ЭЛКОД: Шоферская
Шоферская
  • Новые профессиональные и квалификационные требования к работникам-водителям

С 1 января 2021 года применяются новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Напомним, обязанность организаций и ИП обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п.2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

С 1 января 2021 года вступает в силу Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 282, которым утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и ИП при осуществлении следующих видов перевозок:

  • коммерческие перевозки — перевозки пассажиров (на основании договора перевозки или договора фрахтования) и/или грузов (на основании договора перевозки);
  • перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями — перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения вышеуказанных договоров.

Требования распространяются и на ИП, осуществляющих такие перевозки самостоятельно.

Для достижения необходимого уровня знаний и умений, установленных требованиями, работники должны проходить обучение в образовательных организациях.

Приказом установлены требования, в частности, к следующим профессиям и должностям работников:

— водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси);

— водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»);

— водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»);

— водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку опасного груза);

— водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС);

— водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении);

— контролер технического состояния ТС автомобильного транспорта;

— специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

— консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Приказ Минтранса вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Также с 1 января 2021 года утрачивает силу Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287, который ранее устанавливал профессиональные и квалификационные требования к работникам юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (конкретные виды перевозок, на которые прежние требования распространялись, указаны не были).

Если сравнить положения новых требований с прежними, то, например:

— водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее;

— установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение, в случаях установленных законодательством РФ (ранее требования этого не позволяли и в этой части противоречили п.13 ст.25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);

— к знаниям водителя легкового автомобиля тоже появились новые требования. Он среди прочего должен знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе с использованием спецустройств для инвалидов, а также основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

Ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, установлена п.1 ст.12.31.1 КоАП РФ (для организаций штраф составляет 100 тыс. руб.).

На заметку: с 2021 года также действует новый Порядок профессионального отбора и обучения работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (Приказ Минтранса России от 29.07.2020 N 264). Обязанность работодателей проводить такой отбор и обучение установлена ст.328 ТК РФ.

СПС КонсультантПлюс

Об этом и других особенностях трудовых отношений с водителями можно узнать в Готовом решении: Какие есть особенности работы водителей автомобилей (КонсультантПлюс, 2020).

Предложение от «ЭЛКОД»

Что специалисту кадровой службы учесть в работе в 2021 году расскажет Евгения Конюхова в ходе трансляции «Что особо учесть в работе кадровика в 2021 году» 13 января 2021 года, 10:00 — 14:00

  • Обновлены требования к режиму труда и отдыха водителей

С 1 января 2021 года обновлены требования к режиму труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424). Обновленные Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, работающих по найму, и водителей — ИП будут применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года вместо Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Новые правила не распространяются на водителей служебных легковых автомобилей органов власти, водителей, занятых на международных перевозках, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных, скорой помощи и аварийно-спасательных автомобилей, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих.

Особенности режима труда водителей

  • продолжительность рабочего дня (смены):

Как и раньше нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Время управления автомобилем не должно превышать: 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Для всех водителей с 1 января 2021 года допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели (сейчас это правило работает для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т). Водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки (сейчас это правило работает только при суммированном учете рабочего времени для водителей).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

В перечень водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов добавлены водители легковых такси и водители, работающие в вахтовых бригадах.

  • ненормированный рабочий день

Как и раньше для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также некоторым водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на отдельных видах работ в полевых условиях может устанавливаться ненормированный рабочий день.

  • разделение смен на части

Для всех водителей с 1 января 2021 года рабочий день можно будет разделить с их согласия на части. При этом время перерывов между частями рабочего дня (смены) в сумме за день не должно превышать:

3 часа — для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;

5 часов — для остальных водителей.

Первый перерыв должен быть не позже, чем через 5 часов после начала работы.

Время между частями смены не включается в рабочее.

Сейчас такое правило про 3 часа работает при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а правило про 5 часов — при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.

Особенности режима отдыха водителей

  • ежедневный (междусменный) отдых

Как и раньше ежедневный отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены) накануне отдыха.

С 1 января 2021 года при суммированном учете рабочего времени продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее 11 часов часа (сейчас минимум 12 часов).

Допускается для всех водителей:

— сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

— разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Также установлены особенности ежедневного (междусменного) отдыха для водителей в составе экипажей.

Ранее особенности ежедневного (междусменного) отдыха были установлены для водителей на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении, на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, на междугородных перевозках.

  • еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Еженедельный отдых водителя с 1 января 2021 года должен составлять минимум 45 часа (сейчас минимум 42 часа). Установлено, что предоставлять еженедельный непрерывный отдых нужно не реже чем через каждые 6 рабочих смен. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в 2 недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих 3 недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.

  • перерыв для отдыха и питания и специальный перерыв

Как и раньше время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены). А специальный перерыв в управлении транспортным средством — не позднее чем через 4,5 часа (сейчас максимум 4 часа, за исключением водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т) с момента начала вождения (его очередного периода). Перерыв должен быть как минимум 45 минут. Он может быть разделен на части, первая из которых должна составлять — не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей с 1 января 2021 года должна составлять не менее 10 минут.

СПС КонсультантПлюс

Об этом и других особенностях трудовых отношений с водителями можно узнать в Готовом решении: Какие есть особенности работы водителей автомобилей (КонсультантПлюс, 2020).

Предложение от «ЭЛКОД»

Что специалисту кадровой службы учесть в работе в 2021 году расскажет Евгения Конюхова в ходе трансляции «Что особо учесть в работе кадровика в 2021 году» 13 января 2021 года, 10:00 — 14:00

Гид по разделу «Образование»