Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 794-ПП

«Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2016 г.»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 25.02.2014

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

ВАС РФ ПРИЗНАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВЗЫСКАНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ИЗ ИМУЩЕСТВА ПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ОТСУТСТВИИ ИНФОРМАЦИИ О ЕГО СЧЕТАХ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 05.11.2013 N 8545/13)

1. Ситуация: судебный пристав отказал в исполнении постановления управления ПФР, не признав его исполнительным документом

2. Вывод ВАС РФ: постановление о взыскании страховых взносов из имущества плательщика, если нет сведений о его счетах, имеет силу самостоятельного исполнительного документа

3. Вывод ВАС РФ: устанавливать наличие счетов плательщика страховых взносов обязаны судебные приставы, а не органы контроля по уплате этих взносов

Постановление N 8545/13 содержит оговорку о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

1. Ситуация: судебный пристав отказал в исполнении постановления управления ПФР, не признав его исполнительным документом

Управление ПРФ (далее — управление) вынесло постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика-предпринимателя, так как отсутствовала информация о его банковских счетах. Указанное постановление вместе со справкой об отсутствии таких сведений управление направило в отдел судебных приставов для исполнения. Однако судебный пристав-исполнитель (далее — пристав) отказал в возбуждении исполнительного производства, полагая, что предъявленный управлением документ не является исполнительным. К нему не были приложены документы, содержащие отметки банка о полном или частичном неисполнении требований управления в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Не согласившись с отказом, управление обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления пристава.

Суды первой и апелляционной инстанций заняли сторону управления, удовлетворив его заявление. Однако суд кассационной инстанции отменил судебные акты. По его мнению, если у контролирующих органов нет сведений о банковских счетах плательщика, то постановление о взыскании страховых взносов из иного имущества плательщика будет иметь силу исполнительного документа лишь при одновременном соблюдении следующих условий:

— к постановлению должен быть приложен документ, подтверждающий отсутствие у контролирующего органа сведений о счетах плательщика;

— контролирующий орган должен принять меры для получения сведений о счетах плательщика (запрашивать соответствующую информацию в банках, в налоговых органах), а не ограничиваться только получением выписки из госреестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Об органах контроля за уплатой страховых взносов и их полномочиях см. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

Президиум ВАС РФ не согласился с таким мнением и поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций, оставив их судебные акты без изменения.

2. Вывод ВАС РФ: постановление о взыскании страховых взносов из имущества плательщика, если нет сведений о его счетах, имеет силу самостоятельного исполнительного документа

ВАС РФ посчитал, что такое постановление является исполнительным документом, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве. Согласно данной норме исполнительными документами являются акты органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким законом, по мнению Президиума ВАС РФ, является, в частности, Закон о страховых взносах. Он является специальным по отношению к Закону об исполнительном производстве в части особенностей порядка направления и исполнения постановления контролирующего органа (в данном деле — управления) о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика.

Что касается п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, то в нем указаны исполнительные документы, предъявляемые в случаях, когда контролирующий орган не смог принудительно взыскать средства в связи с их недостаточностью или отсутствием на счетах плательщика. Как следует из Постановления N 8545/13, эта норма не применяется, если информации о счетах плательщика нет вообще и поэтому взыскать средства невозможно.

Таким образом, Президиум ВАС РФ устранил пробел в Законе об исполнительном производстве. В данном Законе не определен конкретный вид исполнительного документа, направляемого контролирующим органом судебному приставу при отсутствии сведений о счетах плательщиков страховых взносов.

Представляется, что с принятием Постановления N 8545/13 судебная практика по данному вопросу станет единообразной. До настоящего времени в ней встречался подход, воспринятый Президиумом ВАС РФ (см., например, Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012А69-2741/2011, от 31.01.2012А33-17211/2011). Вместе с тем некоторые суды квалифицировали постановление о взыскании страховых взносов при отсутствии информации о счетах плательщика как исполнительный документ на основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, а не п. 8 ч. 1 ст. 12 этого Закона, как указал ВАС РФ (см., например, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012А23-4793/2011).

Интересно, что еще в конце 2007 г. Президиум ВАС РФ сформулировал подобную позицию применительно к постановлениям налоговых органов о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, признав такие постановления исполнительными документами (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8421/07).

3. Вывод ВАС РФ: устанавливать наличие счетов плательщика страховых взносов обязаны судебные приставы, а не органы контроля по уплате этих взносов

Президиум ВАС РФ посчитал, что контролирующий орган не обязан при вынесении решения о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества плательщика принимать меры для получения сведений о счетах плательщика (например, запрашивать соответствующую информацию в банках, в налоговых органах). Такая обязанность возлагается на службу судебных приставов.

В практике судов ранее встречался противоположный подход к разрешению данного вопроса (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.07.2011А46-13852/2010, от 28.09.2011А46-718/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2012А40-58341/12-119-551).

Кроме того, ВАС РФ напомнил, что предоставлять контролирующему органу информацию об открытии (закрытии) банковских счетов обязаны сами плательщики страховых взносов в течение семи дней с момента совершения указанных действий (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах). Нарушителям грозит штраф в размере до 5000 руб. (ст. 46.1 Закона о страховых взносах).

С текстом Постановления N 8545/13 можно ознакомиться на сайте ВАС РФ (http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx?id_casedoc=1_1_f9372386-b8a0-4f53-992b-6fbef2d1bf45).