Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 06.08.2013

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»


1. Действие нормативных и ненормативных актов ФСФР России после передачи полномочий Банку России >>>

2. Новые полномочия Банка России >>>

3. Организационные изменения в Банке России >>>

4. Ограничение деятельности лиц, уволившихся (уволенных) из Банка России >>>

В соответствии с Законом N 251-ФЗ на Банк России возлагаются функции мегарегулятора финансового рынка: ему передаются полномочия, которыми ранее была наделена ФСФР России. Это связано с тем, что с 1 сентября 2013 г. ФСФР России упраздняется (Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»).

В связи с этим вносятся многочисленные изменения более чем в 40 федеральных законов. Однако по большей части изменения эти заключаются в замене термина «федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг» на слова «Банк России», в соответствии с которой Банку России передаются полномочия ФСФР России. В настоящем аналитическом обзоре основное внимание будет уделено новеллам, которые вносятся в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России).

За исключением отдельных положений рассматриваемый Закон вступает в силу 1 сентября 2013 г. (ч. 1 ст. 50 Закона N 251-ФЗ).

1. Действие нормативных и ненормативных актов ФСФР России после передачи полномочий Банку России

Наибольшее значение в рассматриваемом Законе имеют переходные положения, призванные обеспечить бесперебойное функционирование российского финансового рынка после упразднения ФСФР России.


Так, Законом N 251-ФЗ закреплено, что передача функций и полномочий упраздняемой ФСФР России в первое время не скажется на правовой силе подзаконных актов, которые принимались Правительством РФ и российским регулятором финансовых рынков до настоящего времени. В ч. 1 ст. 49 Закона N 251-ФЗ указано, что они продолжат применяться до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России.

Сохранят свое действие и лицензии, разрешения, аттестаты, аккредитации, документы о присвоении статуса, выданные (осуществленные или присвоенные) ФКЦБ России, ФСФР России, Комиссией по товарной бирже, Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России, Росстрахнадзором (ч. 2 ст. 49 Закона N 251-ФЗ). При их переоформлении будут выдаваться уже документы и лицензии Банка России в установленном для этого порядке.

Информировать инвесторов об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о других значимых событиях с 1 сентября 2013 г. будет Банк России, а не ФСФР России (ст. 8 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» в новой редакции).

Обязанность по ведению различных реестров, которые ранее вела ФСФР России, со дня вступления в силу Закона N 251-ФЗ возлагается на Банк России, который с 1 сентября 2013 г. будет вносить, изменять и удалять сведения из них при наличии необходимых оснований для этого (ч. 3 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

Следует отметить, что с момента упразднения ФСФР России Банк России становится правопреемником в отношениях, связанных с учреждением (участием в капитале) юридических лиц или участием в организациях (включая международные и иностранные), а также в обязательствах по договорам, заключенным ФСФР России, включая международные соглашения (ч. 5 ст. 49 Закона N 251-ФЗ). Кроме того, Банк России является процессуальным правопреемником ФСФР России во всех спорах с ее участием (ч. 6 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

Также предусмотрено, что все сведения, уведомления и прочие документы, которые должны направляться в ФСФР России, с момента ее упразднения должны направляться в Банк России (ч. 12 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

2. Новые полномочия Банка России

Банк России наделяется рядом новых полномочий, в соответствии с которыми он сможет играть роль регулятора российского финансового рынка, которую до настоящего времени исполняла ФСФР России.

Наиболее важные полномочия ФСФР России предусматриваются в Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — Положение о ФСФР России), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В приведенной ниже таблице проводится сравнение наиболее важных полномочий ФСФР России и новых полномочий Банка России, которые ему передаются в соответствии с Законом N 251-ФЗ.


 

Полномочия ФСФР России


(в соответствии с Положением о ФСФР России)


 


 

Новые полномочия Банка России


(в соответствии с новой редакцией Закона о Банке России)


 


 

Принимает участие в разработке проектов основных направлений развития финансового рынка, проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам ее сферы деятельности (п. 5.2 Положения о ФСФР России)


 


 

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений развития финансового рынка и обеспечивает выполнение основных направлений развития финансового рынка (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Не предусматривалось Положением о ФСФР России



 


 

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка (п. 1.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Принимает нормативные правовые акты по вопросам своего ведения (п. 5.3 Положения о ФСФР России)


 


 

Полномочие по принятию нормативных правовых актов по вопросам своего ведения предусматривалось ранее (ст. 7 Закона о Банке России в новой редакции), однако в связи с расширением сфер ведения Банк России сможет принимать правовые акты по большему числу вопросов


 


 

Не предусматривалось Положением о ФСФР России


 


 

Утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Не предусматривалось Положением о ФСФР России


 


 

Утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения (п. 14.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Не предусматривалось Положением о ФСФР России


 


 

Осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из России за рубеж в соответствии с российским законодательством (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Не предусматривалось Положением о ФСФР России


 


 

Самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из России за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 5.11 Положения о ФСФР России)


 


 

Проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Издает методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к своей компетенции (п. 5.14 Положения о ФСФР России)


 


 

Обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности (п. 5.12 Положения о ФСФР России)


 


 

Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности (п. 5.22 Положения о ФСФР России)


 


 

Может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе участвовать в их капиталах (ст. 9 Закона о Банке России в новой редакции).


Вправе обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну (ст. 51.1 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 5.4.10.7 Положения о ФСФР России)


 


 

Осуществляет контроль за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

Не предусматривалось Положением о ФСФР России


 


 

Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)


 


 

По согласованию с Минфином России принимает нормативные акты, направленные на предупреждение конфликта интересов в отдельных сферах деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (п. п. 5.3.17.6, 5.3.17.9, 5.3.17.10 Положения о ФСФР России)


 


 

Разрабатывает и реализует политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов (ст. 4.1 Закона о Банке России в новой редакции)


 

Объем полномочий Банка России существенно увеличился за счет ряда функций, которые он должен будет выполнять в отношении финансовых некредитных организаций. Этот термин определен в ст. 76.1 Закона о Банке России в новой редакции, в котором указано, что к данным организациям относятся многочисленные профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также микрофинансовые организации, субъекты страхового дела и т.п.

Кроме того, Банк России наделяется контрольными и надзорными полномочиями в отношении эмитентов при осуществлении ими деятельности в сфере финансовых рынков, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. В Законе N 251-ФЗ указывается, что контроль и надзор в названных сферах должен производиться в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.


 

Полномочия ФСФР России


 


 

Новые полномочия Банка России


 


 

Осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере финансового рынка (п. 5.4 Положения о ФСФР России), в том числе:


- обеспечивает раскрытие информации в соответствии с российским законодательством (п. 5.24 Положения о ФСФР России);


- запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у различных органов государственного контроля и надзора; обеспечивает соответствие сведений о них в государственном реестре микрофинансовых организаций и в ЕГРЮЛ (п. п. 5.6 — 5.10 Положения о ФСФР России);


- размещает на сайте в сети Интернет и публикует в печатном органе единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии субъектов страхового дела, а также статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 5.13 Положения о ФСФР России)


 


 

Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции), в том числе:


- устанавливает требования к их собственным средствам (капиталу) или чистым активам, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций (ст. 76.4 Закона о Банке России);


- проводит проверки их деятельности, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к таким организациям иные предусмотренные законодательством меры (ст. 76.5 Закона о Банке России);


- устанавливает обязательные для таких организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 76.6 Закона о Банке России);


- ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций (ст. 76.7 Закона о Банке России) и т.д.



Кроме того, Банк России осуществляет:


- регистрацию более широкого круга выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции);


- контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований российского законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции);


- регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции).


 



Кроме того, для Банка России были установлены дополнительные цели деятельности (ст. 3 Закона о Банке России в новой редакции):


- развитие российского финансового рынка;


- обеспечение стабильности российского финансового рынка.


Часть новых полномочий Банка России устанавливается другими федеральными законами. К примеру, некоторые функции Банка России в сфере страхового надзора вводятся Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“, а некоторые новые полномочия в сфере банковского регулирования — Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Подробный комментарий о новеллах, предусмотренных в последнем из указанных нормативных актов, см. в Аналитическом обзоре от 23 июля 2013 года

>>

3. Организационные изменения в Банке России

В связи с появлением у Банка России новых полномочий вносятся изменения в его внутреннюю структуру управления. Так, несколько изменяется состав и компетенция Совета директоров Банка России, в который теперь должны входить не 12 членов, а 14 (ч. 1 ст. 15 Закона о Банке России в новой редакции).


Кроме того, изменяется срок полномочий Председателя Банка России, который в соответствии с Законом N 251-ФЗ составляет пять лет, тогда как ранее он ограничивался четырьмя годами (ч. 1 ст. 14 Закона о Банке России в новой редакции).


Совет директоров Банка России с 1 сентября 2013 г. должен быть сформирован в новом составе до 1 ноября 2013 г. (ч. 15 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).


Также следует упомянуть, что Национальный банковский совет по причине изменения объема полномочий Банка России был переименован в Национальный финансовый совет (гл. III Закона о Банке России в новой редакции). Для членов Национального банковского совета это не повлечет никаких изменений, каждый член продолжит свою работу уже в качестве члена Национального финансового совета, если иное не будет определено органом, направившим его (ч. 11 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).


Новые функции Банка России в части регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков будут осуществляться через действующий на постоянной основе орган — Комитет финансового надзора (ст. 76.3 Закона о Банке России в новой редакции). В него будут входить руководители всех структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение надзорных функций мегарегулятора.

Установлено, что руководитель Комитета финансового надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Конфликт интересов между различными должностными лицами Банка России должен предотвращаться путем разделения полномочий между заместителями Председателя Банка России, руководителями самостоятельных структурных подразделений. В новой редакции ст. 79 Закона о Банке России указано, что разделение полномочий должно проводиться также:


- при осуществлении денежно-кредитной политики;


- при управлении золотовалютными резервами;


- при осуществлении банковского регулирования и надзора;


- при осуществлении регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.


4. Ограничение деятельности лиц, уволившихся (уволенных) из Банка России

Особые требования будут предъявляться к лицам, занимавшим определенные должности в мегарегуляторе, после их увольнения из Банка России. Закон N 251-ФЗ предусматривает, что такие граждане не вправе в течение двух лет после ухода с должности в Банке России занимать определенные должности в кредитных организациях или организациях, осуществляющих деятельность в сфере финансовых рынков, а также некоторые должности в некредитных финансовых организациях (ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Помимо этого, указанным лицам запрещается занимать должности руководителей кредитных организаций и организаций, осуществляющих деятельность в сфере финансового рынка, если отдельные функции надзора или контроля за такими организациями непосредственно входили в их служебные обязанности (п. 1 ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Более широк перечень должностей в некредитных финансовых организациях, которые запрещается занимать лицам, если отдельные функции надзора или контроля за такими организациями непосредственно входили в их служебные обязанности. Этот список должностей определяется Советом директоров Банка России (п. 2 ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Законом N 251-ФЗ установлено, что указанным выше лицам все же можно будет занимать руководящие должности в организациях, контроль и надзор за которыми входил в их должностные обязанности в период их работы в Банке России, если на то будет получено согласие Совета директоров Банка России. В отношении членов Совета директоров Банка России такое согласие должен дать Национальный финансовый совет (ч. 4 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Кроме того, лицам, ранее работавшим в Банке России на определенных должностях, запрещается разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением служебных обязанностей (п. 3 ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).