Расходы на рекламу
При УСН с объектом «доходы» нельзя учесть расходы на рекламу (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
При УСН с объектом «доходы минус расходы» можно учесть расходы на рекламу (подп. 20 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.18 НК РФ):
– товаров (работ, услуг), которые производятся, приобретаются и (или) реализуются;
В полной сумме можно учесть только следующие расходы (п. 4 ст. 264, подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ):
- на рекламу в СМИ, в том числе в печати, по радио и телевидению, через интернет, а также при кино- и видеообслуживании;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, а также на производство и размещение рекламных баннеров на транспорте (Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2019 N 305-ЭС19-4394 приведено в п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019), п. 6 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за II квартал 2019 года). Наиболее распространенными расходами при размещении наружной рекламы являются расходы:
- на создание рекламного материала (изображения, звукового ряда, рекламного слогана и т.д.);
- приобретение (создание, сооружение) или аренду рекламной конструкции;
- оплату услуг третьих лиц по размещению рекламы;
- оплату права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов о реализуемых товарах (работах, услугах), а также о товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой компании;
- уценку товаров, которые полностью или частично потеряли качество при экспонировании.
В пределах норматива учитываются расходы (п. 4 ст. 264, подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ):
– на приобретение (изготовление) призов, которые вручаются во время проведения массовых рекламных кампаний;
– прочие расходы на рекламу, которые нельзя учесть в полном объеме.
Такие расходы следует учитывать в сумме, не превышающей 1% от выручки за отчетный (налоговый) период.
Если расходы на такую рекламу превысили 1% выручки в одном отчетном периоде, то сверхнормативные расходы можно учесть в следующем отчетном периоде, и так до конца года. Ведь при УСН доходы и расходы рассчитываются нарастающим итогом (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Расходы, которые превысили этот лимит по итогам года, перенести на следующий год нельзя.
Выручка рассчитывается с учетом поступивших авансов (Письмо Минфина от 11.02.2015 N 03-11-06/2/5832).
К нормируемым расходам на рекламу для УСН относятся те же расходы, которые признаются нормируемыми по налогу на прибыль организаций. Такой вывод следует из подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.
Подробнее об учете каждого вида расходов на рекламу рассказано в Готовом решении: Как учесть расходы на рекламу при УСН (КонсультантПлюс, 2021).
Расходы на подбор персонала
Налоговую базу по УСН можно уменьшить только на те расходы, которые перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Этот перечень закрытый. Затраты на подбор персонала в нем не поименованы. Данное правило применимо и для расходов при поиске работников через интернет-сайты (Письмо Минфина от 31.05.2016 N 03-11-06/2/31416). Поэтому расходы на размещение объявлений о вакансиях нельзя учесть при УСН.
Для кадровых агентств это правило не действует. Затраты по поиску персонала для заказчика (например, размещение вакансий на интернет-сайтах, в газетах) кадровые агентства включают в материальные расходы на дату их оплаты. Это связано с тем, что такие расходы непосредственно связаны с их производственной деятельностью (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.08.2012 N 03-11-06/2/111).
На заметку: разобраться в спорных вопросах учета доходов и расходов на УСН, а также узнать обо всех новшествах Вы сможете на трансляции «УСН: наводим порядок в доходах и расходах», которая пройдет 18 мая 2021 года.
Читайте подробнее