Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Распоряжение Мэра Москвы от 30.06.2014 N 542-РМ

(ред. от 30.11.2016)
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Обзор за 01.04.2014

Обзор федерального законодательства подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"
Полные тексты всех документов представлены в СПС Консультант Плюс. Тексты отдельных документов представлены в разделе Документ дня.

 

ВАС РФ РАЗЪЯСНИЛ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА УСТАНОВКУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЩИТОВ НА АВТОЗАПРАВКАХ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 10.12.2013 N 12627/13)

 

1. Ситуация: общество оспорило отказ автоинспекции в согласовании установки информационных щитов на автозаправке

2. Вывод ВАС РФ: информационные щиты на автозаправках с указанием направления движения и сопутствующих сервисных услуг являются вывесками и указателями, а не рекламой

3. Вывод ВАС РФ: информационные щиты на автозаправках также не признаются знаками информирования об объектах притяжения, знаками маршрутного ориентирования и дорожными знаками

Постановление N 12627/13 содержит оговорку о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

 

1. Ситуация: общество оспорило отказ автоинспекции в согласовании установки информационных щитов на автозаправке

Общество запланировало разместить на своей автозаправке три информационных щита. На них были обозначены направление движения по территории автозаправки, а также набор услуг, которые клиенты могли получить на данной территории (например, подкачка шин, услуги кафе), и способы их оплаты (например, логотипы платежных систем). Для получения разрешения на установку щитов требовалось предварительное согласование в отделе ГИБДД.

Однако автоинспекция обнаружила нарушения положений ГОСТ Р 52044–2003. Этот документ касается, в частности, правил размещения наружной рекламы на автодорогах. В связи с нарушениями автоинспекция выдала заключения о невозможности размещения рекламных конструкций в указанном месте. Получив от автоинспекции отрицательные заключения, городской департамент СМИ и рекламы отказал обществу в выдаче разрешений на установку щитов как объектов наружной рекламы и информации.

Посчитав незаконным отказ отдела ГИБДД, общество оспорило его в арбитражном суде. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование. По их мнению, щиты общества не являются рекламными конструкциями. Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов. Он указал, что хотя эти щиты и не являются рекламными конструкциями, они представляют собой знаки информирования об объектах притяжения. На такие знаки также распространяются требования названного ГОСТ Р 52044–2003. Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции, оставив без изменения акты нижестоящих судов. При этом ВАС РФ пришел к следующим выводам.

 

2. Вывод ВАС РФ: информационные щиты на автозаправках с указанием направления движения и сопутствующих сервисных услуг являются вывесками и указателями, а не рекламой

ВАС РФ признал правильным вывод судов трех инстанций, согласно которому упомянутые щиты не являются конструкциями наружной рекламы, а размещенная на них информация не подпадает под понятие рекламы. Такие щиты признаются вывесками и указателями, не содержащими информации рекламного характера. На них размещаются сведения, обязательные или допустимые для размещения на автозаправочных станциях в силу нормативных требований или обычаев делового оборота.

ВАС РФ подчеркнул, что такой подход согласуется с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» и Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 N 7517/11.

Подробнее о Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 см. Аналитический обзор от 27 ноября 2012 года.

Тем самым ВАС РФ подтвердил существовавшую в судебной практике позицию, согласно которой информационные щиты не являются рекламными конструкциями (см. следующие судебные акты).

Таким образом, признание информационных щитов на автозаправках вывесками и указателями, не содержащими информации рекламного характера, означает, что на них не распространяется действие законодательства о рекламе. То, что к вывескам и указателям, не содержащим сведений рекламного характера, не применяются требования законодательства о рекламе, неоднократно отмечала ФАС России в своих письмах. Следовательно, владельцы автозаправок не обязаны получать разрешение на установление (размещение) таких информационных щитов на своей территории.

 

3. Вывод ВАС РФ: информационные щиты на автозаправках также не признаются знаками информирования об объектах притяжения, знаками маршрутного ориентирования и дорожными знаками

В обоснование вывода о том, что щиты общества не являются знаками информирования об объектах притяжения, ВАС РФ указал следующее. Под знаками информирования об объектах притяжения понимаются знаки, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах городской инфраструктуры. Такие знаки располагаются у дороги, они имеют цель сориентировать участника дорожного движения о расстоянии и направлении движения до места получения услуг определенного вида. В свою очередь, щиты общества находились не у дороги, а непосредственно на территории автозаправочной станции. Они информировали не об автозаправке как объекте городской инфраструктуры, а об объектах самой автозаправки. На спорных щитах указывались не расстояние и направление движения до нее, а въезд и выезд, направление движения к топливным колонкам, обозначение сопутствующих услуг, которые можно получить на этой автозаправке, и возможные способы их оплаты.

По мнению ВАС РФ, совокупность перечисленных факторов (информационная составляющая, местонахождение и способ оформления) не позволяет отнести спорные щиты ни к объектам рекламы, ни к знакам информирования об объектах притяжения.

До принятия Постановления N 12627/13 подход, согласно которому информационные щиты на автозаправках признавались знаками информирования об объектах притяжения, можно было встретить в практике ФАС Московского округа (см. следующие судебные акты).

ВАС РФ посчитал, что щиты общества на автозаправке не могут относиться и к знакам маршрутного ориентирования. Объясняется это тем, что последние устанавливаются на улицах и дорогах для информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения. Кроме того, щиты общества на автозаправке не имеют сходства и с дорожными знаками, указанными в приложении к ПДД.

На практике суды уже начали применять к разрешению рассмотренного вопроса подход, аналогичный обозначенному в Постановлении N 12627/13, до его опубликования (см. следующие судебные акты).