ФНС России подготовила обзор судебной практики, который содержит анализ споров с налогоплательщиками по поводу получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц (Письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@). В Обзоре есть примеры арбитражных споров, в которых была поддержана позиция налоговых органов, и споров, где суды поддержали налогоплательщиков.
Так, основаниями принятия решения в пользу налогоплательщиков, в частности, были:
- недоказанность подконтрольности и несамостоятельности ведения предпринимательской деятельности участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- неправильное определение налоговым органом действительного размера налоговых обязательств.
Одновременно названы признаки, свидетельствующие о том, что была применена схема дробления бизнеса. Доказательствами дробления, в частности, могут быть:
- дробление одного бизнеса (производственного процесса) между несколькими лицами на спецрежимах (ЕНВД, УСН), чтобы уйти от уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
- расширение в целом всей хозяйственной деятельности участников схемы, и при этом - уменьшение или отсутствие изменений налоговых обязательств участников;
- создание новых участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
- аффилированность участников схемы (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
- формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей; отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
- использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта, адресов фактического местонахождения, помещений, банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, ККТ, терминалов и т.п.;
- общие поставщики и покупатели у всех участников схемы;
- фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
- единые для участников схемы службы, осуществляющие ведение бухучета, кадрового делопроизводства, юридическое сопровождение, логистику и т.д.
В Обзоре отмечается, что отсутствие доказательств, необходимость установления которых возлагается на налоговый орган, влечет вынесение судебного акта не в пользу налогового органа.
Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс