ЭЛКОД: На что аудиторы будут обращать внимание при проверке бухотчетности за 2021 год

На что аудиторы будут обращать внимание при проверке бухотчетности за 2021 год

Возможности: ознакомиться с рекомендациями Минфина, чтобы узнать, на чем аудиторы сделают акцент при проверке бухотчетности за 2021 год.

Минфин выпустил Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год (приложение к Письму Минфина от 18.01.2022 N 07-04-09/2185).

В них ведомство напомнило, что начиная с 1 января 2022 года индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в том числе отчетности за отчетные периоды, предшествующие 2021 году (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ). Таким образом, обязательный аудит бухотчетности за 2021 год вправе проводить исключительно аудиторские организации.

Минфин отмечает: при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год необходимо иметь в виду, что с 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы», а также учитывать изменения в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».
Об изменениях в этих ПБУ можно узнать в обзорах «Внесены поправки в ряд ПБУ» и «Минфин прокомментировал новые правила раскрытия информации в бухучете и бухотчетности» на нашем сайте.

Также некоторые организации могли принять решение о досрочном применении ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 6/2020 «Основные средства». В этом случае требования этих стандартов должны быть учтены при формировании и проверке бухотчетности за 2021 год.

В связи с этим Минфин рекомендовал аудиторам при проверке годовой бухотчетности обращать внимание на следующее:

организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, характеризующихся всеми признаками ОС, установленными п. 4 Стандарта, но имеющих стоимость ниже установленного организацией лимита (п. 5 ФСБУ 6/2020). Поскольку в п. 4 ФСБУ 6/2020 речь идет об активе (а не о группе активов), характеризующемся установленными признаками, то названный лимит стоимости должен устанавливаться для единицы такого актива, а не совокупности его единиц;
в состав арендных платежей включаются платежи (за вычетом подлежащих возмещению сумм НДС и иных возмещаемых сумм налогов), обусловленные договором аренды (п. 7 ФСБУ 25/2018). Как для арендатора, так и для арендодателя сумма НДС (возмещаемого и невозмещаемого) представляет собой обязательство по уплате налогов, возникающее вследствие исполнения требований законодательства. Исходя из этого, сумма НДС, которая должна быть уплачена арендатором, не является частью арендных платежей, обусловленных договором аренды, не включается в состав арендных платежей при оценке обязательства по аренде согласно ФСБУ 25/2018 (независимо от порядка возмещения или вычета НДС) и подлежит признанию арендатором в бухгалтерском учете в качестве обязательства в момент возникновения обязанности по ее уплате;
по общему правилу арендатор признает предмет аренды на дату предоставления его в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018). Организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств, др.). Стоимость права пользования активом погашается посредством начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются. При определении того, являются ли активы схожими по характеру использования, необходимо принимать во внимание, среди прочего, схожесть сроков полезного использования права пользования активом и актива;
последствия изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 отражаются ретроспективно либо перспективно по выбору организации. При выборе перспективного способа требования ФСБУ 5/2019 применяются только в отношении фактов хозяйственной жизни, которые произошли после начала применения ФСБУ 5/2019, без изменения сформированных ранее учетных данных. При этом в отношении объектов, которые до 1 января 2021 года были отпущены в производство, но согласно правилам, действовавшим до начала применения ФСБУ 5/2019, отражались в бухучете в составе запасов, допустимо применять те способы ведения учета (в том числе способы погашения стоимости), которые использовались до начала применения ФСБУ 5/2019;
управленческие расходы не включаются в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п. 26 ФСБУ 5/2019). При этом организация самостоятельно определяет, какие управленческие расходы непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор должен сделать вывод об обоснованности принятого решения о включении управленческих расходов в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции;
аналитический учет затрат на выполнение НИОКР целесообразно организовать так, чтобы было обеспечено формирование информации раздельно о затратах, относящихся к стадии исследований и к стадии разработок. Отнесение конкретных выполняемых НИОКР к названным стадиям для целей бухгалтерского учета осуществляется организацией самостоятельно. Для этого можно использовать классификацию работ, предусмотренную ГОСТ Р 58048-2017 или Правилами и условиями предоставления поддержки реализации проектов.

На заметку:  сформировать бухотчетность за 2021 год без ошибок поможет книга «Годовой отчет 2021» (Крутякова Т.Л., «АйСи Групп», 2021) в СПС КонсультантПлюс.

Кому надо пройти обязательный аудит бухотчетности и есть ли штраф за его непроведение, можно узнать в Типовых ситуациях в СПС КонсультантПлюс:

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»