Обязаны ли мы как ГБУ установить требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 по монтажу узла учёта тепловой энергии? Постановление предусматривает обязанность заказчиков устанавливать требования нацрежима и при закупке работ, в ходе выполнения которых поставляются товары. Что такое поставляемые товары? Смета на эти работы предусматривает ряд товаров (прибор учёта, теплообменник, насос и т.п.), которые принимаются к бухучёту не по отдельности, а как единое целое (будут значиться, как основное средство - "узел учёта").
Отличие поставляемого товара от используемого товара заключается в том, что используемый товар не передается заказчику. Товар является используемым, если он отвечает следующим признакам:
- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
- товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Данный вывод следует из позиции ФАС России, изложенной в Письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20. Кроме того, Верховный Суд РФ в Решении от 04.02.2021 N АКПИ20-959 указал, что содержащиеся в Письме ФАС России рекомендации не выходят за рамки адекватного толкования положений действующего законодательства.
Правительство РФ установило (ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления N 1875):
- запрет закупок товаров иностранного происхождения, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, из Перечня N 1;
- ограничение закупок товаров иностранного происхождения из Перечня N 2;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения. Эта мера предусмотрена для всех товаров, которые не включены в упомянутые перечни.
Перечисленные меры распространяются также на товары, которые поставляются при выполнении закупаемых работ (оказании закупаемых услуг), и на товары - предметы лизинга (п. 1, пп. "з" п. 4 Постановления N 1875).
Обоснование
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.
Пример:
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
При этом в соответствии с п. 45 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" обстановка дороги, в том числе сети освещения объединяются в один инвентарный объект и учитываются в составе дороги.
То есть, заказчик учитывает на своем балансе в целом объект, как сеть наружного освещения. Светильники, подлежащие замене при проведении энергосберегающих мероприятий, как и иные неразрывно связанные с ними части единой осветительной системы (провод ОПН LVA-280, кабель силовой с медными жилами ВВГ 3х1,5-660), функционирующей одновременно и в комплексе, являются в данном случае товаром, используемым при выполнении работ. Вычленение одного или нескольких составляющих общего комплекса оборудования, позволяющего работать в качестве системы наружного освещения исключает получение результата в виде экономии электроэнергии всего комплексного объекта энергосервиса.
Следовательно, оборудование и иные используемые материалы, указанные в том числе в Разделе 9 "Смета на строительство объектов капитального строительства", являются товарами, которые не являются поставляемыми товарами, не принимаются к бухгалтерскому учету и являются расходными материалами, используемыми при выполнении работ.