Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 40

«О внесении изменений в статью 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 07.03.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

 

Обзор проекта Федерального закона № 615865–5

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и иные законодательные акты российской федерации в части совершенствования процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций, усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства»


Правительство предлагает изменить правила банкротства кредитных организаций

В середине февраля в первом чтении был принят правительственный законопроект N 615865–5, который позволит в некоторых случаях передавать без проведения конкурса имущество признанной банкротом кредитной организации вместе с частью обязательств. Предложено установить правила возврата ценных бумаг и денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации, которая имеет лицензию на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, но была лишена лицензии на осуществление банковских операций. Кроме того, принятие поправок сделает неограниченным срок действия закона о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы, принятого в разгар экономического кризиса в октябре 2008 года.

Напомним, что сейчас эти аспекты урегулированы Федеральным законом от 25.02.199940-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — закон о банкротстве кредитных организаций) и Федеральным законом от 26.10.2002127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — закон о банкротстве). В первом из названных актов установлены меры по предупреждению несостоятельности кредитных организаций (финансовое оздоровление, назначение временной администрации, проведение реорганизации), а также определены особенности конкурсного производства.

Российским законодательством предусмотрены также дополнительные меры по предупреждению банкротства банков и оказание помощи банкам, находящимся в «неустойчивом финансовом положении». Речь идет о Федеральном законе от 27.10.2008175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» (далее — закон N 175-ФЗ), который был принят осенью 2008 года в целях ускоренного оказания государственной помощи крупным банкам.

По этому закону активное участие в оказании финансовой помощи принимает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов физических лиц» (далее — Агентство), уполномоченная осуществлять дополнительные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. В частности, Агентству разрешено приобретать акции (доли в уставном капитале) банка в таком объеме, который даст возможность определять решения общего собрания его учредителей (участников).

Закон N 175-ФЗ должен был утратить силу по окончании 2011 года, однако срок его действия был продлен до 31 декабря 2014 года (Федеральным законом от 03.12.2011381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Положения законопроекта затрагивают все вышеназванные федеральные законы, а также некоторые иные федеральные законы, регулирующие смежные отношения.

В числе возможных нововведений: возмездная передача имущества должника (или его части) без проведения конкурса на стадии конкурсного производства; определение правил возврата клиентам ценных бумаг (денежных средств), находящихся на счетах кредитной организации, обладающей лицензией на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; уточнение правил оспаривания сделок должника и многие другие.

Кроме того, предложено внести изменения в закон о банкротстве: сделки кредитной организации можно будет оспорить, если стоимость передаваемого по ним имущества или размер принятых обязательств превышают одну десятую процента стоимости ее активов (сейчас эта цифра для любых юридических лиц равна одному проценту).

1. Поправки к закону о банкротстве кредитных организаций

В наибольшей степени рассматриваемые поправки затрагивают закон о банкротстве кредитных организаций.

Разработчики законопроекта предлагают установить новые способы распоряжения имуществом кредитной организации после объявления ее банкротом и начала конкурсного производства: передача имущества должника кредиторам и передача такого имущества учредителям.

1.1 Передача имущества и обязательств должника без проведения торгов

Возможность передать часть имущества и обязательств банка без проведения торгов в рамках мер по предупреждению банкротства закреплена в законе N 175-ФЗ. Сделать это, в соответствии со ст. 9 упомянутого закона, может Агентство, если оно было назначено Банком России в качестве временной администрации кредитной организации. Законопроект распространяет возможность передачи имущества без проведения торгов и на стадию конкурсного производства в отношении кредитной организации.

Согласно законопроекту только Агентство, если оно является конкурсным управляющим, сможет передавать имущество и обязательства кредитной организации без проведения торгов, когда в деле о банкротстве начато конкурсное производство. В целом меры по передаче имущества в рамках дела о банкротстве кредитной организации практически полностью повторяют правила, установленные законом N 175-ФЗ, за некоторыми исключениями, которые будут рассмотрены ниже.

Так, законопроект определяет, что после передачи без проведения торгов имущества и обязательств кредитной организации приобретателю, тот будет обязан исполнить полученные обязательства на условиях, действовавших на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Закон N 175-ФЗ указывает, что подобные обязательства должны быть исполнены на условиях, существовавших на день такой передачи (п. 6 ст. 9 закона N 175-ФЗ).

Законопроект разрешает в соглашении о передаче имущества и обязательств устанавливать отсрочку исполнения обязательства, если кредитором по нему является Агентство. Но предоставлена она может быть не более чем на один год (это время отсчитывается со дня заключения договора о передаче).

1.2 Зачет требований кредиторов и предоставление им отступного

Законопроект устанавливает возможность зачета требований кредиторов и предоставления им отступного на стадии конкурсного производства, что в настоящее время прямо запрещено абз. 3 п. 10 ст. 50.40 закона о банкротстве кредитных организаций. Но применение двух этих способов будет допускаться только при соблюдении очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Необходимо также согласие собрания кредиторов. Кроме того, имущество, передаваемое в качестве отступного, не может быть обременено залогом.

1.3 Возврат денежных средств и ценных бумаг клиентам в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

В настоящее время, как указывают авторы законопроекта, в случае отзыва у профессионального участника рынка кредитных бумаг лицензии на осуществление банковских операций не определен порядок возврата клиентам имущества (ценных бумаг, денежных средств), принятого и приобретенного кредитной организацией за их счет по договорам об операциях с ценными бумагами.

В связи с этим в закон о банкротстве кредитных организаций предлагается включить еще одно существенное нововведение — определить правила обращения с ценными бумагами и денежными средствами в указанной ситуации.

Согласно законопроекту имущество клиентов кредитной организации, предназначенное для торговли на рынке ценных бумаг, подлежит передаче владельцам по их заявлению после назначения временной администрации либо после открытия конкурсного производства. Возврат его будет осуществляться по заявлениям клиентов кредитной организации, направленным в течение шести месяцев со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (или в случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства).

Если же такое заявление не подано в период деятельности временной администрации либо в ходе конкурсного производства, то ценные бумаги и денежные средства подлежат передаче в депозит нотариуса по месту нахождения кредитной организации.

Денежные средства возвращаются за вычетом вознаграждения кредитной организации и возмещения иных расходов в соответствии с договором с клиентом. Ценные бумаги могут быть удержаны, если у клиента есть обязательства перед кредитной организацией, срок исполнения которых уже наступил.

1.4 Принудительная ликвидация и банкротство

Законопроектом предлагается уточнить действия конкурсного управляющего в случае, когда дело о банкротстве начинается в ходе проведения процедуры принудительной ликвидации кредитной организации. Напомним, что Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 «О банках и банковской деятельности» (далее — закон о банках и банковской деятельности) устанавливает специальное основание для ликвидации кредитной организации. Банк России обязан произвести ее в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ст. 23.1 закона о банках и банковской деятельности). Процедура принудительной ликвидации проходит по правилам проведения конкурсного производства, установленным законом о банкротстве кредитных организаций.

В таком случае предполагается, что имущества кредитной организации достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Если в ходе ликвидации окажется, что его недостаточно, ликвидатор подает заявление о начале процедуры банкротства.

Однако сведения, уже собранные о кредиторах и об имуществе ликвидируемой организации, не могут быть использованы конкурсным управляющим. Последний обязан заново составлять реестр кредиторов и проводить собрание кредиторов, т. е. на выполнение одной и той же работы тратится дополнительное время. Авторы законопроекта предлагают установить правила, в соответствии с которыми сведения, полученные ликвидатором, можно будет использовать в ходе банкротства кредитной организации.

Собрание кредиторов (комитет кредиторов), избранное в процессе принудительной ликвидации, будет действовать и во время конкурсного производства. В отличие от общего правила, после объявления ликвидируемой организации банкротом требования кредиторов могут быть предъявлены только в течение месяца со дня опубликования подобного объявления.

2. Поправки к Закону N 175-ФЗ

Данный федеральный закон также планируется существенно изменить.

Во-первых, его действие станет бессрочным.

Во-вторых, в законе N 175-ФЗ будут установлены правила оспаривания сделок банка. В случае принятия законопроекта можно будет в судебном порядке признать недействительным следующие их виды:

— сделки, по которым встречное исполнение обязательств является неравноценным, если цена этой сделки или иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки. Такие сделки могут быть оспорены, если были заключены в течение одного года до даты согласования (утверждения) Банком России плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка;

— сделки, совершенные банком в целях причинения вреда имущественным интересам кредитора, если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки. Признание такой сделки недействительной возможно только в случае, если причинен вред правам кредиторов, а сделка была совершена в течение трех лет до утверждения плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка.

В действующем законодательстве предусматривается возможность признания сделок подобного рода недействительными в случае назначения Банком России временной администрации кредитной организации (ч. 1 ст. 28 закона о банкротстве кредитных организаций). Сделки при неравноценном встречном исполнении могут быть оспорены, если были совершены в течение года до даты назначения временной администрации, а сделки в целях причинения вреда имущественным интересам кредитора — в течение трех лет. Заявление подает руководитель временной администрации.

Законопроект предлагает изменить момент начала отсчета срока, в пределах которого сделки могут быть оспорены. Если в мероприятиях по предотвращению банкротства банка будет участвовать Агентство, то указанный срок отсчитывается с момента согласования (утверждения) Банком России плана такого участия. При этом он может не совпадать с моментом назначения Агентством временной администрации. Сделки могут быть признаны недействительными, даже если временная администрация вовсе не назначается.

Также законопроект расширяет круг субъектов, которые вправе обратиться в арбитражный суд с признанием сделки недействительной. По замыслу авторов, это могут сделать инвесторы, Агентство или представитель временной администрации.

В-третьих, предложено установить дополнительную ответственность лиц, контролирующих банк, когда в мероприятиях по предупреждению его банкротства участвует Агентство. В этот круг войдут руководители, члены совета директоров и иные лица, способные давать обязательные указания для данного банка, т. е. те, кто назван в ст. 14 закона о банкротстве кредитных организаций.

Согласно законопроекту они могут быть привлечены к возмещению убытков, причиненных банку их виновными действиями (бездействием), даже если банк не был признан банкротом. В настоящее время допускается привлечение таких лиц к ответственности, только если их виновные действия привели к банкротству кредитной организации (ст. 14 закона о банкротстве кредитных организаций).

Кроме того, предполагаются изменения в законе о несостоятельности (банкротстве), которые позволят оспаривать сделки кредитной организации, если стоимость передаваемого по ним имущества или размер принятых обязательств превышает одну десятую процента стоимости ее активов (сейчас эта цифра для любых юридических лиц равна одному проценту).

В настоящее время идет подготовка законопроекта ко второму чтению. До начала марта должны были быть представлены поправки, а второе чтение может состояться 12 марта.

Документ:
Проект Федерального закона N 615865–5 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций, усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства»
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 10.02.2012)