Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьДекабрь 2016

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Постановление Правительства Москвы от 17.10.2012 N 564-ПП

(ред. от 22.11.2016)
«Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" в городе Москве»

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 07:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 11:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Оспаривание решения по результатам налоговых проверок: защищаем достоверность отчетности07.10.2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Предположим, что налоговая инспекция вручила вам акт налоговой проверки, где указаны выявленные нарушения (именно на этом моменте мы и остановились в предыдущем тематическом сюжете (см. № 17 журнала «Оперативно и достоверно»). Вы с ними не согласны и намерены отстаивать свою правоту. Что дальше? Сразу хотим подбодрить: на практике организациям нередко удается отменить результаты проверки или хотя бы снизить суммы доначисленных налогов и штрафов. В сегодняшнем тематическом сюжете расскажем, как это правильно сделать.

Сразу начну с того, что уклоняться от получения акта не рекомендуется. Иначе инспекторы вправе оштрафовать организацию на сумму до 50 000 рублей (ст. 19.4.1 КоАП РФ). Об этом также предупреждает ФНС России в письме от 23.05.2013 № АС-4-2/9355.

Где найти: 
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)

Изучаем полученный акт

Для начала, уважаемые коллеги, получив акт, проверьте, все ли правила соблюдены при его оформлении. Иногда налоговики допускают ошибки и нарушения при составлении акта выездной проверки.

Примечание

Требования к содержанию акта налоговой проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Форма акта и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложения № 23, 24).

Где найти: 
ИБ Российское законодательство
(Версия Проф)

Составить акт инспекторы должны строго по определенным правилам и в отведенные сроки. Поэтому внимательно изучите полученный документ. Начните с даты составления: не выходит ли она за рамки установленного срока. Затем посмотрите, все ли данные есть в акте, или часть сведений инспекторы всё же отразили неверно? В таком случае у вас есть шанс избежать доначислений.
Заявить о том, что инспекция нарушила сроки или правила оформления акта, вы можете на стадии возражений или когда будете составлять жалобу в УФНС России.

Если ошибки, допущенные в акте, не были выявлены и учтены при рассмотрении материалов проверки и оказались в решении по итогам проверки, то такое решение можно оспорить. См.:

Постановления ФАС Московского округа от 29.09.2009 № КА-А40/6946-09, от 06.04.2009 № КА-А40/2403-09

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

Ошибки могут быть учтены на стадии рассмотрения материалов выездной проверки. Поэтому мы рекомендуем указывать на них в возражениях на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Однако делать это лучше только в том случае, если вы полностью уверены в своей правоте. Ведь при рассмотрении материалов проверки может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Итак, уважаемые читатели, среди требований к содержанию акта выездной проверки судебная практика выделяет те, нарушение которых влечет за собой отмену решения налогового органа. Например:

- В акте проверки отсутствуют выводы о правонарушениях, за совершение которых налогоплательщик привлечен к ответственности.

В такой ситуации налогоплательщик лишен возможности подготовить свои возражения и дать объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки. Это является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. См.:

Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2010 № КА-А40/5795-10

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

- Акт проверки содержит неверную ссылку на статью, по которой налогоплательщик привлекается к ответственности.

В некоторых случаях суды отменяют решения по итогам выездных проверок, если в акте, а потом и в решении о привлечении к ответственности содержится опечатка в номере статьи об ответственности или ее пункта. См.:

Постановление ФАС Уральского округа от 01.09.2008 № Ф09-6164/08-С3

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Уральского округа

- В акте отсутствуют подписи проверяющих (или некоторых из них).

Безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки это не является. Однако иногда суды отменяют решения по итогам выездных проверок, указывая, что налоговый орган принимает решение на основании акта, а если акт не соответствует требованиям законодательства (п. 2 ст. 100 НК РФ), решение также является незаконным. См.:

Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 № А29-4799/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 № А19-18236/09

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Волго-Вятского округа;
ИБ Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

- Налогоплательщику не вручили приложения к акту.

Вместе с актом инспекторы должны передать и приложения к нему – доказательства выявленных нарушений (письмо ФНС России от 22.05.2012 № АС-4-2/8356). Если приложений нет, инспекция грубо нарушает порядок оформления акта и рассмотрения материалов проверки. См.:

Решение ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10, постановление ФАС Московского округа от 03.06.14 № Ф05-5185/2014

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Московского округа


- В приложениях к акту недостаточно сведений.

Например, к акту налоговой проверки инспекторы должны приложить протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т.д. Если в этих документах есть сведения, не подлежащие разглашению, то вместо протоколов должны быть приложены выписки из них (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Суды отменяют доначисления, если инспекция не вручит налогоплательщику все документы, подтверждающие нарушения. См.:

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.07.2015 № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

А вот если акт выездной проверки содержит опечатки в сведениях об организации, данных о проверяющих лицах и налоговом органе, реквизитах решения о проведении проверки и др., то такие нарушения не являются основанием для отмены решения по итогам проверки.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2012 № А05-5441/2011

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Северо-Западного округа

Далее, коллеги, убедитесь, что инспекторы не нарушили порядок оповещения о результатах проверки.

Извещение о рассмотрении результатов проверки

Еще один повод отменить доначисления: инспекторы нарушили порядок оповещения
организации. Напомним кратко сам порядок. Он прописан в ст. 100 НК РФ. Итак, экземпляр акта выездной налоговой проверки инспекторы должны вручить в течение пяти рабочих дней с даты его подписания. Передать документы контролеры могут лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку либо каким-то другим способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).
Допустим, вы по почте не получили заказное письмо с актом проверки, а инспекторы не потрудились узнать, дошла ли корреспонденция до вас. Это послужит поводом оспорить результаты проверки. Дело в том, что ограничиться одной лишь почтовой пересылкой инспекторы могут, когда они использовали все возможные способы оповещения, но это не привело к результату. Например, представитель организации не явился в инспекцию, несмотря на вызов, или в инспекции нет ни одного номера телефона для связи с налогоплательщиком и т.п.

Если переслать акт почтой, контролерам придется доказывать, что налогоплательщик действительно извещен о предстоящем рассмотрении итогов проверки.
Ведь они могли оповестить руководителя, например, по телефону. А раз проверяющие не использовали такую возможность, то есть не приняли все меры по информированию, то можно говорить о нарушении прав организации на защиту, поэтому доначисления можно отменить. См.:

Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2013 по делу № А40-132828/12

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Московского округа

То же самое, если инспекторы, напротив, известили организацию только устно (по телефону). Такое оповещение о рассмотрении результатов проверки судьи воспринимают как нарушение (п. 2 ст. 101 НК РФ). По их мнению, этого недостаточно для того, чтобы известить представителей организации, и поэтому доначисления незаконны. См.:

Определение ВАС РФ от 15.03.2011 № ВАС-2428/11

Где найти:
ИБ Решения высших судов

Заявить о том, что инспекция нарушила порядок оповещения, вы можете на стадии возражений или же составляя жалобу в УФНС России. Зависит от того, когда вам стало известно о таком нарушении – в течение месяца после получения акта или позже.

Возражения на акт проверки

Если вы не согласны с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, то можете подать в инспекцию возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Конечно, можно и не реагировать на акт проверки. Это никак не повлияет на право организации участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения (п. 4 ст. 101 НК РФ). Ведь подача возражений – это право, а не обязанность организации.
Если же возражения решили подать, то необходимо помнить о сроке: на это есть один месяц с того самого дня, когда получили акт налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). А если такой документ был направлен в организацию заказным письмом по почте, то месячный срок на подачу возражений надо отсчитывать с седьмого дня, начиная с момента отправки заказного письма, поскольку датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Сразу выкладывать инспекторам все свои аргументы в возражениях не советуем. Самые сильные лучше оставить на потом. Ведь по вашей подсказке они свои оплошности исправят, если это возможно, однако всё равно вынесут решение по проверке, а доводов для обращения в УФНС России у вас уже будет меньше.
Если же ревизоры допустили арифметическую ошибку, причем не в вашу пользу, сказать об этом, конечно, надо.

В своих возражениях прежде всего, коллеги, ссылайтесь на нормы НК РФ, затем – на соответствующие письма чиновников: Минфина или ФНС России. Выясните, размещено ли письмо на сайте ФНС России как обязательное для применения налоговыми инспекторами. Если да, укажите на этот факт, при этом можно сослаться на письмо ФНС России от 23.09.2011  № ЕД-4-3/15678, в котором налоговикам дана установка руководствоваться разъяснениями
с сайта их ведомства.

Где найти:
ИБ Российское законодательство (Версия Проф)

Также можно использовать письма регионального управления ФНС России. Не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые имеются.
Кроме того, аргументированно приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков, которая соответствует именно вашей ситуации. В первую очередь ссылайтесь на решения ВС РФ и ВАС РФ, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа. Этим вы продемонстрируете налоговым инспекторам, что их решение по проверке судьи, скорее всего, отменят.
Излагать свои доводы необходимо последовательно, в соответствии с порядком, в котором налоговики описали выявленные нарушения в акте. Для ясности приводите ссылки на конкретные пункты акта. Свои доводы желательно формулировать четко и лаконично.
Возражения составьте в двух экземплярах и передайте в инспекцию, которая проводила проверку. Налоговики должны проставить на вашем экземпляре дату приема и номер входящей корреспонденции. Вы также можете отправить возражения на акт и по почте, но если они не придут вовремя, налоговики рассмотрят материалы проверки без учета ваших доводов.

Рассмотрение материалов налоговой проверки и возражений

Срок рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представленных возражений составляет десять рабочих дней с окончания месячного срока представления возражений. При этом в указанный срок должностным лицом налогового органа должно быть принято соответствующее решение. Указанный срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Обратите внимание!
Вы должны быть надлежащим образом и заблаговременно уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки или мероприятий налогового контроля.

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть возражения по акту, сам акт и другие материалы налоговой проверки и вынести по ним соответствующее решение.
Процедура рассмотрения должна осуществляться лично руководителем налогового органа, который проводил проверку, или его заместителем. Он же выносит и подписывает решение по ее результатам (пп. 1, 7 ст. 101 НК РФ).

Напоминаем, что налоговый орган не вправе выносить решение в последний день срока, предусмотренного для представления возражений. См.:

Письмо Минфина РФ от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331

Где найти:
ИБ Вопросы и ответы

Если руководитель не проверит информацию об извещении отсутствующего налогоплательщика и в нарушение п. 2 ст. 101 НК РФ примет итоговое решение по проверке, то его можно оспорить. Конечно, если у налогового органа действительно не окажется документа, который подтвердит надлежащее извещение (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). См.:

Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2011 № А29-2860/2010, ФАС Поволжского округа от 03.02.2011 № А65-5911/2010

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Волго-Вятского округа;
ИБ Арбитражный суд Поволжского округа

Иногда налоговый орган не допускает представителя налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки, мотивируя это ненадлежащим оформлением доверенности.

Как показывает практика, так может произойти, даже когда доверенность оформлена правильно. Если замечания налогового органа к доверенности не обоснованы, вынесенное им решение можно оспорить в суде. Налогоплательщики имеют право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично и (или) через представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ). Если налоговый орган не обеспечил возможность реализовать данное право, это является безусловным основанием для отмены решения налогового органа. См.:

Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2014 № А19-10260/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010 № А33-20479/2009

Где найти:
ИБ Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

При этом отсутствие у лиц, которых налогоплательщик направил представлять его интересы, надлежащих полномочий расценивается как неявка в налоговый орган (постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2011 № Ф03-2936/2011). Отметим, что при наличии у проверяющих доказательств уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки его неявка не препятствует осуществлению этой процедуры (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).
Однако если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа посчитает, что участие налогоплательщика (его представителя) необходимо, у него есть право отложить рассмотрение материалов проверки (подп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ). При этом назначается новая дата их рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
По общему правилу решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Изучаем полученное решение

Итак, коллеги, предположим, вы получили решение. Теперь проанализируем, какие ошибки и нарушения в итоговом решении налогового органа по проверке могут привести к его отмене согласно практике арбитражных судов.

1. Ошибки по существу выявленных нарушений:

а) неверно применены нормы налогового законодательства, не учтены существенные обстоятельства, недостаточно полно изучены документы, сделаны ошибочные выводы (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2012 № А42-7408/2011, от 20.04.2012 № А56-29703/2011, ФАС Московского округа от 03.03.2009 № КА-А40/840-09);

б) в решении отражены доначисления по налогам и (или) за периоды, по которым не должна была проводиться налоговая проверка (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2009 № А56-39735/2008, ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7599/08-С2);

в) арифметические и технические ошибки в расчетах сумм недоимки, пени и штрафа (в части суммы, которая начислена неправомерно) (постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2010 № А65-25859/2009).

2. Нарушения требований к содержанию и форме решения:

а) не приведены и (или) не обоснованы факты нарушений налогового законодательства, которые вменяются в вину налогоплательщику, не приведен расчет сумм доначисленных налогов, взыскиваемых штрафов и пеней (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2012 № А03-11110/2009, ФАС Центрального округа от 07.03.2013 № А36-1900/2012, от 18.04.2012 № А54-2296/2011);

б) неверно приведены ссылки на статьи НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщика предлагается привлечь к ответственности (постановления ФАС Уральского округа от 22.07.2010 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.2010 № А65-29725/2009);

в) в решении отсутствует резолютивная часть (постановление ФАС Московского округа от 01.08.2008 № КА-А41/7295-08);

г) обстоятельства вменяемого налогового правонарушения отражены в решении не так, как они были зафиксированы в мотивировочной части акта налоговой проверки (постановление ФАС Уральского округа от 28.08.2008 № Ф09-6143/08-С3);

д) решение вынесено на основании обстоятельств, не отраженных в акте налоговой проверки (постановление ФАС Московского округа от 03.07.2014 № Ф05-6464/2014);

е) название решения по итогам проверки не соответствует его смысловому содержанию (постановление ФАС Московского округа от 16.02.2009 № КА-А40/374-09);

ж) решение вынесено и подписано неуполномоченным лицом (постановления ФАС Московского округа от 20.01.2006, 18.01.2006 № КА-А40/13748-05).

Кроме указанных выше нарушений в решении по результатам налоговой проверки могут быть и иные. Например, налоговый орган может допустить опечатку в ИНН или нумерации пунктов решения, неверно указать сведения о дате и номере акта проверки, лице, которое рассматривало материалы проверки, периоде, за который проведена проверка, и т.п. Однако судебная практика свидетельствует о том, что такие нарушения не являются основанием для отмены решения по итогам проверки (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2012 № А53-4199/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2009 № Ф04-2760/2009).

Вступление в силу решения

Итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Течение указанного срока начинается на следующий день после даты вручения решения налогоплательщику, а истекает срок в соответствующее дате вручения число следующего месяца (пп. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).

Например, если решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было вручено налогоплательщику 12 октября 2015 года, тогда решение вступит в законную силу 13 ноября 2015 года.

Из приведенного правила есть исключение. Оно относится к ситуации, когда налогоплательщик в течение одного месяца после получения решения обжалует его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.

В таком случае решение налогового органа вступает в силу (абз. 2 п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ):

- в части, в которой оно не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе;

- в случае оставления вышестоящим налоговым органом без рассмотрения апелляционной жалобы – со дня принятия им соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Вышестоящий налоговый орган может полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое решение. Тогда решение вступит в силу со дня его принятия вышестоящим налоговым органом.
УФНС должно принять решение по поданной вами апелляционной жалобе в течение одного месяца с момента ее получения. Срок вынесения указанного решения может быть продлен руководителем УФНС (его заместителем) не более чем на один месяц для получения документов (информации) от ИФНС, необходимых для рассмотрения жалобы, а также при представлении заявителем жалобы дополнительных документов (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Таким образом, максимальный срок вступления в законную силу вынесенного по результатам налоговой проверки решения с даты его вручения может составить три месяца:

1) один месяц – максимальный срок для подачи апелляционной жалобы;

2) один месяц – срок для принятия решения по апелляционной жалобе;

3) один месяц – максимальный период, на который может быть увеличен срок для принятия решения по апелляционной жалобе.

После вступления решения в силу в течение десяти рабочих дней налоговый орган должен направить вам требование об уплате налога (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ). Если решение не будет исполнено добровольно в срок, который указан в требовании, налоговый орган получит право взыскать всё доначисленное (в том числе пени и штрафы) в принудительном порядке (ст. ст. 46–48 НК РФ).

Неисполнение требования может повлечь за собой и другие последствия.

Например, ИФНС может направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сделать это она обязана при одновременном выполнении следующих условий (п. 3 ст. 32 НК РФ, ст. ст. 198, 199, 199.1 УК РФ):

- если налогоплательщик не исполнил требование в полном объеме в течение двух месяцев со дня окончания срока его исполнения;

Обратите внимание!
Инспекция обязана направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, даже если задолженность по требованию погашена частично (письмо ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/2690 (п. 4)).

- если указанное требование направлено налогоплательщику на основании решения
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- если размер недоимки позволяет сделать предположение о факте совершения налогового преступления.

Отметим, что в течение года с момента вынесения решения налогоплательщик вправе обжаловать вступившее в силу итоговое решение в вышестоящий налоговый орган (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Далее, коллеги, переходим непосредственно к правилам составления жалобы.

Оформление жалобы

Жалоба или апелляционная жалоба подается в налоговый орган, который принял оспариваемое решение или которым нарушены права налогоплательщика. После этого налоговый орган в течение трех рабочих дней обязан направить такую жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 и 139.1 НК РФ).

Но это совсем не означает, что вы не сможете подать свою жалобу напрямую в Управление ФНС по субъекту РФ (вышестоящий налоговый орган), а тот, в свою очередь, не имеет права отказаться от ее получения.

В ст. 139.2 НК РФ установлено, что жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Она должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем (в этом случае к жалобе прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя).
Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности должна содержать следующие обязательные сведения:

  • наименование и адрес организации или ФИО и место жительства физического лица;
  • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера;
  • наименование инспекции, решение которой оспаривается;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Форма жалобы на законодательном уровне не утверждена, поэтому налогоплательщик составляет ее в произвольном виде. Главное, чтобы в ней содержались указанные выше сведения. Кроме того, налогоплательщик вправе (но не обязан) приложить к жалобе документы, подтверждающие его доводы.
ФНС на своем сайте в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров» привела образцы жалоб на невступившее и вступившее решение, принятое налоговым органом.

Рекомендация

При составлении жалобы вам может помочь информация, размещенная на следующих сайтах:

  1. Сервис «Решения по жалобам» расположен на сайте nalog.ru в разделе «Электронные услуги». Здесь размещены наиболее значимые решения ФНС России по жалобам. А в разделе «Узнать о жалобе» можно выяснить всё о ходе и результатах рассмотрения обращения.
  2. Разъяснения ФНС России, которые обязательны для всех инспекторов, расположены там же – в разделе «Электронные услуги» на сайте nalog.ru.
  3. Постановления, информационные письма, решения ВАС РФ. Доступны на сайте arbitr.ru. Эти документы налоговые инспекторы должны учитывать в обязательном порядке. Даже если в письмах чиновников содержится другая позиция.

В каких случаях жалоба не рассматривается

ВНО может не рассматривать обращение налогоплательщика по существу, если:

  • жалоба не подписана заявителем (его представителем) или к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя;
  • нарушены сроки подачи жалобы, при этом заявитель не обратился с ходатайством об их восстановлении;
  • заявителю отказано в восстановлении пропущенного срока на обжалование решения налоговиков;
  • до вынесения решения по жалобе налогоплательщик отозвал жалобу (полностью или
  • в части);
  • заявитель ранее подавал жалобу по тем же основаниям.

При установлении ВНО одного из приведенных обстоятельств принимается решение об оставлении жалобы без рассмотрения (полностью или в части). На вынесение такого решения отводится пять дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. В течение следующих трех дней УФНС обязано письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения.

Отметим, что отказ налоговиков рассматривать жалобу не препятствует повторному обращению за восстановлением своих прав. Главное – уложиться в установленные сроки. Однако отзыв жалобы (в том числе апелляционной) лишает заявителя возможности повторно обратиться в налоговые органы по тем же основаниям.

Рассмотрение жалобы

ВНО рассматривает обращение заявителя без его участия. При этом, если при рассмотрении жалобы (в том числе апелляционной) будут выявлены процедурные нарушения, ВНО вправе отменить решение инспекции и рассмотреть налоговый спор вновь, соблюдая при этом все процессуальные моменты, предусмотренные ст. 101 НК РФ. По результатам такого рассмотрения ВНО вынесет новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия.

Если не согласны с решением УФНС

Итак, ВНО рассмотрел жалобу на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынес соответствующее решение. Что делать, если это решение вас не устраивает?
Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.
Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы – это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными главами 19 и 20 НК РФ.
Или же вы вправе обратиться сразу в суд также в течение трех месяцев после того, как получите решение УФНС России не в вашу пользу (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Но это уже другая история…
Отдельно в нашем сюжете остановимся на обжаловании актов налоговиков, непосредственно не связанных с результатами проверки, т.н. иных.

Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

Напомним, что с 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Иные ненормативные акты, которые принимаются не в рамках ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке оспорены быть не могут. Таким образом, вы вправе обратиться с жалобой на подобное решение в течение одного года со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
К упомянутым иным ненормативным актам относятся решения, принимаемые в порядке ст. 101.4 НК РФ; требования об уплате налогов (ст. 69), о представлении документов (ст. ст. 93, 93.1); решения о проведении (об отказе в проведении) зачетов (возвратов) (ст. ст. 78, 79), о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика или иного имущества (ст. ст. 46–48), о приостановлении операций по счетам в банках (ст. 76) и т.д.
Действия (бездействия) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы только в ВНО. Требования к оформле-нию подобных жалоб идентичны требованиям к жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Мы их рассмотрели ранее. Данные жалобы также подаются в инспекцию, которая вынесла оспариваемый ненормативный правовой акт или действия должностных лиц которой оспариваются.
Такие жалобы рассматриваются в более короткие сроки – в течение 15 дней с даты поступления обращений в ВНО. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Итак, уважаемые читатели, мы завершаем цикл тематических сюжетов, в которых проанализированы особенности выездной налоговой проверки: начиная с ее планирования налоговиками, продолжая порядком ее проведения и завершая правилами и рекомендациями по обжалованию результатов проверки. Надеемся, наши рекомендации будут полезными для вашей работы.