Федеральным законом от 10.07.2023 N 301-ФЗ установлены особые антимонопольные правила для товарных маркетплейсов, которые начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В частности, установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением маркетплейсами, при наличии в совокупности следующих условий:
- сетевой эффект дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором совершение сделок между продавцами и покупателями осуществляется посредством цифровой платформы, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;
- доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;
- выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.
При этом под сетевым эффектом понимается свойство товарного рынка (-ов), при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от количества продавцов и покупателей, совершающих сделки с ее помощью.
Правообладатель платформы вправе представить доказательства того, что некоторые из его действий или их отсутствие можно признать допустимыми.
Также внесены и другие поправки, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования, например: ФАС при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки вправе назначить экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения; вводится новое условие государственного контроля сделок экономической концентрации - цена сделки превышает 7 млрд рублей.
Поправки вступают в силу 1 сентября 2023 года.
Читайте подробнее