Время работы Центра оперативного консультирования:

ежедневно с 9.00 до 19.00  

Центр оперативного консультирования 7 дней в неделю
+7 (495) 967-67-10

КалендарьМай 2017

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  Налоги
  Отчеты
  Страховые взносы
  Акцизы
  Госпошлина
  Сведения
  Платежи

Документ дня

Письмо департамента финансов города москвы от 10 апреля 2017 г. N 11-01-3763

Департамент финансов города Москвы в связи с поступающими вопросами о порядке применения кодов бюджетной классификации при отражении в бюджетном учете показателей дебиторской задолженности по средствам, перечисленным контрагентам из бюджета города Москвы в прошлые годы, сообщает следующее.

Перейти в архив

Новые темы в блоге
«Умные мелочи»

14.01.2016 06:05

…Продолжение – Здорово же у него там, дедушка, на Ямале! – засмеялась Снегурочка. – Надо и нам с тобой на...

07.01.2016 10:53

…Продолжение Пообещали Дед Мороз со Снегурочкой Белого старца навестить, поблагодарили его за щедрые...

Rambler's Top100

Неналоговые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей17.05.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверки организаций и индивидуальных предпринимателей контролирующими и надзорными органами государственной (муниципальной) власти – мероприятия не слишком приятные, тем более когда по результатам такой проверки лицо подвергается каким-либо санкциям. В этой связи очень важным становится знание регламентов проведения проверок, своих прав и обязанностей при проведении проверок, а также пределов полномочий контролирующих органов.
В сегодняшней рубрике «ЭКСПЕРТиЗА» мы поговорим о проверках организаций и индивидуальных предпринимателей, не связанных с исчислением и уплатой в бюджет налогов. В частности, нами будут рассмотрены поправки в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившие в силу с 2017 года.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) является основным документом, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав организаций и предпринимателей при осуществлении неналоговых проверок.
Законодатель постоянно модернизирует и совершенствует механизм правового регулирования проведения проверок организаций и предпринимателей. В частности, существенные изменения в Закон № 294-ФЗ были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и Федеральный закон ”О стратегическом планировании в Российской Федерации”» (далее – Закон № 277-ФЗ). Рассмотрим подробнее некоторые из внесенных изменений, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Определен порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
В соответствии с вновь введенной ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ органы государственного (муниципального) контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами. Эти мероприятия проводятся в целях предупреждения нарушений организациями и предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих таким нарушениям.

К подобным профилактическим мероприятиям относятся, в частности:

  • размещение на официальных сайтах органов власти текста нормативных актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного (муниципального) контроля (надзора);
  • информирование организаций и предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований (например, разработка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в СМИ);
  • регулярное (не реже раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного (муниципального) контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах органов власти соответствующих обобщений;
  • вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, о чем подробнее будет сказано ниже.

Перечисленные мероприятия дают возможность организациям и индивидуальным предпринимателям получить нужную информацию о соблюдении обязательных требований и вовремя принять соответствующие меры, чтобы избежать их нарушения и, как следствие, негативных последствий для себя в связи с таким нарушением.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В соответствии с частью 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ при наличии у органа государствен-ного (муниципального) контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований такой орган объявляет соответствующей организации или предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения таких требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок.

Вынесение предостережения возможно при выполнении ряда условий:

  • сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований должны быть получены соответствующим органом контроля (надзора) в ходе реализации мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с организациями и предпринимателями, либо содержаться в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением анонимных обращений и заявлений), либо должны быть получены от органов государственной власти и местного самоуправления, либо получены из СМИ;
  • должны отсутствовать подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
  • организация или предприниматель ранее не должны были привлекаться к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать:

  • указания на соответствующие обязательные требования;
  • нормативный акт, их предусматривающий;
  • информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) организации или предпринимателя могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

Более подробно о порядке вынесения предостережений – в Правилах составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным пред-принимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.

Вынесение предупреждения при определенных обстоятельствах дает шанс организациям и предпринимателям, впервые нарушившим обязательные требования, избежать ответственности и исправить совершенное нарушение.

Инспекторы теперь могут проводить проверки, не ставя в известность проверяемую организацию или предпринимателя.
В соответствии с частью 2 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаи-модействия с организациями и предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного (муниципального) контроля (надзора) на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или замес-тителем руководителя проверяющего органа.

К таким мероприятиям по контролю могут относиться:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газо-снабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в Интернете и СМИ;
  • иные виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Если при проведении перечисленных мероприятий выявляется нарушение обязательных требований, инспекторы принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя проверяющего органа мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки организации или предпринимателя.

Предоставление проверяющим органам права проводить некоторые мероприятия по контролю без уведомления об этом проверяемого лица безусловно несет определенные риски для организаций и предпринимателей.

При проведении плановой проверки инспекторы теперь будут использовать проверочные листы.
В соответствии с частью 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при проведении государственного (муниципального) контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом контролирующего органа проверочных листов. Обязанность использования проверочных листов может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных организаций или предпринимателей, обусловлена типом используемых ими производственных объектов, а также отнесением деятельности проверяемого лица к определенной категории риска, определенному классу опасности.
Проверочные листы разрабатываются и утверждаются соответствующим органом государственного (муниципального) контроля (надзора). Они представляют собой перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией или предпринимателем обя- зательных требований, составляющих предмет проверки. Такие перечни могут содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к лицу обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций.
При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.
Правительством РФ утверждены Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (см. постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177).

Внедрение в практику проведения проверок специальных проверочных листов, по нашему мнению, дает возможность инспекторам провести проверку более объективно, учитывая все необходимые факторы, а значит, вынести по итогам проверки более обоснованное решение.

Введено новое контрольное мероприятие – контрольная закупка.
В соответствии с частью 1 ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного (муниципального) контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения организациями и предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Конт-рольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц.

name

Контрольная закупка проводится по следую-щим основаниям:

  • истечение срока исполнения лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в орган государственного (муниципального) контроля (надзора) заявления от организации или предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение такой проверки предусмотрено правилами получения соответствующего статуса или разрешения;
  • мотивированное представление должностного лица проверяющего органа.

В перечисленных случаях контрольная закупка проводится обязательно по согласованию с органами прокуратуры.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
По итогам проведения контрольной закупки составляется акт, который подписывается инспектором, свидетелями, а также представителем проверяемого лица (в том случае, если при проведении контрольной закупки были выявлены нарушения обязательных требований).
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в Единый реестр проверок.

У проверяющих органов появилось еще одно официальное средство контроля деятельности организаций и предпринимателей – контрольная закупка. Это, безусловно, увеличивает риски для бизнеса.

В рамках данной статьи мы, конечно же, смогли рассмотреть не все новшества в сфере неналоговых проверок организаций и предпринимателей, поэтому в ближайшем будущем на страницах нашего журнала ожидайте продолжения начатой темы.

Желаем вам удачи!