ЭЛКОД: Как получить бесплатную квалифицированную ЭП с 1 июля 2021 года

Как получить бесплатную квалифицированную ЭП с 1 июля 2021 года

Возможности: юрлица (лица, имеющие право действовать от имени юрлица без доверенности), ИП и нотариусы с 1 июля 2021 года могут обратиться в территориальный налоговый орган по предварительной записи для получения квалифицированного сертификата электронной подписи. Риски: для записи квалифицированного сертификата ЭП заявителю необходимо предоставить поддерживаемый УЦ ФНС России носитель ключевой информации.

С 1 января 2022 года юрлица и ИП (кроме ряда лиц, например кредитных организаций) могут применять квалифицированную электронную подпись (далее КЭП), выданную только удостоверяющим центром (далее УЦ)  ФНС России. То есть срок действия КЭП, выпущенных коммерческими УЦ, заканчивается 1 января 2022 года.

С 1 июля 2021 года ФНС России планирует оказывать услуги по выпуску КЭП юрлиц (лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности), ИП и нотариусов для «бесшовного» перехода от платного варианта коммерческих аккредитованных УЦ к соответствующей безвозмездной госуслуге, оказываемой аккредитованным УЦ ФНС России. Подробнее об этом можно узнать в обзоре на нашем сайте.

ФНС России в Информации от 12.05.2021 рассказала, кто и как может получить бесплатную КЭП. С 1 июля 2021 года за получением квалифицированного сертификата ЭП в УЦ ФНС России могут обратиться юридические лица (как правило, генеральный директор, который действует от лица компании без доверенности), ИП и нотариус. Выпускать КЭП будет территориальный налоговый орган по предварительной записи. Заявитель должен лично представить заявление на выпуск КЭП, паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации. С 1 июля 2021 года лица гендиректор и ИП смогут подать заявление на выпуск КЭП через Личный кабинет налогоплательщика – физического лица. Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.

Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.

Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору ЭДО.

ФНС отмечает, что полученные в рамках пилотного выпуска квалифицированные сертификаты являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России, смогут обращаться в Службу техподдержки или по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222.

Ведомство отмечает, что квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юрлица по доверенности, УЦ ФНС России выдавать не будет, для получения нужно обращаться в коммерческие аккредитованные УЦ.

ФНС также напоминает, в какой удостоверяющий центр нужно обращаться для получения КЭП с 1 января 2022 года:

  • банкам, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и ИП  в УЦ ЦБ РФ;
  • должностным лицам госорганов, органов местного самоуправления и подведомственных им организациям – в УЦ Федерального Казначейства;
  • физлицам, а также лицам, действующим от имени юрлица по доверенности,  в коммерческие УЦ после их переаккредитации.
Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»