Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 23.10.2012

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.10.2012 N 166-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Регистрация уведомлений о залогах движимого имущества >>>

А. Уведомление о залоге движимого имущества >>>

 Б. Реестр уведомлений о залогах движимого имущества >>>

В. Свидетельство о регистрации залога движимого имущества >>>

Г. Отказ в принятии уведомления о регистрации залога движимого имущества >>>

Д. Публичность реестра уведомлений о залоге движимого имущества и выписки из него >>>

2. Единая информационная система нотариата >>>

3. Реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний >>>

4. Реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей >>>

5. Совершение нотариальных действий в электронной форме >>>


В рассматриваемом Федеральном законе (далее — Закон N 166-ФЗ) устанавливается обязанность ведения реестра уведомлений о залогах движимых вещей.
Напоминаем, что реестр залогов недвижимого имущества (ипотек) ведется в рамках ЕГРП (п. 1 ст. 131 и п. 3 ст. 339 ГК РФ), залог ценных бумаг отражается в реестре владельцев ценных бумаг или на счете депо. В то же время отсутствие регистрации залогов движимого имущества способствует многочисленным случаям злоупотреблений в этой сфере.
В частности, возможны случаи, когда при кредитовании под залог дорогостоящего имущества (сырья, автомобилей, драгоценностей, произведений искусства и т.д.) кредитная организация не может обратить взыскание на заложенное имущество, так как оно продано залогодателем добросовестному приобретателю (п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге“), либо когда лизингополучатель получает в собственность несвободное от обременений имущество, поскольку лизингодатель передал его в залог кредитной организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 16533/11 по делу N А56–2946/2011), и др.
Реестр уведомлений о залогах движимого имущества будет вестись нотариусами, в связи с чем указанный Закон вносит изменения в " Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденные ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1 (далее — Закон о нотариате), и в Закон РФ от 29.05.1992 N 2872–1 «О залоге» (далее — Закон о залоге).
Реестр уведомлений о залогах движимых вещей будет вестись в рамках Единой информационной системы нотариата (далее — Информационная система). Помимо этого реестра в Информационной системе будут вестись и иные, к примеру реестры удостоверения завещаний, ведения наследственных дел и т.д.

Закон N 166-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу 10 января 2014 г.


1. Регистрация уведомлений о залогах движимого имущества



А. Уведомление о залоге движимого имущества

Изначально законопроект, который впоследствии был принят в качестве Закона N 166-ФЗ, не предусматривал обширных нововведений в области регистрации уведомлений о залогах движимого имущества. Однако уже во втором чтении указанный законопроект был дополнен содержательным разделом об участии нотариусов в регистрации уведомлений о залогах.
В результате Законом N 166-ФЗ было установлено, что залогодатель и (или) залогодержатель могут направить нотариусу уведомление о залоге движимого имущества (п. 1 ст. 11.1 Закона о залоге в новой редакции). Право уведомить нотариуса о возникновении залога превращается в обязанность, если договор, содержащий условие о залоге, должен быть нотариально заверен (п. 2 ст. 11.1 Закона о залоге в новой редакции).
Форма такого уведомления должна быть утверждена Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции). Предусмотрено, что уведомление может быть подано в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи заявителя.
Регистрация залога движимой вещи осуществляется следующим образом (ст. 103.3 Закона о нотариате в новой редакции). Заявитель должен представить нотариусу сведения:
1) о залогодателе, залогодержателе — физическом лице:
 — фамилия, имя и (если имеется) отчество, дата и место рождения на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита);
 — паспортные данные гражданина России или, в случае отсутствия паспорта, данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством;
 — место регистрации и фактическое место жительства;
 — страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (если имеется);
 — адрес электронной почты (если имеется);
 — идентификационный номер налогоплательщика (если имеется);
2) о залогодателе, залогодержателе — юридическом лице:
 — полное и (если имеется) сокращенное наименование. Наименование на иностранном языке указывается с помощью букв латинского алфавита;
 — адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
 — единый государственный регистрационный номер юридического лица;
 — адрес электронной почты (если имеется);
3) о заложенном движимом имуществе путем его описания (при наличии у движимого имущества цифрового, буквенного обозначения или комбинации таких обозначений, которые идентифицируют данное имущество, в том числе идентификационного номера транспортного средства (VIN), такие обозначения указываются);
4) о праве залога движимого имущества:
 — указание договора о залоге движимого имущества, договора, на основании которого возник залог, сведения об изменении, о прекращении права залога;
 — указание о сроке исполнения обязательства, обеспеченного залогом движимого имущества.
В случае прекращения права залога, зарегистрированного в Информационной системе, залогодержатель обязан направить нотариусу соответствующие уведомления (ч. 1 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции). Возможность не информировать о прекращении права залога предусмотрена лишь для случаев ликвидации залогодержателя. В такой ситуации направить нотариусу уведомление о прекращении залога должен залогодатель.
В ч. 2 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции установлено, что о прекращении залогового обязательства залогодержатель обязан проинформировать нотариуса в течение трех рабочих дней со дня прекращения залогового обязательства.
Следует отметить, что в ч. 4 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции предусматривается важное нововведение. В этой норме установлено, что залогодатели — юридические лица в случае регистрации уведомления о залоге движимого имущества в Информационной системе обязаны также в течение трех рабочих дней со дня регистрации предоставить информацию об этом в «единый федеральный реестр сведений о деятельности юридических лиц». В Законе N 166-ФЗ указано, что залогодателям достаточно сообщить индивидуальный регистрационный номер регистрации уведомления о залоге.


 Б. Реестр уведомлений о залогах движимого имущества

Нотариус вносит в реестр уведомлений о залоге движимого имущества Информационной системы следующие сведения (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции):
 — об объекте залога;
 — о возникновении, об изменении, о прекращении права залога движимого имущества.
При получении всех указанных выше сведений нотариус должен зарегистрировать уведомление о залоге (ст. ст. 103.2 и 103.3 Закона о нотариате в новой редакции). Важно отметить, что нотариус не проверяет подлинность и достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении права залога движимого имущества, содержащихся в таком уведомлении. Он отвечает лишь за соответствие сведений, внесенных в реестр, содержанию направленного ему уведомления о залоге движимого имущества и за своевременность размещения им указанного уведомления в таком реестре (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции).
В реестре уведомлению присваивается индивидуальный регистрационный номер, который также отображается в выдаваемом свидетельстве о регистрации.

Законом N 166-ФЗ предусматривается, что включение сведений о залоге движимого имущества в соответствующий реестр будет иметь не только информационное значение. Установлено, что с 10 января 2015 г. последующий залог, сведения о котором внесены в Информационную систему, будет иметь приоритет по отношению к последующему залогу, сведения о котором не внесены в Информационную систему (п. 3 ст. 22 Закона о залоге в новой редакции).
Тем самым законодатель стимулирует залогодержателей регистрировать залоги, поскольку такая регистрация снижает вероятность злоупотреблений, связанных с перепродажей предмета залога и установления последующих залогов.


В. Свидетельство о регистрации залога движимого имущества

При регистрации уведомления о залоге движимого имущества заявителю выдается свидетельство о такой регистрации, в котором указывается индивидуальный регистрационный номер Информационной системы (ст. ст. 103.1 и 103.2 Закона о нотариате в новой редакции). Это свидетельство подтверждает факт регистрации уведомления о залоге. Возможна выдача свидетельства в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Форма такого свидетельства должна быть утверждена Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.


Г. Отказ в принятии уведомления о регистрации залога движимого имущества

Отказ в регистрации залога движимого имущества предусмотрен для трех случаев:
 — в поданном уведомлении отсутствуют сведения, предусмотренные ст. 103.3 Закона о нотариате в новой редакции;
 — поданное уведомление направлено лицом, не являющимся залогодержателем или залогодателем либо его представителем;
 — не произведена оплата нотариального тарифа (для регистрации залога движимого имущества — 300 руб.).
Отказ должен быть выдан нотариусом в течение одного часа в день обращения заявителя с соответствующим уведомлением (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции).
В ст. 13 Закона о залоге в новой редакции устанавливается, что отказ в принятии уведомления о регистрации залога может быть оспорен в судебном порядке по месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию.


Д. Публичность реестра уведомлений о залоге движимого имущества и выписки из него

Реестр уведомлений о залоге движимого имущества является публичным, поэтому в Законе N 166-ФЗ предусмотрено, что любой желающий может получить выписку из этого реестра. Выписка может быть выдана как в отношении одного залога, так и в отношении всех залогов конкретного имущества или всех залогов указанного залогодателя (ст. 103.4 Закона о нотариате в новой редакции). Также предусмотрена выдача выписок из реестра, содержащих сведения за определенный период времени. Нотариальный тариф для этой услуги установлен в размере 100 руб.
В выписках будут указаны следующие сведения (ст. 34.3 Закона о нотариате в новой редакции):
 — регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества;
 — дата заключения и номер договора о залоге движимого имущества, договора, на основании которого возник залог;
 — дата исполнения обязательства, установленная договором;
 — описание предмета залога;
 — информация о залогодателе (наименование, единый государственный регистрационный номер юридического лица или фамилия, имя, отчество (если последнее имеется) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства — указанные с помощью букв латинского алфавита), дата рождения).
Форма такой выписки должна быть утверждена Минюстом России (ст. 103.4 Закона о нотариате в новой редакции).
В связи с формированием реестра уведомлений о залоге движимого имущества возникают новые аспекты вопроса о добросовестности приобретателей заложенного имущества, которые не знали и не могли знать о том, что это имущество находится в залоге. Напомним, что в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге» этот вопрос уже поднимался. В этом документе ВАС РФ указал, что не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у залогодателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога.
Если же судом в такой ситуации будет установлено, что предмет залога в соответствии с договором находился во владении залогодержателя, но выбыл из владения помимо его воли, иск об обращении взыскания на заложенное имущество подлежит удовлетворению, несмотря на то что покупатель не знал и не должен был знать о том, что приобретаемое им имущество находится в залоге. Таким образом, Пленум ВАС РФ провел определенную аналогию с правовым институтом добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ) применительно к приобретению имущества, обремененного залогом.
Следует отметить, что по этому вопросу в судебной практике наблюдаются расхождения. Так, суды общей юрисдикции придерживаются противоположной позиции при решении вопроса об обращении взыскания на имущество, находящееся у добросовестного приобретателя, если имущество выбыло из владения залогодателя (Постановления президиума Московского областного суда от 30.06.2010 N 212 по делу N 44 г-73/10, президиума Челябинского областного суда от 17.02.2010 по делу N 44-Г-10/2010 , Определения Пермского краевого суда от 09.11.2010 по делу N 33–9770 , Воронежского областного суда от 18.03.2008 по делу N 33–794 , Санкт-Петербургского городского суда от 29.11.2010 N 33–16100 , Московского городского суда от 18.11.2010 по делу N 33–35753 , Верховного суда Республики Коми от 11.11.2010 N 33–6911/2010 , Свердловского областного суда от 02.11.2010 по делу N 33–13714/2010 , Пензенского областного суда от 25.03.2008 по делу N 33–495).
Позиция судов общей юрисдикции основана на выводах, содержащихся в Определении ВС РФ от 10.04.2007 N 11В07–12. В этом Определении отмечено, что «такое основание к прекращению залога, как приобретение заложенного имущества лицом, которое не знало о его обременении залогом, не указано и в статье 352 ГК РФ, регулирующей прекращение залога». Следовательно, переход права собственности не прекращает право залога, поскольку правопреемник залогодателя становится на его место. При этом не предусмотрено каких-либо исключений, позволяющих освободить лицо, приобретшее заложенное имущество, от перешедших к нему обязанностей по договору залога на основании того, что при заключении договора купли-продажи оно не знало о наложенных на имущество обременениях. Данная позиция содержится и в других Определениях ВС РФ (см., к примеру, Определение от 20.03.2012 N 16-В11–24).
Такое толкование законодательства поддерживается и Конституционным Судом РФ (Определение КС РФ от 15.04.2008 N 319-О-О).
При этом нельзя не отметить, что изложенная выше правовая позиция Пленума ВАС РФ судами общей юрисдикции, как правило, отвергается (см., например, Апелляционные определения Самарского областного суда от 02.08.2012 по делу N 33–7201/2012 , Волгоградского областного суда от 18.07.2012 по делу N 33–6989/12 , Кемеровского областного суда от 18.04.2012 по делу N 33–4368 , Верховного суда Республики Хакасия от 12.04.2012 по делу N 33–6962012 , Кировского областного суда от 27.03.2012 по делу N 33–744). Однако в практике судов общей юрисдикции встречаются и исключения из этого правила (см., к примеру, Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.02.2012 по делу N 33–642/12).
И даже в тех случаях, когда суды общей юрисдикции учитывают толкование Пленума ВАС РФ, приобретателю заложенного имущества в защите отказывается в связи с отсутствием должной осмотрительности (см., к примеру, Определение Московского городского суда от 06.08.2012 по делу N 11–13761/12, Апелляционное определение Белгородского областного суда от 15.05.2012 по делу N 33–1181).
Однако такая правоприменительная практика, отвергающая возможность применения правил о добросовестном приобретателе к приобретателю предмета залога, не учитывает того, что недоступность сведений о залогах движимого имущества затрудняет оборот движимых вещей, поскольку третьи лица (не участвующие в договоре залога) не могут достоверно знать об отсутствии залоговых обременений у приобретаемого имущества. Закон N 166-ФЗ устраняет указанную неопределенность в толковании законодательства, так как предусматривает возможность объективной и публичной фиксации сведений о залоге движимого имущества, что предоставит третьим лицам возможность получать достоверную информацию об обременениях интересующего их имущества.
Таким образом, с учетом публичности реестра уведомлений о залоге движимого имущества следует учитывать, что лицо, приобретающее движимое имущество, после вступления в силу Закона N 166-ФЗ будет считаться добросовестным приобретателем при совокупности двух условий:
 — если лицо не знало и не могло знать о том, что имущество является предметом залога (в настоящее время этого условия достаточно);
 — если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества отсутствует информация о залоге этого имущества (ст. 18.1 Закона о залоге в новой редакции).


2. Единая информационная система нотариата


Под Информационной системой в Законе N 166-ФЗ понимается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

Закон N 166-ФЗ предполагает создание Информационной системы, включающей в себя несколько реестров (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции):
 — реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний;
 — реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей;
 — реестр открытых наследственных дел;
 — реестр удостоверенных брачных договоров;
 — реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
Оператором Информационной системы является Федеральная нотариальная палата. К ее функциям, помимо прочего, относится:
 — принятие мер по обеспечению доступа к реестру уведомлений о залоге движимого имущества в целях внесения записей об уведомлениях о залоге движимого имущества, а также предоставления содержащихся в этом реестре сведений;
 — обеспечение изготовления резервных копий реестра уведомлений о залоге движимого имущества и предоставления их Минюсту России (а также отчетности о функционировании этого реестра).
В связи с этим можно заметить, что в Законе N 166-ФЗ отдельно выделяются функции Федеральной нотариальной палаты в отношении реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Особые функции оператора Информационной системы в отношении других реестров в Законе N 166-ФЗ не установлены.
Представляется, что это связано с публичностью реестра уведомлений о залоге движимого имущества (ст. 34.3 Закона о нотариате в новой редакции). Иные реестры Информационной системы не имеют публичного характера, за исключением реестра удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, сведения из которого могут предоставляться, но лишь после открытия завещания. Таким образом, в полной мере и этот реестр не имеет публичного характера.
Более того, в Законе N 166-ФЗ указывается на то, что нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в Информационной системе, и лица, осуществляющие обработку содержащихся в ней данных, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять такие сведения, за исключением случаев, прямо перечисленных в Законе о нотариате (ст. 34.1 Закона о нотариате в новой редакции). За разглашение или незаконное использование указанных сведений названные лица будут нести юридическую ответственность.
Сведения, полученные нотариусами, должны передаваться в данные реестры в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия. Исключение предусмотрено для внесения в Информационную систему информации об уведомлении о залоге движимого имущества. В Законе N 166-ФЗ указывается, что такая информация включается в реестр в день обращения заявителя в течение одного часа с момента обращения (ст. 103.2 Закона о нотариате в новой редакции) или в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления (ч. 2 ст. 17.1 Закона о залоге в новой редакции) в зависимости от вида полученного уведомления.
Состав сведений, подлежащих включению в Информационную систему, будет определен Минюстом России (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции). Порядок организации делопроизводства по внесению сведений в Информационную систему будет разработан Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.


3. Реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний


Помимо реестра уведомлений о залогах движимых вещей, подробная информация о котором уже указывалась выше, в Информационной системе следует отметить реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний.
В Пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 166-ФЗ, указывалось, что создание такого реестра призвано решить проблемы розыска завещания наследниками и выявления поддельных завещаний. В настоящее время наследники лишены фактической возможности розыска завещания, поскольку нотариус связан тайной завещания и не может разглашать сведения о факте совершения завещания, его отмене или изменении. Для обнаружения завещания наследникам требуется обратиться к каждому нотариусу на территории России, что практически неосуществимо.
Эта мера также должна помочь в случае составления многочисленных завещаний наследодателя, составленных у различных нотариусов.
Кроме того, создание реестра удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний поможет в борьбе с завещаниями, составленными «задним числом» (см., к примеру, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 30.07.2012 N 33–8711/12, Решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 21.12.2010 по делу N 2–3871/10). Случаи мошенничества в этой области будут выявляться быстрее и проще, так как Законом N 166-ФЗ нотариусы обязываются вносить в Информационную систему сведения о составлении, об изменении или об отмене всех завещаний. Иные лица, уполномоченные удостоверять завещания, Законом N 166-ФЗ обязываются сообщать сведения о составлении, об изменении или об отмене завещания нотариусу.
В связи с этим незначительные изменения вносятся и в ст. 1023 ГК РФ, что позволит нотариусам, имеющим доступ к сведениям, содержащимся в Информационной системе, и лицам, осуществляющим обработку данных Информационной системы, иметь законный доступ к содержанию завещаний. В то же время эти лица также обязаны сохранить тайну завещания.


4. Реестр удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей



Закон N 166-ФЗ предполагает ведение реестра нотариально удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей. В Закон о нотариате вносится дополнение, обязывающее нотариусов, удостоверивших доверенности (отмену доверенностей), а также иных уполномоченных на это лиц вносить информацию об этом в соответствующий реестр Информационной системы (ст. ст. 37 и 38 Закона о нотариате в новой редакции).
Нотариусы обязаны ввести в Информационную систему указанные сведения в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия (ст. 34.2 Закона о нотариате в новой редакции). Иные лица, уполномоченные на совершение нотариального удостоверения доверенностей, обязаны сообщить о таком удостоверении нотариусам.


5. Совершение нотариальных действий в электронной форме



Закон N 166-ФЗ допускает возможность совершения нотариальных действий не только с документами на бумажных носителях, но и с документами в электронной форме. Предполагается, что нотариусы для осуществления таких нотариальных действий должны получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре, уполномоченном Федеральной нотариальной палатой. Подобная электронная подпись будет необходима нотариусам и для передачи сведений в электронной форме в Информационную систему.
В Законе N 166-ФЗ также предусмотрено, что регистрация уведомлений о залоге движимого имущества может осуществляться в электронном виде. Предусмотрено, что уведомление может быть подано в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи заявителя (ст. 103.1 Закона о нотариате в новой редакции).