Мы хотим оформить на работу гражданина Латвии, на срок более 90 дней. Подскажите порядок действия организации и самого работника. Какие налоговые вычеты будут у работника и организаци?
На территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с работниками - иностранными гражданами, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или международным договором РФ (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Федеральным законом или международным договором РФ может быть установлено, что такие трудовые отношения регулируются иностранным правом (ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ).
Однако есть ряд особенностей, которые нужно учитывать, в частности, при заключении трудового договора с иностранцами.
Трудовой договор может заключаться только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Трудовой договор заключается на русском языке и при необходимости может быть переведен на понятный иностранному гражданину язык (ст. 68 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ, п. 2 ст. 22 Рекомендации N 86 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах" (пересмотренная в 1949 г.)"; далее - Рекомендация МОТ). Для соблюдения интересов обеих сторон целесообразно заключать трудовой договор на двух языках - русском и иностранном.
Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это предусмотрено ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.
Прием на работу иностранца.
Действия работодателя:
Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого трудятся иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Срок уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Это предусмотрено абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Указанное требование обязательно в том числе при заключении (прекращении, расторжении) соответствующих договоров с иностранными гражданами, временно пребывающими в РФ на основании визы, поскольку в отношении них Законом N 115-ФЗ не предусмотрено исключения.
По общему правилу для постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания работодатель (заказчик работ, услуг) должен уведомить орган миграционного учета об их прибытии. Такая обязанность обусловлена тем, что работодатель (заказчик работ, услуг) выступает для этих граждан в качестве принимающей стороны. Данные выводы следуют из п. 7 ч. 1 ст. 2, абз. 1 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ. Работодатель (заказчик работ, услуг) представляет уведомление в территориальный орган МВД России одним из способов, перечисленных в пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 22 Правил.
По общему правилу уведомить территориальный орган МВД России о прибытии иностранца в место пребывания необходимо не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, абз. 2, 3 п. 20 Правил).
Постановке на учет по месту пребывания подлежат временно пребывающие в РФ, а также постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане в случае нахождения в месте, которое не является местом их жительства, или отсутствия у них места жительства. Такой вывод следует из ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила).
Действия работника:
По общему правилу иностранные граждане, которые прибыли в РФ в порядке, требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (абз. 16 п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Далее рассмотрим общий порядок получения разрешения на работу для "визового" иностранца.
Шаг 1. Представить определенный комплект документов (п. п. 36 - 36.4 Административного регламента).
Заявитель вправе по собственной инициативе подать одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу дополнительные документы (п. п. 59 - 59.2 Административного регламента).
Для некоторых категорий "визовых" иностранцев законом предусмотрен иной перечень документов, представляемых для получения разрешения на работу. Например, специальный перечень установлен для лиц, привлекаемых в качестве высококвалифицированных специалистов (п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. п. 37 - 37.4 Административного регламента).
Шаг 2. Уплатить госпошлину за выдачу разрешения на работу.
Размер государственной пошлины за выдачу разрешения на работу составляет 3 500 руб. (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Указанная сумма уплачивается заявителем до выдачи разрешения на работу (пп. 4 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
Шаг 3. Забрать оформленное разрешение на работу.
Решение о выдаче разрешения на работу либо об отказе в его выдаче принимается в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и всех необходимых документов (п. 27 Административного регламента). Если заявитель одновременно подает документы на выдачу разрешения на работу и разрешения на привлечение и использование иностранных работников, то общее решение принимается в течение 30 календарных дней. Данный вывод следует из п. п. 28, 112 Административного регламента.
В случае принятия положительного решения разрешение на работу выдается заявителю в зависимости от категории иностранца по одной из форм, утвержденных Приказом ФМС России от 19.02.2014 N 97. В частности, форма бланка разрешения на работу "визовому" иностранцу приведена в Приложении N 1 к названному Приказу.
Выдача указанного разрешения на работу в форме электронного документа не допускается (абз. 3 п. 6 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
По общему правилу после получения разрешения на работу "визовый" иностранец обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ. Непредставление такого документа влечет аннулирование разрешения на работу. Данные выводы следуют из п. п. 1, 7 ст. 15.1, п. 9.1-1 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
Случаи, в которых может быть принято решение об отказе в выдаче "визовому" иностранному гражданину разрешения на работу, перечислены в п. п. 9, 9.1, 9.2, 9.7 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
Вычеты НДФЛ:
В целях исчисления НДФЛ с доходов от трудовой деятельности работника - иностранного гражданина в первую очередь необходимо определить его налоговый статус.
Если иностранец на момент получения указанных доходов признается налоговым резидентом РФ, то они подлежат обложению у налогового агента в следующем порядке. Применяется налоговая ставка 13%, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ, определяется единая налоговая база, исчисляемая нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ), применяются налоговые вычеты из предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ, которые могут быть предоставлены налогоплательщику налоговыми агентами (п. 3 ст. 210 НК РФ).
При налогообложении доходов от трудовой деятельности, выплачиваемых иностранным работникам, не признаваемым на момент выплаты дохода налоговыми резидентами РФ, действует следующий порядок. По общему правилу применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ), НДФЛ исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного налогоплательщику дохода (п. 3 ст. 226 НК РФ), налоговые вычеты не предоставляются (п. 4 ст. 210 НК РФ).
Вычеты для организации не предусмотрены.
За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена административная ответственность согласно ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Уведомление может быть подано работодателем или заказчиком работ (услуг) на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием сети Интернет и других информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru). На бумажном носителе уведомление может быть представлено непосредственно в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Данные выводы следуют из положений абз. 2 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Порядка представления уведомлений.
Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. Бланк уведомления необходимо заполнить на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств. Использование сокращений, аббревиатур и исправлений не допускается.