ЭЛКОД: ФНС подготовила алгоритм для налоговых органов по выявлению налоговых схем: положения ст.54.1 НК РФ разобраны по буквам

ФНС подготовила алгоритм для налоговых органов по выявлению налоговых схем: положения ст.54.1 НК РФ разобраны по буквам

Возможности: ознакомиться с рекомендациями и при необходимости предпринять действия, которые докажут реальность сделок.

В Письме от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ ФНС дала налоговым органам подробные рекомендации по применению каждого пункта новой ст.54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ, которая начала действовать с 19 августа 2017 года.

Зачем выпущены рекомендации

Рекомендации выпущены в целях единообразного подхода налоговых органов к доказыванию использования налогоплательщиками "агрессивных" механизмов налоговой оптимизации, иными словами налоговых схем.

ФНС разъясняет, что ст.54.1 НК РФ определила конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены для возможности учесть расходы и заявить вычеты по НДС. Данная статья не расширила полномочия налоговых органов по сбору доказательственной базы и сохранила принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков.

С какого момента должны применяться положения ст.54.1 НК РФ

Ведомство напомнило, что согласно п. 2 ст.2 Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ (который ввел в НК РФ ст.54.1), новые положения, содержащиеся в ст. 54.1 НК РФ, применяются при проведении:

- камеральных проверок деклараций, представленных после 19 августа 2017 года;

- выездных проверок, назначенных после 19 августа 2017 года.

Поэтому, понятия, отраженные в Постановлении Пленума ВАС N 53 и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до 19 августа 2017 года, не используются при проведении камеральных проверок деклараций, представленных после этой даты и выездных налоговых проверок, назначенных после нее.

Как налоговые органы будут доказывать нарушение каждого из пунктов ст.54.1 НК РФ

Налоговым органам указано в актах и решениях по результатам налоговых проверок квалифицировать выявленные обстоятельства со ссылкой на конкретный пункт ст. 54.1 НК РФ.

Пункт ст. 54.1 НК РФ

В чем выражается нарушение

Доказательства нарушений

Конкретные примеры нарушений

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Умышленные действия самого налогоплательщика в виде сознательного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения

в целях уменьшения налоговой базы, суммы налога к уплате посредством:

  • неправильного применения налоговой ставки, льготы, режима налогообложения;
  • манипулирования статусом налогоплательщика;
  • неудержания налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию.

Внимание! При отсутствии доказательств умысла

методологическая или правовая ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения п.1 ст. 54.1 НК РФ.

Выявление обстоятельств, свидетельствующих об осознании лицом противоправного характера своих действий (бездействия)*.

Налоговые органы должны доказать совокупность следующих обстоятельств:

  • существо искажения (то есть в чем конкретно оно выразилось);
  • причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;
  • умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц);
  • потери бюджета.

При взаимодействии налогоплательщика с формально независимыми лицами об умышленности действий свидетельствуют:

  • предопределенность движения денежных и товарных потоков;
  • ряд неслучайных действий, подчиненных единой цели - возможности отражения заведомо ложных сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения;
  • создание искусственного документооборота для получения налоговой экономии.

Характерные  примеры  "искажения":

  • создание схемы "дробления бизнеса";
  • искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, льгот, освобождения от налогообложения;
  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Способы искажения сведений: неотражение выручки;  отражение в регистрах учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

*Установление умысла не должно сводиться к простому перечислению всех сделок , в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию. Налоговые органы должны указать на конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц) и привести доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

Пункт ст. 54.1 НК РФ

В чем выражается нарушение

Доказательства нарушений

Конкретные примеры нарушений

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога

при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

Основная цель сделки - неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия.

Налоговые органы должны доказать, что такая сделка  не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

 

Присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования и т.п.

 

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

 

Фактическое исполнение сделки лицом, не указанным в первичных документах

Налоговому органу следует доказывать, что:

1. Сделка не исполнена заявленным контрагентом.

Механизмы получения доказательств:

  • получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения и исполнения сделки (операции);
  • проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств;
  • сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
  • инвентаризация имущества;
  • анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);
  •  истребование документов (информации) в необходимых случаях проведение выемки документов (предметов);
  • проведение экспертиз и другие.

2. Исполнение, предусмотренное спорной сделкой, выполнено самим налогоплательщиком, а не его контрагентом.

Механизмы получения доказательств:

  • информация, прямо или косвенно подтверждающая данный факт, полученная посредством опросов должностных лиц налогоплательщика, занятых на производстве;
  • истребования документов (информации) у заказчиков и допросов их должностных лиц;
  • выявления иных, "непроблемных", контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;
  • исследования локальных актов об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.

3. Имел место формальный документооборот в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по спорной сделке.

Механизмы получения доказательств:

  • факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или его взаимозависимым (подконтрольным) лицом;
  • факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, его учредителей и должностных лиц;
  • использование одних IP-адресов;
  • обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика;
  • нетипичность документооборота;
  • несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).

Отсутствие у контрагента складских помещений, персонала, имущества для исполнения условий сделки.

Кроме того, п. 3 статьи 54.1 НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогового законодательства;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Данные критерии закреплены в ст. 54.1 НК РФ для того, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»