Учреждением размещен электронный аукцион. В документации установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона 44-ФЗ. На момент подачи заявки участник отсутствовал в реестре недобросовестных поставщиков. На момент рассмотрения заявок, участник внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Обязан ли заказчик отклонить заявку такого участника?
На момент рассмотрения заявки на участие в закупке, если участник был включен в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), его заявку необходимо отклонить. Это предусмотрено пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно этой норме, если заказчиком в извещении установлено требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки и/или о лицах, информация о которых содержится в заявке, то такая заявка подлежит отклонению. Например, Решение Мурманского УФАС России от 08.02.2024 по делу N 051/06/106-66/2024.
Обоснование
12. При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
На заседании Комиссии Мурманского УФАС России представитель заказчика пояснил, что согласно сведениям, указанным в реестре недобросовестных поставщиков, размещенным на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (запись N 24000909), сведения о Заявителе включены в реестр недобросовестных поставщиков 24.01.2024. Вместе с тем, 30.01.2024 на платформе "Сбербанк АСТ" проведена процедура подачи предложений о цене контракта/суммы единиц товара, работы, услуг, протокол подведения итогов опубликован на платформе "Сбербанк АСТ" 01.02.2024. На момент рассмотрения заявок Заявителя и подведения итогов закупок, сведения о Заявителе были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
{Решение Мурманского УФАС России от 08.02.2024 по делу N 051/06/106-66/2024 Обстоятельства: Поступила жалоба на необоснованное отклонение заявки Заявителя, на основании того, что сведения об участнике были включены в реестр недобросовестных поставщиков на момент рассмотрения заявок. Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}}
Пример незаконного неотклонения заявки, которую следовало отклонить. В извещении о проведении электронного аукциона было установлено требование к участникам закупки, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Комиссия заказчика упустила из виду тот факт, что учредитель ООО "Ремстрой" - организации, признанной победителем электронного аукциона, - на момент рассмотрения заявки находился в РНП. Таким образом, заявка участника закупки подлежала отклонению, поскольку он не соответствовал установленному требованию, однако вместо этого была признана соответствующей извещению о закупке.
Действия членов комиссии заказчика были квалифицированы по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ <3>.
--------------------------------
<3> Решение Московского городского суда от 13.12.2022 по делу N 7-21830/2022.
Ошибка, допущенная в приведенном примере, встречается на практике очень часто. Это объясняется убежденностью многих специалистов в сфере закупок в том, что проверка участников закупок на соответствие требованию об отсутствии в РНП всецело относится к компетенции оператора электронной площадки.
Действительно, в подп. "з" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ сформулировано специальное основание для возврата оператором электронной площадки поступившей заявки подавшему ее участнику при условии, что в извещении о закупке установлено требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Здесь сказано, что оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки в случае наличия в РНП "информации об участнике закупки, в т.ч. информации о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Однако в тех случаях, когда заказчик со ссылкой на ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает требование об отсутствии в РНП, такое требование распространяется не только на самого участника закупки, но и на лиц, названных в подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Как видно из таблицы 1, этот перечень шире того, который содержится в подп. "з" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ.