Компания в 2024 году превысила выручку в 800 млн. До 2024 вкл. пользовалась правом упрощенной отчетности и учета. Что нового нужно применять в работе? Какие резервы обязательны? Нужно ли применять ПБУ 18?
Ответ на первый вопрос:
Начиная с 2025 года организация теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности, и у нее возникает обязанность вести полноценный бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме.
Состав годовой отчетности за 2025 год будет представлен в 2026 году - баланс, отчет о финансовых результатах и приложения. Приложения к балансу - это отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и пояснения (ст. 14 Закона о бухучете). ФСБУ 4/2023 действует с отчетности за 2025 г. и применять его досрочно нельзя (Информация Минфина).
Отчетность за 2024 г. сдают по старым упрощенным формам.
Ответ на второй вопрос:
В бухгалтерском учете есть два вида резервов: оценочные резервы и оценочные обязательства.
Оценочные резервы - по сомнительным долгам, под обесценение финвложений и под обесценение МПЗ.
Оценочные обязательства - это предстоящие неизбежные расходы, точных данных о суммах и сроках которых еще нет. Примеры: резерв на оплату отпусков, резерв на гарантийный ремонт, которые создают, чтобы не занижать величину обязательств.
Для обычных организаций все бухгалтерские резервы обязательны.
В налоговом учете оценочные резервы и оценочные обязательства не различают. Можно создавать резервы по сомнительным долгам, на оплату отпусков, на ремонт ОС, на гарантийный ремонт и на НИОКР. Их создание - ваше право, а не обязанность. Поэтому решение о создании резерва зафиксируйте в учетной политике.
Ответ на третий вопрос:
Да. С 2025 года организация должна начать применять Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
В соответствии с п. 2 ПБУ 18/02 данное Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями.
Обоснование
В текущем 2024 году статус малого предприятия организация не теряет (показатели численности и выручки берутся за предшествующий год, а не за текущий). Что касается 2025 года, то категория с субъекта малого предпринимательства на субъект среднего предпринимательства будет изменена в 2025 году только в том случае, если превышение предельных значений численности и выручки имело место и в 2022-2023 годах. Если же превышение выручки/численности допущено по итогам 2024 года впервые (в 2022-2023 годах превышения не было), то, несмотря на факт превышения выручки показателя в 800 млн рублей, статус малого предприятия организация не потеряет, это произойдет с 2027 года и только в случае, если превышение будет допущено также в 2025-2026 годах.
Потеря статуса субъекта малого предпринимательства не лишает организацию права на применение пониженных тарифов страховых взносов, так как такие тарифы установлены для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства.
Превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2025 год (т.е. обязательный аудит нужно будет проводить в 2026 году).
В связи с этим в рассматриваемом случае организация начиная с 2025 года теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности, и у нее возникает обязанность вести полноценный бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме.
При этом право на упрощенный учет и отчетность за 2024 год у организации сохраняется. Обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2024 год организация не подлежит.
Статус малого предприятия
Субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
- микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
- малые предприятия;
- средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн рублей.
При этом частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Говоря простым языком, категория хозяйствующего субъекта изменяется, если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми продолжается три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
В рассматриваемом случае предполагается, что по итогам 2024 года выручка от реализации превысит показатель - 800 млн рублей. С учетом приведенных выше норм, мы видим, что в текущем 2024 году статус малого предприятия организация не теряет (показатели численности и выручки берутся за предшествующий год, а не за текущий). Что касается 2025 года, то категория с субъекта малого предпринимательства на субъект среднего предпринимательства будет изменена в 2025 году только в том случае, если превышение предельных значений численности и выручки имело место и в 2022-2023 годах. Если же превышение выручки (численности) допущено по итогам 2024 года впервые (в 2022-2023 годах превышения не было), то, несмотря на факт превышения выручки показателя в 800 млн рублей, статус малого предприятия организация не потеряет, это произойдет с 2027 года и только в случае, если превышение будет допущено также в 2025-2026 годах.
Обращаем внимание, что потеря статуса субъекта малого предпринимательства не лишает организацию права на применение пониженных тарифов страховых взносов, так как такие тарифы установлены для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ). Для субъектов среднего предпринимательства предельный показатель выручки - 2 млрд рублей, численности - 250 человек.
Вместе с тем потеря статуса субъекта малого предпринимательства повлечет за собой потерю права на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", п. 2.1 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н - пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (пп. 1.2, п. 2 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности", п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
При составлении упрощенной отчетности организации вправе применить упрощенные формы, специально разработанные именно для субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее - Приказ N 66н (п.п. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее - Информация).
Также следует учитывать, что субъекты МСП, относящиеся к категории малых предприятий, в соответствии с абзацем десятым п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (смотрите также письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338). Потеря статуса малого предприятия, соответственно, влечет за собой и потерю данного права. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами.
Кроме того, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства. Так, ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ определено, что субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества при осуществлении закупок в соответствии со ст. 28-30 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, утрата статуса малого предприятия влечет за собой и утрату данных преференций.
Обязательный аудит
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Частью 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Как видим, решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2025 год (т.е. обязательный аудит нужно будет проводить в 2026 году). Обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2024 год организация не подлежит.
Также обращаем внимание, что любые организации, подлежащие обязательному аудиту, включая субъектов малого предпринимательства, не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Т.е. в рассматриваемом случае организация начиная с 2025 года теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности, и у нее возникает обязанность вести полноценный бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. При этом право на упрощенный учет и отчетность за 2024 год у организации сохраняется.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ руководитель такой организации не может принять ведение бухгалтерского учета на себя. В подобном случае ведение бухгалтерского учета возлагается руководителем на главного бухгалтера или на иное должностное лицо этой организации либо руководителю следует заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.