Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 06.03.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Информация банка России

«Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Банк России в рассматриваемом документе (далее — Информация) ответил на некоторые вопросы относительно применения норм Федеральных законов от 03.06.2009103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон о приеме платежей) и от 27.06.2011161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о национальной платежной системе).

В основном эти вопросы касаются применения положений названных Законов к специальным банковским счетам, открываемым платежным агентам и банковским платежным агентам (субагентам).

Обращаем внимание, что рассматриваемый документ не имеет нормативного характера.

 
Правовое положение платежного агента и банковского платежного агента (субагента)
 

Напоминаем, что Закон о национальной платежной системе устанавливает правовое положение банковского платежного агента (субагента), который согласно ч. 1 ст. 14 данного Закона может привлекаться оператором по переводу денежных средств для осуществления следующих функций:

— принятие от физического лица и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

— предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

— проведение идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета согласно требованиям российского законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банковский платежный субагент не может выполнять эту функцию (ч. 2 ст. 14 Закона о национальной платежной системе).

В то же время Закон о приеме платежей устанавливает, что платежный агент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей от физических лиц (п. 3 ст. 2 Закона о приеме платежей).

При этом в соответствии с указанными Законами банковским платежным агентом (субагентом) и платежным агентом не может быть кредитная организация.

Легко заметить, что в определенном смысле функции названных лиц будут пересекаться. И платежный агент, и банковский платежный агент (субагент) осуществляют деятельность по приему платежей от физических лиц. В связи с этим у участников хозяйственной деятельности возникают вопросы, касающиеся соотношения правового регулирования деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).

В рассматриваемой Информации даны ответы на некоторые из этих вопросов, связанных со сходным регулированием правового положения платежного агента и банковского платежного агента (субагента) в Законах о приеме платежей и о национальной платежной системе. Однако в данном документе так и не разъяснены принципиальные отличия платежного агента от банковского платежного агента (субагента) и причины, вызвавшие необходимость создания параллельного правового регулирования деятельности указанных лиц.

 
Специальные банковские счета платежного агентаи банковского платежного агента (субагента)
 

Среди прочего Банк России отметил, что данные Законы не содержат ограничений на совмещение одним лицом деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).

Вместе с тем в п. 1 Информации оговаривается, что специальные банковские счета платежного агента и банковского платежного агента (субагента) имеют различный правовой режим, поэтому у лица, совмещающего такие функции, должны быть открыты различные специальные счета: и специальный банковский счет платежного агента, и специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента). Следовательно, у лица, совмещающего данные функции, должно быть открыто как минимум два различных специальных банковских счета для осуществления своей деятельности.

Также Банк России отметил, что перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента будет противоречить действующему законодательству, даже если указанные счета будут открыты на имя одного и того же лица. В п. 1 Информации поясняется, что зачисление денежных средств на такие специальные банковские счета возможно лишь с соответствующих специальных банковских счетов, действующих в особых режимах (ч. 16 и 17 ст. 4 Закона о приеме платежей и ч. 5 и 6 ст. 14 Закона о национальной платежной системе).

Банковский платежный агент может открыть специальный банковский счет в любой кредитной организации, а не только в той, которая его привлекла для принятия наличных денежных средств от физических лиц. Такие разъяснения даны в п. 2 Информации. Банк России пояснил, что в Законе о национальной платежной системе не содержится указаний о том, в какой кредитной организации должен быть открыт специальный банковский счет банковского платежного агента.

Также в п. 3 Информации разъясняется, что в случае выявления фактов совершения по специальному банковскому счету платежного агента операций, нарушающих положения Закона о приеме платежей, кредитная организация обязана сообщить об этом согласно Федеральному закону от 07.08.2001115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии легализации доходов).

Перечень допустимых операций по специальному банковскому счету платежного агента установлен в ч. 16 ст. 4 Закона о приеме платежей. Среди таких операций указаны:

— зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

— зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

— списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

— списание денежных средств на банковские счета.

Иные операции нельзя совершать с использованием такого специального банковского счета (ч. 17 ст. 4 Закона о приеме платежей).

В связи с этим Банк России указал, что совершение с использованием специального банковского счета платежного агента не предусмотренных законом операций следует считать подозрительным в смысле Закона о противодействии легализации доходов. Кредитная организация в случае обнаружения подобных операций должна направить соответствующие сообщения в уполномоченный орган согласно п. 3 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов.

Банк России отметил, что специальные банковские счета платежного агента и банковского платежного агента (субагента) по своей природе являются все же банковскими счетами. Таким образом, решения налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств кредитная организация должна исполнять в порядке, предусмотренном для банковских счетов.