В Информации от 13.05.2025 на сайте ФНС напоминает, что заключение договоров с самозанятыми с целью фактической подмены трудовых отношений несет в себе серьезные риски для бизнеса.
Налоговые органы уделяют пристальное внимание таким ситуациям. ФНС России в Письме от 15.04.2022 N ЕА-4-15/4674 подробно описала признаки, по которым может быть выявлена подмена трудовых отношений гражданско-правовыми при работе с самозанятыми (плательщиками НПД).
Чтобы минимизировать юридические и финансовые риски при взаимодействии с самозанятыми, организациям и ИП рекомендуется обращать внимание на следующие обстоятельства:
- Проверка статуса исполнителя – необходимо убедиться, что физическое лицо действительно зарегистрировано в качестве самозанятого. Сделать это можно на официальном сайте ФНС с помощью специального сервиса «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)».
- Соблюдение ограничения для бывших сотрудников – в соответствии с частью 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ запрещено заключать договоры с физическим лицом в статусе самозанятого, если трудовые отношения с данной организацией или ИП прекращены менее двух лет назад.
- Привлечение для выполнения конкретных задач – сотрудничество с самозанятым должно строиться на выполнении определенной, четко сформулированной работы или оказании конкретной услуги с заранее оговоренным конечным результатом. Заказчик определяет задачу, сроки и оплачивает именно результат, а не процесс работы.
- Составление корректного гражданско-правового договора (ГПХ) – для оформления отношений с самозанятым используется стандартный договор ГПХ. Предмет договора должен быть максимально конкретизирован и ориентирован на достижение финального результата работы или услуги.
- Включение в договор важных обязанностей самозанятого – предусмотреть в договоре пункты, обязывающие самозанятого своевременно информировать заказчика об утрате своего статуса плательщика НПД и оперативно предоставлять чек после получения оплаты. Это позволит снизить риски в случае непредвиденной смены статуса исполнителя.
- Правильное оформление платежей – все расчеты должны производиться в строгом соответствии с условиями заключенного договора ГПХ.
- Требование и хранение чеков – чек, сформированный самозанятым в приложении «Мой налог», является обязательным документом, подтверждающим факт получения им дохода от заказчика. На основании чека можно учитывать вознаграждение в своих расходах. Акт выполненных работ может выступать дополнительным документом для целей налогового учета.
- Контроль статуса чеков – поскольку существует техническая возможность аннулирования чеков в приложении «Мой налог», рекомендуется периодически проверять актуальный статус полученных от самозанятых чеков по их ID на сайте ФНС.
- Минимизация инфраструктурной зависимости – если самозанятый для выполнения своей работы постоянно использует ресурсы заказчика (работает в его офисе, пользуется его техникой, корпоративной связью), это может послужить одним из признаков подмены трудовых отношений для налоговых органов. Рекомендуется настраивать с самозанятыми удаленное взаимодействие.
Для оценки потенциальных рисков рекомендуется провести анализ условий уже заключенных договоров с самозанятыми на предмет наличия признаков, указывающих на фактическое существование трудовых отношений, учитывая при этом актуальную судебную практику.
На заметку: правильно и с минимальными рисками организовать взаимодействие с самозанятыми поможет Алгоритм клиентского опыта «Работа с самозанятыми» на нашем сайте.
Читайте подробнее