Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП

«Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 09.10.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Письмо Правительства РФ от 02.08.2012 № АД-П13–4450

«О применении порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей»

 

В рассматриваемом Письме Правительства РФ (далее — Письмо) приводится Порядок проведения общественных обсуждений крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд руб. (далее — Порядок общественного обсуждения). Порядок общественного обсуждения был разработан Минэкономразвития России в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и был впервые размещен 25 сентября 2012 г. на официальном сайте Минэкономразвития России: www.economy.gov.ru. Общественное обсуждение призвано стать одной из мер повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок.
Указанный документ не имеет нормативного характера, так как в ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривается, что Правительство РФ вправе издавать нормативные акты только в виде постановлений (ненормативные акты могут приниматься Правительством РФ в виде распоряжений). Возможность принятия писем Правительством РФ в указанном Законе вообще не предусмотрена. Однако данное Письмо может оказать существенное влияние на проведение крупных государственных закупок товаров (работ, услуг).
Правительство РФ в п. 1 Письма просит федеральные органы исполнительной власти обеспечить применение Порядка общественного обсуждения с 10 августа 2012 г. при размещении крупных заказов (свыше 1 млрд руб.) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, а также нужд федеральных государственных бюджетных учреждений. Указанный Порядок общественного обсуждения также рекомендуется применять органам исполнительной власти субъектов РФ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, нужд государственных бюджетных учреждений, нужд муниципальных бюджетных учреждений (п. 2 Письма).
В п. 3 Письма Правительство РФ просит ФАС России принимать участие в общественном обсуждении крупных закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с Порядком общественного обсуждения. Представляется, что на таких общественных обсуждениях ФАС России отводится роль контролирующей организации, которая обязана должным образом отреагировать на выявленные в ходе обсуждения факты нарушений.


Принципы общественного обсуждения


В первом разделе Порядка общественного обсуждения указано, что общественное обсуждение должно строиться на двух принципах: открытости и прозрачности.
Под принципом открытости в данном документе понимается возможность участия в общественном обсуждении на равных условиях любых юридических лиц (вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) и любых физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также государственных органов и органов местного самоуправления.
Под принципом прозрачности в Порядке общественного обсуждения подразумевается, что все поступившие замечания и предложения участников общественного обсуждения, ответы заказчиков (уполномоченных органов) на поступившие замечания и предложения, промежуточный и итоговый протоколы общественного обсуждения должны быть размещены заказчиками (уполномоченными органами) в открытом доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт).
Эти принципы призваны обеспечить реальный характер общественного обсуждения крупных закупок, свободный от различных коррупционных злоупотреблений. Предполагается, что открытое и прозрачное общественное обсуждение крупных закупок будет способствовать эффективности расходования государственных средств в этой сфере.
Можно заметить определенную связь этих принципов с целями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ч. 1 ст. 1) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 1 ст. 1): обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.


Процедура проведения общественного обсуждения


В Порядке общественного обсуждения установлена процедура проведения общественного обсуждения крупных закупок, которая должна включать два этапа:
 — обсуждение заказов на Официальном сайте;
 — проведение заказчиком (уполномоченным органом) очного публичного обсуждения.
Первый этап начинается со дня размещения извещения о проведении торгов и заканчивается не позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок на участие в торгах. Установлено, что извещения о проведении торгов на сумму свыше 1 млрд руб. автоматически отражаются в специальном разделе Официального сайта.
Участники общественного обсуждения должны пройти процедуру регистрации на форуме Официального сайта.
Также в Порядке общественного обсуждения устанавливается, что после регистрации участники общественного обсуждения получат доступ к форуму Официального сайта и электронной форме анкеты, позволяющей оставлять комментарии по ряду аспектов заказа. Так, участники общественного обсуждения могут оставить свое мнение по следующим вопросам:
 — целесообразность размещения заказа;
 — соответствие документации о торгах требованиям российского законодательства;
 — обоснованность начальной (максимальной) цены контракта.
Такие комментарии проходят премодерацию (предварительную проверку) в течение одного дня и публикуются на Официальном сайте. В ходе премодерации могут исключаться только комментарии, нарушающие общепринятые нормы публичной дискуссии (т.е. содержащие жаргонизмы, ненормативную лексику и т.п.) и (или) не относящиеся к предмету общественного обсуждения.
Следует отметить, что в Письме не указано, могут ли в ходе премодерации редактироваться комментарии, изменяться стиль, порядок изложения вопросов. Неясным остается, будут ли полностью удаляться комментарии, содержащие недопустимые слова и выражения, или же из комментариев будут удаляться лишь соответствующие части. Не разрешен вопрос и о возможности согласования с участниками общественного обсуждения редактуры оставленного комментария.
Установлено, что заказчик (уполномоченный орган) должен размещать ответы на поступившие комментарии на Официальном сайте, а также направлять их на электронную почту автора комментария в течение двух рабочих дней со дня поступления комментария. Ответы от заказчика (уполномоченного органа) должны поступать оперативно, с таким расчетом, чтобы все поступившие комментарии были размещены на Официальном сайте не позднее одного рабочего дня после завершения первого этапа общественного обсуждения.
По окончании общественного обсуждения на Официальном сайте заказчик (уполномоченный орган) формирует промежуточный протокол общественного обсуждения, включающий в себя все поступившие комментарии и ответы заказчика (уполномоченного органа) на них. Этот промежуточный протокол не позднее чем за один день до проведения второго этапа общественного обсуждения размещается заказчиком (уполномоченным органом) на Официальном сайте и направляется в ФАС России.
По результатам анализа информации, содержащейся в промежуточном протоколе, ФАС России вправе провести соответствующую проверку.
В Порядке общественного обсуждения указано, что второй этап общественного обсуждения проводится в виде очных открытых публичных слушаний, которые должны быть проведены не позднее чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах.
В рассматриваемом документе обращается внимание на то, что информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, а также о порядке доступа к участию в них, в том числе информация о пропускном режиме, должна быть размещена заказчиком (уполномоченным органом) на Официальном сайте. При этом в Письме не указаны требования к месту и времени проведения публичных слушаний, что для такой обширной страны, как Россия, является немаловажным. Также неясно, могут ли публичные слушания проходить с использованием средств систем видеоконференц-связи, если участник общественного обсуждения не может непосредственно явиться для публичных слушаний в назначенное место.
Поскольку публичные слушания являются открытыми, заказчик (уполномоченный орган) не имеет права ограничить доступ к участию в них заинтересованных лиц. Также заказчик (уполномоченный орган) должен отправить по электронной почте приглашение принять участие в публичных слушаниях всем участникам первого этапа общественного обсуждения.
На публичных слушаниях могут присутствовать представители контролирующих органов и других органов власти (в качестве примеров в Порядке общественного обсуждения указываются ФАС России, Счетная палата РФ, Государственная Дума РФ).
Также в публичных слушаниях обязательно участие руководителя заказчика (или заменяющего его лица). Представитель заказчика в ходе публичных слушаний подводит итоги первого этапа общественного обсуждения и комментирует отдельные поступившие замечания и предложения.
Затем участники публичных слушаний могут выступить с устными докладами или задать вопросы заказчику по поводу целесообразности размещения заказа, обоснованности начальной (максимальной) цены контракта и положений документации о торгах. Заказчик должен ответить на все поступившие от участников вопросы, прокомментировать высказанные ими замечания и предложения.
По итогам публичных слушаний заказчик (уполномоченный орган) не позднее чем за пять дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах формирует и размещает на Официальном сайте итоговый протокол, содержащий одно из двух возможных решений:
 — внесение изменений в документацию в соответствии с результатами общественного обсуждения;
 — продолжение процедуры размещения заказа без внесения изменений.
В рассматриваемом Письме не содержится каких-либо четких требований для принятия того или иного решения по итогам общественного обсуждения. Однако заведомо нецелевое использование государственных средств, а также иные нарушения закона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в условиях прозрачности и открытости их общественного обсуждения должны быть выявлены, а за такими фактами нарушения законодательства должны последовать меры реагирования соответствующих органов.