 1 января 2012 г. Абсолютный запрет на создание цепочек лицевых счетов (счетов депо) номинальных держателей в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, — с 1 января 2013 г. (ч. 3 ст. 34 Закона о центральном депозитарии).

Закон N 415-ФЗ вступит в силу с 1 июля 2012 г.

1. Требования к центральному депозитарию

Центральным депозитарием может быть лишь российское юридическое лицо, созданное в организационно-хозяйственной форме акционерного общества (ст. 3 Закона о центральном депозитарии). Тип акционерного общества для центрального депозитария в Законе не определен.

Установлено, что центральный депозитарий должен быть небанковской кредитной организацией (ст. 2 Закона о центральном депозитарии) и иметь собственные средства не менее 4 млрд руб. (ст. 15 Закона о центральном депозитарии).

Такое юридическое лицо вправе застраховать риск ответственности за нарушение обязанностей по депозитарному договору центрального депозитария (ст. 16 Закона о центральном депозитарии).

Статус центрального депозитария может быть присвоен (при соответствии всем необходимым требованиям) только такому юридическому лицу, которое имеет лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг и уже три года осуществляет функции расчетного депозитария (ст. 21 Закона о центральном депозитарии). Это понятие было введено в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) Законом N 415-ФЗ.

Под расчетным депозитарием следует понимать депозитарий, который осуществляет расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг этих сделок (ч. 2 ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Соответственно, депозитарии, не ведущие активной деятельности на организованном рынке, не смогут получить статус центрального депозитария.

Этот статус присваивает ФСФР России (ч. 1 ст. 22 Закона о центральном депозитарии). Данный орган исполнительной власти проверяет соискателя на соответствие требованиям, установленным в Законе о центральном депозитарии и принятых в соответствии с ним подзаконных актах (ч. 3 ст. 22 Закона о центральном депозитарии). Также проверяются на достоверность сведения, которые содержатся в документах, представленных претендентом на получение этого статуса.

Решение о присвоении юридическому лицу статуса центрального депозитария должно быть принято ФСФР России в течение четырех месяцев со дня подачи необходимых сведений и документов (ч. 4 ст. 22 Закона о центральном депозитарии).

Законом о центральном депозитарии установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в присвоении статуса центрального депозитария (ч. 5 ст. 22 Закона о центральном депозитарии):

— несоответствие соискателя требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

— обнаружение недостоверных сведений в представленных соискателем документах;

— несоответствие программно-технических средств соискателя функциям центрального депозитария, подтвержденное заключением операционного аудитора;

— присвоение статуса центрального депозитария иному юридическому лицу.

Из последнего основания можно заключить, что функции центрального депозитария в России может осуществлять лишь одно юридическое лицо.

2. Система управления и контроля в центральном депозитарии

Большая часть установленных законодательством требований к центральному депозитарию касаются организации управления этим юридическим лицом.

Центральный депозитарий обязан иметь единоличный и коллегиальный исполнительные органы, а также совет директоров (наблюдательный совет) (ч. 1 ст. 5 Закона о центральном депозитарии). В качестве особенностей можно отметить требование создания комитета пользователей услуг центрального депозитария (ч. 7 ст. 5 Закона о центральном депозитарии), правовое положение которого не до конца ясно и должно быть впоследствии определено ФСФР России (п. 4 ст. 32 Закона о центральном депозитарии).

В состав органов управления центральным депозитарием могут входить лишь лица, отвечающие определенным критериям. По большей части такие критерии являются негативными, но указан и один позитивный: наличие высшего образования (ч. 2 ст. 5 Закона о центральном депозитарии).

Среди других критериев установлено требование об обязательном отсутствии следующих характеристик (ч. 3 ст. 5 Закона о центральном депозитарии):

— различных видов дискредитации лица как непрофессионального и (или) недобросовестного участника рынка, к примеру:

+ осуществление деятельности в составе исполнительных органов управления юридического лица, которое обанкротилось или у которого была отозвана лицензия в то время, когда это лицо участвовало в управлении его деятельностью;

+ наличие судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления, направленные против государственной власти;

+ действующая дисквалификация за административные правонарушения;

+ аннулированный менее трех лет назад квалификационный аттестат;

— наличие статуса государственного или муниципального служащего либо статуса работника Банка России, если федеральными законами не предусмотрены исключения из этого правила.

Особые требования устанавливаются в отношении единоличного исполнительного органа, а также членов коллегиального исполнительного органа центрального депозитария. Эти лица, помимо указанных выше требований, должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным ФСФР России и Банком России (ч. 1 ст. 6 Закона о центральном депозитарии).

В настоящее время такие требования закреплены в Приказе ФСФР России от 28.01.2010 N 10–4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка» и в Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Избранные члены органов управления центральным депозитарием должны быть согласованы с ФСФР России (ч. 5 ст. 5 Закона о центральном депозитарии). Этот орган исполнительной власти должен быть уведомлен не позднее следующего рабочего дня со дня их избрания или назначения.

ФСФР России может направить предписание центральному депозитарию о несоответствии избранного члена органа управления установленным требованиям. С момента получения данного предписания это лицо не вправе принимать участие в работе коллегиального исполнительного органа управления центрального депозитария. Также оно не учитывается при определении кворума.

В отношении единоличного исполнительного органа и членов совета директоров (наблюдательного совета) центрального депозитария такие требования не установлены. Указанные лица могут осуществлять свою деятельность до устранения нарушений, выявленных ФСФР России.

Полномочия единоличного исполнительного органа центрального депозитария согласно прямому указанию Закона не могут быть переданы управляющей компании или управляющему (ч. 2 ст. 6 Закона о центральном депозитарии).

Совет директоров (наблюдательный совет) центрального депозитария должен назначить контролера или руководителя службы внутреннего контроля, который будет ему подотчетен (ч. 2 ст. 7 Закона о центральном депозитарии). Требования к деятельности контролера (службы внутреннего контроля) центрального депозитария устанавливаются внутренними документами, которые должны соответствовать указаниям ФСФР России, согласованным с Банком России.

Интересы кредиторов и акционеров центрального депозитария, а также стабильность оборота на организованном рынке эмиссионных ценных бумаг будут защищаться правилами об обязательной отчетности центрального депозитария и операционном аудите его деятельности (ст. ст. 18 — 19 Закона о центральном депозитарии). Обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность центрального депозитария. Дополнительно к этому не реже одного раза в два года центральный депозитарий должен проводить операционный аудит в соответствии с международными стандартами по системам контроля сервисных организаций.

3. Внутренние документы центрального депозитария

Помимо правил внутреннего контроля, центральный депозитарий обязан разработать следующие документы и впоследствии руководствоваться ими в своей деятельности:

— условия осуществления депозитарной деятельности;

— правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— кодекс профессиональной этики центрального депозитария;

— правила электронного взаимодействия;

— порядок совершения операций и документооборота при осуществлении депозитарной деятельности;

— правила управления рисками;

— правила защиты и правила раскрытия информации;

— документ, определяющий процедуру рассмотрения жалоб и запросов клиентов;

— тарифы на услуги центрального депозитария;

— положение о комитете пользователей услуг центрального депозитария.

Указанные документы должны быть утверждены советом директоров центрального депозитария (ч. 1 ст. 9 Закона о центральном депозитарии).

Следует отметить, что большая часть данных документов (в том числе тарифы на услуги центрального депозитария) могут быть вынесены на утверждение совета директоров только после рассмотрения их комитетом пользователей услуг центрального депозитария (ч. 2 ст. 9 Закона о центральном депозитарии). Однако на случай появления разногласий между этими органами центрального депозитария в Законе предусмотрено правило, согласно которому совет директоров (наблюдательный совет) может утвердить документ, не получивший одобрения комитета пользователей услуг, проголосовав за него не менее чем двумя третями имеющихся голосов.

Все указанные документы, кроме положения о процедуре рассмотрения жалоб и предложений клиентов, вступают в силу лишь после их согласования с ФСФР России (ч. 4 ст. 9 Закона о центральном депозитарии). Также должны согласовываться все изменения, вносимые в них.

В ст. ст. 10 — 14 Закона о центральном депозитарии устанавливаются требования, предъявляемые к внутренним документам центрального депозитария.

Наличие указанных документов является необходимым условием для получения статуса центрального депозитария (ч. 2 ст. 22 Закона о центральном депозитарии).

4. Акционеры центрального депозитария

Независимость, а также публичная составляющая деятельности центрального депозитария подчеркивается установленными требованиями к его акционерам (ст. 4 Закона о центральном депозитарии).

Акционерами центрального депозитария могут быть только российские юридические лица. Но не любые, а лишь имеющие определенное отношение к организованному рынку ценных бумаг:

— управляющие компании паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— организаторы торговли;

— клиринговые организации.

Иные лица, имеющие право быть акционерами центрального депозитария, могут быть указаны в уставе центрального депозитария (ч. 1 ст. 4 Закона о центральном депозитарии).

Закон устанавливает, что акционеры центрального депозитария, не соответствующие данным требованиям, обязаны в течение одного года продать принадлежащие им акции. Начало течения годичного срока определяется моментом, когда акционер узнал или должен был узнать о несоответствии. Каких-либо ограничений на использование в этот период акций центрального депозитария Закон не содержит.

Если же по истечении года акции не будут проданы, то центральный депозитарий вправе в судебном порядке требовать лишения такого лица права голоса на общем собрании акционеров. Принадлежащие этому акционеру голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров и подсчете голосов на общем собрании (ч. 3 ст. 4 Закона о центральном депозитарии).

Акции центрального депозитария не могут передаваться в доверительное управление (ч. 2 ст. 4 Закона о центральном депозитарии).

Законом о центральном депозитарии установлены определенные гарантии стабильной деятельности центрального депозитария. В частности, в данном Законе указано, что центральный депозитарий не может быть ликвидирован в добровольном порядке. Его реорганизация также ограничена. Она может быть осуществлена только с предварительного одобрения ФСФР России и Банка России (ст. 20 Закона о центральном депозитарии).

5. Деятельность центрального депозитария

Закон о центральном депозитарии устанавливает следующие исключительные сферы деятельности центрального депозитария:

— осуществление функций номинального держателя в реестрах ценных бумаг, эмитенты которых обязаны осуществлять раскрытие информации (ч. 2 ст. 24 Закона о центральном депозитарии);

— осуществление функций номинального держателя в реестрах владельцев инвестиционных паев и владельцев ипотечных сертификатов участия, если указанные ценные бумаги обращаются на организованных торгах (ч. 3 ст. 24 Закона о центральном депозитарии);

— открытие счетов депо номинального держателя иностранным депозитариям (ч. 1 ст. 8.4 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции);

— хранение сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением (ч. 1 ст. 14.1 и ч. 5 ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции);

— учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект РФ и Банк России, а также хранение сертификатов ценных бумаг, владельцами которых являются указанные лица (ст. 25 Закона о центральном депозитарии).

Однако наиболее важной функцией центрального депозитария является исключительная возможность осуществлять деятельность расчетного депозитария, то есть выполнять расчеты по ценным бумагам по сделкам, совершенным через организаторов торговли на рынке эмиссионных ценных бумаг (ч. 6 ст. 24 Закона о центральном депозитарии).

Указанная норма Закона устанавливает, что центральный депозитарий не вправе осуществить зачисление ценных бумаг на лицевой счет, отличный от лицевого счета номинального держателя центрального депозитария. Таким образом, совершение сделок с эмиссионными ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, возможно только через центральный депозитарий.

Это правило преследует цель исключения анонимных операций с ценными бумагами на организованном рынке, если сделки с ценными бумагами совершаются с использованием лицевых счетов цепочки номинальных держателей, что не позволяло определить конечного выгодоприобретателя по сделке с ценными бумагами и владельца таких бумаг.

На решение этой проблемы направлена и ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции, устанавливающая правовое положение номинального держателя ценных бумаг. В первую очередь следует отметить, что согласно новеллам Закона N 415-ФЗ номинальным держателем теперь может быть лишь депозитарий, тогда как ранее в Законе о рынке ценных бумаг указывалось, что данную деятельность также могли осуществлять брокеры. Нормы, содержащиеся в ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции, предписывают номинальному держателю сообщать держателю реестра и лицу, открывшему ему лицевой счет (счет депо), информацию о депонентах номинального держателя и владельцах ценных бумаг.

За непредставление номинальным держателем информации о депоненте держателю реестра ч. 10 ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции предусмотрена санкция в виде возмещения депоненту убытков, вызванных данным непредставлением.

В связи с этим также следует отметить нормы рассматриваемого Закона о списании (и зачислении) ценных бумаг с лицевого счета номинального держателя центрального депозитария (ст. 30 Закона о центральном депозитарии). При списании ценных бумаг с такого лицевого счета в любом случае необходимо указывать на владельца этих ценных бумаг. Следовательно, анонимное владение и совершение операций с бездокументарными ценными бумагами на организованном рынке становится невозможным.

В ч. 2 ст. 33 Закона о центральном депозитарии устанавливается еще одно ограничение использования указанных лицевых счетов номинальных держателей, которые не могут быть открыты в реестре владельцев ценных бумаг, уже содержащем лицевой счет номинального держателя центрального депозитария (см. также ч. 3 ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). С этого же момента не допускается зачислять ценные бумаги на уже открытые в реестре лицевые счета номинальных держателей, за исключением случаев зачисления ценных бумаг в связи с конвертацией или размещением акций путем их распределения среди акционеров.

Еще одно правило, устанавливающее исключительные полномочия центрального депозитария, содержится в ст. 14.1 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции. В этой статье указано, что облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением могут быть допущены к организованным торгам только в том случае, если их централизованное хранение осуществляется центральным депозитарием.

Следовательно, совершение анонимных операций с документарными ценными бумагами на организованном рынке в обход раскрытия информации центральным депозитарием о депонентах данных ценных бумаг становится невозможным.

Также в ст. 28 Закона о центральном депозитарии установлен перечень видов деятельности, которую центральный депозитарий не вправе осуществлять:

— выступать в качестве центрального контрагента;

— предоставлять в заем (в кредит) денежные средства, а также принадлежащие ему ценные бумаги;

— размещать денежные средства на счетах и во вкладах кредитных организаций и иностранных банков, не соответствующих требованиям Банка России к организациям, в которых центральный депозитарий вправе размещать денежные средства;

— исполнять свои обязательства или обязательства третьих лиц за счет ценных бумаг депонентов, а также использовать ценные бумаги в качестве обеспечения исполнения собственных обязательств или обязательств третьих лиц без согласия депонентов;

— принимать на себя обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;

— осуществлять право голоса по акциям и иным ценным бумагам, учет прав на которые он осуществляет по своему усмотрению;

— выступать в качестве учредителя (участника) в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность;

— осуществлять доверительное управление имуществом;

— осуществлять деятельность удостоверяющего центра.

Указанные требования должны обеспечить интересы кредиторов и клиентов центрального депозитария, а также способствовать стабильности оборота эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке.

6. Государственное регулирование деятельности центрального депозитария

Исходя из того, что многие функции центрального депозитария имеют публично-правовую направленность, ФСФР России получены специальные полномочия в отношении такого юридического лица (ст. 32 Закона о центральном депозитарии).

Помимо нормативного регулирования деятельности центрального депозитария и полномочий по наделению юридических лиц таким статусом, ФСФР России вправе осуществлять контроль за деятельностью центрального депозитария. В рамках осуществления этих полномочий ФСФР России:

— устанавливает объем, порядок, сроки и формы представления центральным депозитарием отчетов, информации и уведомлений для осуществления мониторинга за его деятельностью;

— принимает меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений требований Закона о центральном депозитарии и принятых в соответствии с ним подзаконных актов ФСФР России;

— осуществляет проверки соблюдения центральным депозитарием требований российского законодательства.

7. Изменения в законодательстве о рынке ценных бумаг

Закон N 415-ФЗ касается не только правового положения центрального депозитария, но и общих правил функционирования российского рынка ценных бумаг, которые также подверглись серьезному реформированию.

В значительной степени изменилось нормативное регулирование ведения реестра и осуществления депозитарной деятельности. Многие положения о лицевых счетах (счетах депо), которые содержались в Постановлениях ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» и от 16.10.1997 N 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения», получили статус закона.

Например, в Законе о рынке ценных бумаг в новой редакции появились статьи о правовом статусе трансфер-агентов, номинальных держателей ценных бумаг, а также счетах, открываемых депозитариям и держателям реестра, особенностях учета прав на ценные бумаги иностранных организаций, действующих в интересах других лиц и т. д.

В то же время произошло некоторое реформирование системы лицевых счетов (счетов депо). Согласно ст. 8.2 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции депозитарии и держатели реестра могут открывать следующие виды лицевых счетов (счетов депо):

— счет владельца;

— счет доверительного управляющего;

— счет номинального держателя;

— депозитный счет;

— казначейский счет эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам);

— иные счета, если они предусмотрены федеральными законами. В частности, под эту категорию подпадут лицевые счета номинального держателя центрального депозитария, эмиссионный счет и счет неустановленного лица (ч. 3 — 4 ст. 8.2 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции).

Дополнительно к названным депозитарии могут открывать следующие счета:

— счет депо иностранного номинального держателя;

— счет депо иностранного уполномоченного держателя;

— счет депо депозитарных программ.

Также в законодательстве об эмиссионных ценных бумагах термин «система ведения реестра» был заменен термином «реестр».